Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»: обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков и т.д.); образование относительных прилагательных, сложных слов. Формирование умения старших дошкольников составлять описательные рассказы о предмете с помощью опорной схемы-плана.
Развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, мыслительных процессов (классификации, обобщения).
Воспитательные: воспитание бережного отношения к игрушкам, навыков культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: презентация «Игрушки»; игрушки из разных материалов: погремушка, мяч, плюшевый заяц, кукла, машина; план-схема; молоточек; мяч; слайды презентации к занятию.
Ход образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Воспитатель заводит детей в зал, встают в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Раздаётся телефонный звонок.
- Добрый день!
- Незнайка! Ребята, нам звонит Незнайка.
- У вас скоро День рождения и вы хотите нас пригласить?
- Вы согласны?
- Да, да, мы согласны, ждём от вас приглашение.
- До свидания!
- Ребята, а для чего ходят на День Рождения (поздравлять, дарить подарки). А чего нам не хватает? (Подарков). Без подарков на день рождения не ходят. Все любят подарки. Я знаю, какой подарок мы сделаем Незнайке, вы узнаете, отгадав ребус.
«Зашифрованное слово». Слайд № 1.
Нужно по первым звукам названий картинок узнать зашифрованное слово. (Дети отгадывают слово «Игрушки), детская мультимедийная презентация «Игрушечный магазин».
- Итак, на день рождения мы подарим Незнайке игрушки.
-Ребята, давайте сядем на стульчики и поиграем в игру.
Игра с мячом «Игрушка какая?»
- А какие бывают игрушки?
Игрушка из дерева какая? (деревянная)
Игрушка из железа какая?
Игрушка из резины какая?
Игрушка из глины какая?
Игрушка из кожи какая?
Игрушка из железа какая?
Игрушка из пластмассы какая?
Игрушка из плюша какая?
Игрушка из стекла какая?
Игрушка из олова какая?
- Вот, какие разные бывают наши игрушки.
Послушайте ребята такую загадку:
Надо хлеб нам купить,
Иль подарок подарить,
Сумку мы с тобой берем
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин,
И заходим в …. (магазин).
-Давайте вспомним название каких магазинов, вы знаете?
2. Основная часть. Поход в магазин игрушек.
Воспитатель: В каком магазине можно купить игрушки? (В игрушечном магазине). Предлагаю вам отправиться в игрушечный магазин и выбрать игрушки, которые мы подарим нашему имениннику.
Раз, два, три – покружись,
В игрушечном магазине окажись!
Слайд № 2.
- Посмотрите, сколько много игрушек продается в магазине! Как бы нам не запутаться! Разглядим все игрушки внимательно.
Игра «Цепочка игрушек».
- Я назову название игрушки, на какой звук заканчивается слово, на такой звук и называете следующее название игрушки. Например: Кубик - конструктор - робот - трактор – рыбка.
Слайд № 4. Игра «Где стоят игрушки?».
- Что стоит на верхней полке справа? (улитка-пирамидка)
- Какая игрушка стоит слева от кораблика? (мяч)
- Какая игрушка стоит между матрёшкой и мишкой? (кубики)
Слайд № 5. Игра «Кто первый назовет?».
Вот игрушки стали в ряд
Мы попросим всех ребят.
Сосчитать их справа, слева
Слушать и задание выполнять умело.
- Слушайте внимательно, сколько раз я хлопну в ладоши, сосчитайте слева столько предметов.
Воспитатель: Все игрушки разглядели, поиграли. Пора выбирать те, которые подарим. Подойдём к витрине поближе.
Появляется продавец магазина игрушек.
-Здравствуйте! Как вы думаете кто я?
Я вам предлагаю поиграть в игру «Магазин». Кто нам нужен для этой игры? (продавец и покупатель)- Верно, нужно подробно и интересно рассказать продавцу об игрушке.
- Сейчас мы разделимся на пары. Договоритесь, кто из вас покупатель, а кто - продавец. Поможет нам в этом схема описания игрушек. (Рассматривание схемы и объяснение всех ее элементов).
1. Название игрушки.
2. Цвет.
3. Форма.
4.Из какого материала сделана.
5. Какая на ощупь.
6. Строение (составные части).
Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку.
- Для того, чтоб четко и ясно рассказать описать игрушку, давайте потренируем наши язычки: быстро и отчетливо произнесите скороговорку:
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
-Рассказ свой начните со слов «Я хочу купить», укажите ее размер, цвет, форму и т.д.
Д/и «Угадай по описанию» -
Продавец может продать игрушку тому, кто правильно ее опишет, но не назовет ее.
Предлагаю образец рассказа: «Подайте мне, пожалуйста, игрушку. Он коричневый, короткоухий, четыре лапы и маленький хвостик. На голове у него черные блестящие глазки-пуговки и усы. Любит кушать малину, мед. Играть я с ним буду аккуратно, не буду бросать на пол. А в гости к моей игрушке будут приходить те, с кем он живет – лисенок, зайчонок. А еще я для него сошью одежду, чтобы он был нарядным». Продавец догадывается, о какой игрушке идет речь.
Слушаем рассказы 3-4 человек.
Воспитатель: Вот сколько игрушек мы выбрали для Незнайки!
Пальчиковая гимнастика
Есть у нас игрушки:
(Хлопки).
Пластмассовые погремушки,
(Встряхивают кулачки).
Мишка мягкий меховой,
(Сжимают и разжимают пальцы).
Мяч резиновый цветной,
(Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный,
(Руки сложить в круг перед собой).
Шарик легкий надувной,
(Руки сложить в круг перед собой).
Я люблю играть с тобой.
(Хлопают в ладоши).
Воспитатель: Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем.
Поиграем, а потом
Все на место уберём
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим.
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
- О чём это стихотворение?
- Как нужно относиться к игрушкам? (беречь, не ломать, не бросать, прибирать, убирать на свое место и т.д.).
- Хотите ещё поиграть с игрушками?
Игра «Запомни игрушки». Педагог раскладывает в определенном порядке игрушки. Просит внимательно рассмотреть все и обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал «Поиграли - игрушки на место убрали», поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».
Воспитатель: Я предлагаю еще поиграть в игру.
Игра «Какие игрушки?» (образование сложных прилагательных).
Кукла с длинными волосами – длинноволосая
Клоун с рыжими волосами – …
Буратино с длинным носом – …
Велосипед с двумя колёсами – …
Машина с 4-мя колёсами – …
Лошадка с белой гривой – …
Солдатик с длинными ногами – …
Карандаши разных цветов – …
Птица с сизыми крыльями – …
Заяц с длинными ушами – …
Сова с большими глазами – …
Мишка с толстыми пятками – …
4. Заключение.
Возвращение из магазина.
Воспитатель: Ребята нам, пора нам возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с нашим продавцом игрушек. Встанем в круг:
Раз, два, три – покружись,
В детском садике окажись!
- Как вы думаете, Незнайка будет доволен нашими покупками? А теперь мы будем ждать приглашения от нашего друга Незнайки.