НОД по приобщению дошкольников к истории и культуре семейских Забайкалья Сретение- встреча Зимы с Весною
НОД по приобщению дошкольников к истории и культуре семейских Забайкалья Сретение- встреча Зимы с Весною
Данная работа проводится в течение всего года на базе нашего мини музея по семейской культуре. Мероприятие соответствовало форме проведения мероприятия, а также возрастным особенностям. С детьми закрепили знания о народных праздниках: Рождество,Крещение, Святки и приметах.Познакомились с Историей возникновения праздника Сретенье
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД по приобщению дошкольников к истории и культуре семейских Забайкалья Сретение- встреча Зимы с Весною»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Унэгэтэйский детский сад «Колосок»
НОД по приобщению дошкольников
к истории и культуре семейских Забайкалья
Сретение- встреча
Зимы с Весною
Воспитатель: Спиридонова Н.М.
Муз. руководитель: Слепченко А.А.
15.02.2023г.
Цель:
-приобщать детей к культуресемейского народанарода; воспитывать интерес к народным праздникам и учить понимать их смысл; воспитывать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре семейского народа.
-изготовление поделки из бумаги. (Сретенская свеча)
Задачи:
Образовательные:
Расширять и закреплять знания детей о традиционных календарных праздника: Рождество, Крещение, Святки их значении, времени празднования.
- познакомить детей с семейским народным праздником Сретение, объяснить, что это праздник встречи зимы и весны;
- прививать желание участвовать в совместных народных играх.
закреплять знания о характерных признаках зимы и весны;
- активизировать активный словарь детей через чтение народных закличек, примет, хороводных игр. Развивать память, наблюдательность
-поощрять желание изготавливать и дарить подарки, сделанные своими руками;
Развивать интерес к народным праздникам и учить понимать их смысл.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям играм и развлечениям семейскогонарода.
Предметно- пространственная среда:
Макет: Рождество Христово, Сретение, заготовки для обрядовой куклы, заготовки для мастер класса: (клей, бумага, ножницы) Изба оформлена в народном стиле, ковриками, прялка, печь, корзина, в которой сидит курица, кот на печке, стол на столе самовар
Предварительная работа:
Пение и слушание народных песен, сказок, рассматривание картин, разучивание пословиц, беседы о народных праздниках, разучивание стихов.
Методы и приемы: *словесные (рассказ, вопросы, чтение народных закличек, примет, хороводных игр. *наглядные (рассматривание иллюстраций *практические (хороводная игра Гори гори ясно)
Интеграция с другими образовательными областями: * «Речевое развитие»; * «Художественно – эстетическое развитие»; * «Физическое развитие»
Для изготовления Сретенской свечи понадобятся:
- бумага цветная;
- нитки;
- элементы украшения;
- ножницы;
- клей.
Воспитатель: «Здравствуйте гости дорогие! Милости просим к нам! Проходите, присаживайтесь.
дети входят в зал, оформленный под семейскую избу.
поют « К нам гости пришли»
Их встречает хозяюшка
Я спешу сказать вам - здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам - Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем вам ребята
И гостям в зале –
Хорошего настроения.
Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поприветствуем гостей по старинному семейскому обычаю, как делали наши предки села Унэгэтэй. (поклон)
Хозяюшка- Сегодня я вас приглашаю вас в свою семейскую избу. Проходите, рассаживайтесь по лавочкам поудобней.
(дети садятся на скамеечки)
Хозяюшка: Сядем рядком, да поговорим ладком.
Расскажу я вам ребята то, что сама знаю, и что мне бабушка моя рассказывала.
Хозяюшка: Сегодня, мы с вами отправляемся в края далёкие, в старину глубокую. Отправляемся мы с вами в те дни февральские, когда в старину люди верили в обычаи народные.
Ребята, скажи мне какое сейчас время года? (Зима)
Сегодня мы вспомним о праздниках, которые отмечали и наши семейские предки и подведём итог зимней темы и закрепим полученные знания о культуре семейских.
Как говорили в старину: «Зима за морозы, а мы за праздники!».
Зимой много праздников мы отмечаем,
Скажите мне, какие вы знаете зимние праздники?
Дети: Новый год,
Хозяюшка: Новый год семейские не встречали и ёлку не наряжали. Они отмечали его обильной едой. Богатый стол в Новый год должен был обеспечить круглогодовой достаток.
Какие еще праздники вы знаете?
Дети: Рождество, Крещение
Хозяюшка: Ребята, что означает слово Рождество?
Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день когда кто то родился. т.е.день рождения!
Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуется 7 января, в этот день родился Иисус Христос – спаситель мира. Так вышло, что Мария и её муж Иосиф оказались в городе Вифлеем. Когда они прибыли туда, уже была ночь, семья долго пыталась найти ночлег, но в домах не нашлось для них места, тогда отправились они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера, наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В эту пещеру местные пастухи загоняли коров и овец. О рождении младенца первым узнали пастухи, которые неподалеку пасли скот, к ним явился ангел и сообщил: что родился спаситель всего мира и пастухи первыми пришли поклониться
На небе той ночью в честь рождения Богомладенца появилась звезда, которую назвали ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДОЙ. Восточные мудрецы — волхвы — увидев яркую звезду и поняли, что произошло чудо. Следуя на её свет, они нашли младенца и преподнесли ему и его матери дары: золото и драгоценности. Отсюда и пошла традиция, дарить подарки в новый год и Рождество.
Ребенок Надя:
До Рождества необходимо было навести идеальный порядок в доме, приготовить вкусную еду. Рождество это веселый праздник, который длился с 7 по 18 января,
на доске размещены иллюстрации Рождества).
- Что вы знаете об этом празднике?
Ребенок: Артем
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
От Рождества и до Крещения
Приготовив угощение,
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ребенок: Денис
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили,
По дворам ходили в Святки,
Пели разные колядки.
После праздника Рождества наступают дни, которые называются Святки.
Ребенок: Злата
Святки, это новогодние праздники, которые начинались сразу после Рождества и длились 2 недели от Рождества до Крещения
Хозяюшка В старину « Коляда»» «колядовать» семейские не произносили, но святочный обычай ходить по домам «машкарадить» бытует до сих пор, это тоже самое, что и колядовать, поэтому в стишках употребляется слово колядовать. В основном ходили «машкарадить» молодёжь и детвора. Они наряжались в самые разные костюмы и наряды. Они рядились в цыганок и матрёшек, скоморохов и животных, Поэтому они назывались «ряженые».
Они ходили группами от дома к дому в каждую избу, но не просто стучали в двери и просили угощения, а веселили и потешали народ, И хозяева должны были отблагодарить их различными вкусностями.
У нас такая была традиция, когда приходили машкарадники они посыпали хозяев дома пшеницей, все это должно повлиять на будущий урожай и обеспечить хозяев достатком, а получив угощение, желали хозяевам дома счастья, благополучия и крепкого здоровья на весь год.
(Просмотр иллюстраций)
Хозяюшка: В наше время, т.е. сейчас у нас называют колядовщики, а не машкарадники. вспомним колядки, которые мы учили с вами.
Пришли Святки, запевай колядки.
Ева
Коляда, коляда
Открывайте ворота,
Открывайте сундучки,
Подавайте пирожки.
Кто не даст пирожков
Подавайте пятачков
Хоть рубль, хоть пятак
Не уйдем из дома так!
Софья
Господин, господа, Господинова жена, Двери отворите И нас одарите! Пирогом, калачом Или чем-нибудь еще!
Ксения
Дайте нам конфетку
А может и монетку
Не жалейте нечего
Накануне Рождество!
Хозяюшка. Радушные хозяева всегда с нетерпением поджидали дорогих гостей, ведь считалось, что чем больше угощений они раздадут МАШКАРАДНИКАМ, тем больше добра, здоровья, счастья будет в их доме в новом году.
Хозяюшка:- Весь вечер МАШКАРАДНИКИходили по домам, пелии их угощали и поздно вечером все шли в один дом, ставили стол в центре избы, высыпали на него угощение и садились в круг, как солнышко вокруг него. Этим обрядом снимали с еды все плохое. Да и какой праздник обходился без игры?
Иллюстрации с показом
Хозяюшка: - А теперь, честной народ, выходите все вперед. Будем весело играть.
Проводится игра: Гори, гори ясно
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Хозяюшка:
- Заканчивались Святки праздником Крещения. Празднуется Крещение 19 января. Традиция праздновать этот день пришла к нам из далекого прошлого.
Рассматривание иллюстраций
Ребята, а знаете ли вы, что у этого праздника есть свои обычаи, которые сохраняются веками. Главный обычай праздника Крещение – торжественное освящение воды.
У нас в Унэгэтэе идут к реке, чтобы набрать в емкость, освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки.У вас у каждого в доме хранится святая вода? Может кто- нибудь из вас присутствовал, когда набирали воду? Многие кто присутствовал на реке, старались искупаться в проруби, не смотря на мороз. Народ верил, что и прорубь, и место вокруг нее, и вода, обладает целительной силой.
Хозяюшка:
В нашем селе отмечаются праздники, посвящённые народному календарю.
