Просмотр содержимого документа
«Нод по развитию речи на тему "семейные традиции" в подготовительной группе»
Орг. Момент.
Я рада все вас видеть сегодня, доброе утро!
Сегодня к нам пришли гости –давайте их поприветствуем: Доброе утро!
Что такое детский сад?
Это очень теплый взгляд
Это звонкий, звонкий смех
Теплые слова для всех
Это мам и пап отряд, это дедушки , бабули
Это первые друзья, подружки
Это теплый, теплый дом
Где все дружно мы живем
Встречаем мы гостей с душой
Радушно и сердечно!
Основная часть
Сегодня утром , когда я шла в детский сад почтальон мне передал письмо от Домовенка Кузи, давайте его прочтем:
Ой бяда, бяда, огорчение!! Здравствуйте ребята, я домовенок кузя.Я 7 веков оберегал дома, и у меня случилось несчастье, злая баба-яга выкрала меня из моей семьи, накормила меня заколдованными пирожками и я позабыл что такое семья, позабыл дорогу домой! Помогите мне пожалуйста одолеть злые чары, для этого нужно пройти задания и собрать ключи от всех домов, в которых я жил и живу.Эти задания сложные , но итересные.А отправитесь вы за ключами по тропинке заданий!
Ребята, поможем Кузе вспомнить свою семью, дорогу домой. Будем расколдовывать злые чары. А чтобы попасть на тропинку задаий-скажем волшебные слова : 1,2,3 повернись-на тропинке заданий окажись.
А вот и первый конверт и в нем задание: расколдуй волшебную стену, отгадайте что здесь зашифровано и расскажите об этом, и ключ ваш!
-Так что же здесь зашифровано? ( семья)
-совершенно верно! А давайте поможем Кузе вспомнить , что же такое СЕМЬЯ?
( Семья-это самое ценное в нашей жизни, в семье люди заботятся друг о друг, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе)
-совершено верно!
-А еще есть в каждой семье свои семейные традиции! А что такое традиция?(это правила и обычаи , принятые в семье, которые соблюдаю взрослые и дети)
Рассказ 2-3 детьми о своих традициях.
А еще м знаем с вами четверостишье о семье, давайте хором его проговорим: Семья-это важно,
семья-это сложно,
но жить без семьи никак невозможно!
-Молодцы,вот наш первый ключ!
- а мы двигаемся дальше!
2. И я уже вижу волшебную полянку , но почему то листья лежат под ногами, не знаете, почему?
( сейчас поздняя осень, и все деревья уже сбросили с себя всю листву)
-А для чего деревья освобождаются от листвы?
( потому что совсем скоро наступит зима,дерево зимой накроется белым одеялом и будет спать и набираться сил, отдыхать, чтобы весной распустить новые листочки)
-А вот и конверт с заданием: Соберите листья в вазы и получите ключ!
Ну что же, поворачивайтесь друг за другом, прогуляеся по полянке и наберем листьев :1,2,3,4,5 Будем листья собирать
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем-
В вазы осенний букет отнесем!
( на мольберте две вазы- синяя, зеленая, на листьях разные предметы, если предмет начинается на тв. Согласный-в синюю вазу, если на мягкий согласный-в зеленую вазу)
-а сейчас несите листья в вазу
(самовар, чайник, чашка, сервиз, сахарница, тарелка, блюдце, ложка ,пряники, вазочка , варенье, конфеты , пирожки) ( дети озвучивают что куда поставили)
-А скажите, что за семейная традиция существует , где нужны бывают все эти предметы?
( чаепитие)
-Совершенно верно! Расскажите мне о ней !
( Когда семья собирается за одним столом, стелят нарядную скатерть, ставят чайную посуду, лодат столовые приборы.к чаю подают пряники, леденцы, печенье, кренделя, варенье, мед)
-Молодцы!! Получайте ключ!!
-А мы с вами устроим свое чаепитие!
* ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА( координация речи с движением)
Вот большой, пузатый чайник –очень важный он начальник!
Вот фарфоровые чашки-очень хрупкие бедняжки!
Вот фарфоровые блюдца-только стукни, разобьются!
Вот серебрянные ложки-голова на тонкой ножке,
Вот пластмассовый поднос- он посуду нам принес !!
