Просмотр содержимого документа
«НОД по развитию речи "Весну выручаем"»
«Весну выручаем!»
Конспект логопедической НОД в подготовительной группе
С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, исследовательской деятельности.
Ваколюк Светлана Борисовна
15.04.2014 года
Цель:
Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными.
Работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.
Презентация по приметам весны; Объемная модель «Солнышко»; схемы составления предложений о насекомых; ватман голубого цвета; (цветы, облака, солнце, ручьи, деревья, листья, птицы (заранее вырезанные))- для составления портрета весны; листы белой бумаги на каждого ребенка, контуры птиц.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Весна»; заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц, загадок о весне, пальчиковая игра «Приди Весна»; составление рассказа по картине «Пришла Весна»;составление рассказов по мнемотаблицам, наблюдения на прогулке за признаками весны ,оформление выставки рисунков детей на тему «Здравствуй Весна».
Ход занятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Самомассаж лица:
Руки растираем
И разогреваем
И лицо теплом своим
Нежно умываем.
Пальчики сгребают
все плохие мысли.
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом руками
Трогаем мы щечки.
Воспитатель:
Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?
Дети:
Да, готовы!
Воспитатель:
Вначале нам с вами нужно вспомнить, что такое Весна? ( Весна-это время года).
После какого времени года наступает весна, перед каким временем?
Дети:
Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.
Игра «Вопрос -ответ»:
воспитатель:
Первое задание такое: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки (презентация по приметам весны).Ваши предложения должны быть красивыми и длинными, а начинать предложение нужно со слов - Весной ...
(изображение- солнце,облако)
-Солнце весной какое? Как оно греет?
- Какое небо весной?
- По небу плывут облака. Какие они?
(изображение- таяние снега)
- Что происходит со снегом?
(изображение- сосулек)
- откуда появляются сосульки?
(изображение – ручейков)
-откуда появляются ручейки? Какие они?(веселые ,звонкие…)
- Что делают ручейки? (текут, журчат, звенят…)
(изображение ручейков с корабликами)
-а как можно поиграть с весенними ручейками? (пускать кораблики)
Игра на развитие физиологического дыхания «Кораблик»
(давайте возьмем кораблики и подуем на них)
(изображение – проталин)
- Что появляется на земле, где растаял снег?
(изображение- подснежников)
- Что вырастает на проталинах? какие они? (маленькие.голубые)
(изображение –деревья с почками)
- Что весной происходит с деревьями? (набухают почки)
(изображение –птиц)
- кто возвращается из теплых краев?
Молодцы.
(Дети составляют предложения с опорой на картинки.
Весной небо высокое, голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появились проталины).
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?
Дети:
Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.
Воспитатель:
Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?
Воспитатель:
А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным
воспитатель:
Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?
воспитатель:
Давайте придумаем красивые слова к солнышку.
Солнце весной какое? (блестящее, теплое, сияющее, яркое, лучистое)
Дидактическая игра «Подбери слово»
Солнце какое? (На полу лежит круг, дети говоря слово вытаскивают ленточку-лучик). Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы выполнили и второе задание.
Изображение- дикие животные)
Воспитатель:
Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?
Дети:
Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.
Дидактическая игра «Назови детенышей диких животных»
Физминутка
Ветер дует нам в лицо-
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше,выше.
Воспитатель:
Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичек. Оно не простое, а с заданием ( на дереве висит конверт с вырезанными картинками), вам нужно составить портрет Весны.
Дидактическая игра «Нарисуй портрет Весны».
Педагог предлагает детям на голубом листе ватмана, используя вырезанные ранее цветы, облака, солнце, ручьи, деревья, листья, птиц, составить портрет весны. Расскажите, какая у вас получилась весна. (заслушиваютя 2-3 рассказа)
(стих про жука)-изображение
Воспитатель:
Молодцы, вы справились с этим заданием, давайте вспомним стихотворение про жука, пусть отдохнут и потренируются наши глаза.
Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме. (Предлагается по очереди три варианта схем).
Дети:
1. Бабочка летает.
2. Бабочка на цветке.
3. Бабочка высоко летает.
воспитатель:
Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?
Дети:
Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые - корм для птиц.
(изображение – птиц)
Воспитатель:
А еще, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев, называть будем по очереди и при этом складывать «гармошечкой» вот эти листочки только очень аккуратно они нам еще пригодятся.
Дети называют птиц и складывают «гармошку».
Воспитатель:
Молодцы, как много птиц вы знаете, а на что похожа наша «гармошка»?
Дидактическая игра «На что похоже»
Воспитатель:
А еще она похожа на крылья.
Воспитатель:
Давайте сделаем птиц и украсим наше дерево. Я думаю, что эти птицы порадуют весну.
Воспитатель:
Какие птицы прилетают первыми из тёплых стран?(добиваться полного ответа)
Дети:
Грачи.
Воспитатель:
А какие последними?
Дети:
Ласточки.
Воспитатель:
Следующее задание, самое важное, мы должны с вами отгадать весенние загадки (используется компьютер).
1. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерим ему ...(скворечник)
2. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.(ручей)
3. Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.(подснежник)
4. Здесь на ветке чей-то дом,
Не дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут ...(гнездо)
Воспитатель:
Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку. Весна рада будет услышать стихи и в вашем исполнении, пожалуйста, кто расскажет?
(Дети рассказывают стихи о весне, на мониторе появляется картинка весенней природы).
Давайте еще раз составим рассказ о весне.
За то, что вы освободили Весну ,она для вас приготовила подарки. (смайлики солнышки).Спасибо.