Просмотр содержимого документа
«НОД «В гостях у профессора Чудакова» для детей старшего дошкольного возраста с использование STEM-технологии «В гостях у профессора Чудакова»»
Непосредственно образовательная деятельность для детей
старшего дошкольного возраста
с использование STEM-технологии
«В гостях у профессора Чудакова»
Подготовил: Воспитатель Мезина Е.А.
Возраст воспитанников: дети старшего дошкольного возраста
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская (моделирование).
Цель: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста по средствам с экспериментирования.
Задачи:
- учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
- расширять представление детей о свойствах воды, воздуха.
- развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Материалы и оборудование: ноутбук, столы, стулья, конверты с заданиями, бумажный веер по количеству детей, одноразовые стаканы прозрачные по количеству детей, коктейльные трубочки по количеству детей, подносы по количеству детей, листы бумаги по количеству детей, стакан с йодовым раствором, кисти, яйцо сырое по количеству детей, соль, ложки одноразовые по количеству детей, деревянные кубики с цифрами,сертификат по количеству детей.
Используемая литература:
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
А. И. Иванова. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. детская энциклопедия. М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15«Подсолнушек» г. Владимира). Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, к нам в детский сад пришло видео - обращение из лаборатории профессора Чудакова! Вы готовы выйти на связь с профессором? (да). Тогда включаем скайп! (садимся на диван и включаем презентацию)
Профессор:
Дорогие ребята, мы проводим набор в школу Фиксиков. Хотите ли вы стать учениками нашей школы? (ответы детей).Кто желает поступить в нашу школу, должен пройти предварительные испытания в лаборатории Фиксиков. Желаю удачи!
Воспитатель:
Нам нужно выполнить поручение профессора. Для этого нужно быть внимательным и собранным, принимать быстро решения и помогать друг другу! Вы готовы? (ДА) Тогда в путь! Мы отправляемся в лабораторию
Звучит музыка волшебная.
Ну, вот мы с вами попали в лабораторию, а значит стали кем? Правильно лаборантами.
Как все лаборанты мы приготовимся к работе (одеваем халаты)
и вспомним правила работы в лаборатории
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
(Карточка – схема)
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
(Рядом со схемой-карточкой лежит конверт)
Воспитатель:
Ребята, здесь еще и конверт. Давайте его откроем.
(открываем и достаем лист с подсказкой)
А вот и подсказка, что нам нужно сейчас изучить: картинка «4-й лишний» (бабочка, муха, комар, вентилятор). Лишний предмет - вентилятор.
Посмотрите внимательно, где находится вентилятор? К нему мы и пойдем.
(В вентиляторе торчит конверт, открываем конверт с заданием)
Загадка: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Дети: (Воздух)
Воспитатель: Правильно, воздух. Читаем задание:
Докажите, что воздух движется, что он вокруг нас и можно ли его увидеть?
Ну что же давайте доказывать!
Опыт «Движение воздуха»
Воспитатель: Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? (ответы детей) Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо, вокруг себя.Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется, и он вокруг нас. Как же воздух двигается? Чтобы это нам узнать нам нужно присесть за стол.
Но к столу мы не можем пройти пока не решим логическую задачу:
Опыт «Достань кубики без рук из банки»
Нужно достать кубики со дна банки, не опуская руки в банку. Как это можно сделать?
Ответы детей: …
Дети, долив воды из кувшина, достают кубики с номером, и занимают места за столами в соответствии с номером на кубике.
Опыт «Как увидеть воздух?»
Воспитатель: возьмите трубочки и подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? (Ответы детей) Давайте попробуем.
Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды. Вот так мы можем увидеть воздух, который мы выдыхаем.
Молодцы, с заданием мы справились и доказали, что воздух находится вокруг нас и движется, и что воздух который мы выдыхаем можно увидеть с помощью воды
Воспитатель:
А теперь мы с вами перейдем к другому столу в лаборатории.
Опыт «Подводная лодка из яйца».
Материал: яйцо, стакан, ложка, соль.
Сейчас мы с вами попробуем сделать подводную лодку из яйца
Налейте полстакана воды.
Ложкой опустить яйцо, в стакан и наблюдать, что будет (он опустится вниз)
В другой стакан наливаем воды и добавляем 2 ложки соли перемешиваем. И опускаем туда яйцо.
Что произошло (яйцо плавает на поверхности воды)
А как сделать так чтобы яйцо было посередине?
Берем третий стакан и опускаем туда яйцо, наливаем немного обычной воды, а затем воды с солью, что происходит.
Яйцо поднимается и останавливается на середине стакана.
Чтобы лодка опустилась вниз нужно добавить пресной воды, а чтобы всплыла вверх (соленой)
Вывод: Соленая вода может удерживать предметы на поверхности, она тяжелее, чем пресная.
Воспитатель: любому учёному для того чтобы быть умным обязательно нужно делать зарядку. Чудаков вам оставил физкульминутку, давайте мы ее сделаем!
Физкультминутка
Тихо встали, отодвинув стул назад. Немного отдохнем.
Я веселый-Лаборант
Ищу всюду свой талант,
Головой кручу, верчу,
Всё увидеть я хочу!
Чтобы лампочку достать,
На носочки надо встать.
Руки вверху поднимаю,
По одной, их опускаю.
Наклоняюсь вправо, влево,
Буду сильным и умелым!
Воспитатель во время физминутки достает из-под ковраконверт.
Воспитатель:
Когда я делала наклоны, обратила внимание на пол, тут лежит конверт. Он ваш? Давайте откроем и посмотрим, что внутри.
Открыть конверт с заданием, достать листок. А он пустой...
Я ничего не вижу, а вы ребята?
Ответы детей…
Воспитатель:
А что если профессор написал нам задание невидимыми чернилами?
Так как же нам прочитать их? (дети высказывают свои мнения). Ребята, мы же с вами находимся в лаборатории. Присаживаемся на свои места.
Опыт «Невидимые чернила»
Воспитатель: У вас на подносах есть чистый лист бумаги, ватная палочка и блюдце с молоком. Предлагаю вам макнуть ватной палочкой в молоко и написать письмо вашему соседу, все что вы захотите. Отложите лист на верхний край стола, пусть ваши письма высыхают. Мы с вами приготовим специальный раствор для чтения невидимых чернил.
Для того, чтобы прочитать это письмо возьмем стакан нальем немного воды и капнем туда 10 капель йода. У нас получился йодовый раствор, и с помощью кисточки намочим лист и посмотрим проявиться у нас что-то или нет.
Что вы видите? Ответы детей….
Воспитатель: А теперь попробуем расшифровать письмо, которое мы нашли.
Воспитатель наносит раствор на лист бумаги, проявляется цветок, такая брошь-цветок на одном из гостей. Гостья объявляет, что дети успешно прошли все испытания и им вручают сертификаты о том, что они прошли все испытания и приняты в школу Фиксиков.
Рефлексия. Что вам, ребята, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)