А теперь , двигаемся дальше, присаживайтесь за столы
Конверт с загадкой:
Приголубит кто тебя?
Поцелует кто любя?
Сварит, постирает, свяжет,
Сказку добрую расскажет,
Пожалеет, пожюрит,
Ласково поговорит, кто же это? (МАМА)
-Да, вы правы! Мама –главное слово в нашей судьбе! А какой праздник празднуется в последнее воскресенье ноября? ( День матери)
у вас на столах лежат схемы предложений, у каждого разные- Сейчас вы будете составлять предложения о своей маме по схеме .( Мама готовит суп. Мама стирает. Мама идет на работу.)
Молодцы, ключ ваш!
А теперь , двигаемся дальше!( полукругом стоят стульчики,дети садятся)
– На экране картинки: Хлеб и соль, кошка, младенец, праздник.
-А вот и конверт: Повторите пословицу « Хорошая семья-традициями крепка»( повторяем три раза подряд)
Читаю задание : Назовите традиции которые существовали на Руси, некоторые из них до сих пор соблюдаются!
Посмотрите на первую картинку скажите, что это? ( ХЛЕБ И СОЛЬ)
( Раньше гостей встречали хлебом с солью, кланялись в пояс, показывая свое уважение.Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.)
На экране –КОШКА, а какая была традиция на Руси, связанная с кошкой?
( Есть такая старинная традицияпри переезде в новый дом или квартиру-первой в жилище пускали кошку.Люди верили что кошка оберегала и защищала дом.)
УГОЛЕК
( Когда ребенка купали в первый раз, в тазик с водой опукали уголек, зернышко и монетку. Уголек-пусть всегда в доме будет тепло. Зернышко- будь всегда сыт. Монетка- будь всегда богат.
ПРАЗДНИК
Ну а эту традицию вы все знаете -что это? ( это праздник)
Праздников на Руси было очень много.А что делали люди на праздниках?т ( они пели, плясали, водили хороводы, а главное были очень дружными! ( Песня о дружбе)
- Молодцы , ребятки!! Ключик ваш!1
5. Ой, посмотрите, а вот и волшебный сундучок, куда мы сейчас сложим все полученные ключики и отправим его домовенку Кузе!!Но чтобы сундучок открыть нам потребуются пословицы о семье, традициях и о маме:
У ребенка заболит пальчик0 а у мамы сердце.
Хорошая семья-традициями крепка.
При солнышке тепло-а при маме добро.
Семья вместе-так и душа на мест.
Лучше друга не найти , чем родная мамочка.
Семья в куче-не страшна и туча.
-ну что же, сундучок открываем, а здесь еще что -то: ВЫ МОЛОДЦЫ!!!
И записка: Спасибо большое вам, ребята!!! Я все вспомнил!! Что такое семья, где я живу!! Вы очень умные , сообразительные, внимательные, мудрые!!! До новых встреч !В знак благодарности я приготовил вам угощение !!!Ключики мы положим в сундук и отправим Домовенку, они будут оберегать его.
(забираем с собой сундук, встаем в круг)
-Ну а нам пора возвращаться в группу, 1,2,3-повернись , в группе окажись!
3. Итог НОД.
Понравилось вам наше путешествие, А вспомнить кому мы помогали и что делали нам помогут картинки подсказки ( на экране)
Молодцы!!Путешествие завершено!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 45»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
Конспект
непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе № 5 по развитию речи
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Подготовила: воспитатель
Рагимова Ирина Владимировна
категория: высшая
г. Салават, 2017
Доминирующая образовательная область: Речевое развитие
-Обобщать,систематизировать и расширять знания детей о семье, родственных отношениях,
-способствовать формированию у детей навыков составления коротких рассказов о семье, семейных традициях-прошлых и настоящих
-активизировать и обогащать словарный запас детей
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о семейных традициях, развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, обеспечивать умение обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к истории Руси, воспитывать доброе и заботливое отношение к членам своей семьи, интерес к семейным традициям, воспитывать желание участвовать в ходе НОД, умение смело отвечать на вопросы.
Предварительная работа:
Беседы : « Моя семья», Разучивание загадок, стихов, песен о семье; рисование « Самовар» , лепка « Жил-был самовар» , рисование» Портрет мамы» ко дню матери, Рассматривание иллюстраций по теме « Семейные традиции».