И сегодня мы познакомимся с одним из них. В середине последнего месяца зимы, именно сегодня 15 февраля - есть очень интересный праздник. Называется он Сретение. Само слово «сретенье» означает встреча» говорили наши предки. Сретение не считалось в семейской среде большим праздником. Само название – Сретение – объясняли таким образом, что в этот день зима встречается с летом, то есть начинают ослабевать морозы, и в воздухе чувствуется приближение весны. На Сретение семейские в течение дня наблюдали за погодой. В народной мудрости есть много пословиц, поговорок , народных примет. И кто из них победит, тот и хозяйничать до конца месяца.
Хозяюшка: А знаете, что в народе есть много примет, которые проверены самими людьми в этот день.
О весне судили так:
«Какова погода на Сретение, такова будет и весна».
Если на Сретенье установится оттепель - весна ранняя теплая,
Если будет холодно- то и весна будет холодная да ветреная
выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне.
Посмотрите в окно и скажите: Какая погода на улице, солнечная или пасмурная
А как об этом в народе говорят, сейчас я у вас спрошу:
(дети вспоминают знакомые народные приметы про февраль и Сретение):
Ребенок
На Сретение снежок – весной дожжок (то есть весна будет дождливая и мокрая)– говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещала урожай пшеницы, а ветер – плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, придя рано утром «трясли деревья руками, чтобы были с плодами».
Ребенок - Зима снежная-лето дождливое;
Ребенок Зима морозная-лето жаркое;
Ребенок Воробьи дружно чирикают-к теплу;
Ребенок Как ты, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а уже весной пахнет!
Ребенок -Какова погода на Сретение, такова и весна будет.
Ребенок Если снег идёт на Сретенье -значит весна холодной будет.
По погоде этого дня судили также об урожае трав «солнце на лето – зима на мороз». Если сретенье тёплое – весна хорошая.
Сретенье являлось не только праздником, но и днем первой встречи весны.
Считалось, что на Сретение приходятся последние зимние морозы.
Что можно делать на Сретенье
Женщины пекли блины – символ солнца. В некоторых районах пекли баранки и кормили ими скот – считалось, что это поможет защитить животных от болезней.
На Сретение было принято освещать воду. Изначально сретенскую воду не носили в храм, а собирали с тающих капающих сосулек. (моя бабушка просила склянки (стеклянные баночки) расставлять у дома под крышей, куда капала капель) эта водичка считалась целебной и ценилась наравне с крещенской. Бабушка моя молилась в этот день и говорила мне, что молитвы помогут каждому верующему, да и самой делать добрые дела.
Еще одно важное занятие на Сретение – помощь ближним, важно не забывать про добрые дела.
Что нельзя делать на Сретение
в этот день нельзя заниматься грязной и тяжелой работой, в том числе уборкой и стиркой. Также нельзя работать в огороде и топить баню.
На Сретение, как и в другие церковные праздники, нельзя браниться, ссориться
Грустить и унывать в этот день также не следует.
Вы ребята заметили, что, уже прибавился день? И солнышко уже другое, а световой день увеличился Хоть ещё и снег кругом, но солнышко светит ярче. Поворот от зимы к весне чувствуют даже звери в лесу. В берлоге медведь поворачивается с бока на бок
( просмотр иллюстраций)
В Сретение, на склоне дня, незадолго до сумерек деревенская детвора, с отзывчивым любопытством прислушивавшаяся к поверьям семейских людей и к связанным с ними обычаям, собиралась где-нибудь на пригорке, за околицей, и начинала заклинать солнышко, чтобы оно выглянуло
«из-за гор-горы» и этим показало, что зима действительно встретилась с весной:
Солнышко-вёдрышко, Выгляни, красное, Из-за гор-горы! Выгляни, солнышко, До вешней поры! Видело ль ты, вёдрышко, Красную весну? Встретило ли, красное, Ты свою сестру?
Если оно проглядывало через тучки, то дети радостно сообщали всем о состоявшейся встрече зимы с весной.
Вы ребята, хотите чтоб побыстрее наступила весна?
Мы своими звонкими голосочками весне споём, чтоб она скорей к нам пришла, для этого закличку произнесём!
Исполняется закличка «Весна, весна»
Дети:
Весна, весна красная, поют, подняв руки, как бы
Приди весна с радостью, протягивая их к солнцу,
С радостью великою, медленно продвигаясь вперёд
С милостью богатою,
Со льном высоким, встают на носочки и поднимают прямые руки.
С корнем глубоким, слегка наклоняются и, опустив
С корнем глубоким, руки вниз, показывают на землю.
Хлебом обильным.
разводят руки в стороны.
Вот какие вы молодцы, как славно весну закликали, помогали мне.
Хозяюшка: Заранее на Сретение девушки изготавливали обрядовую куклу. символ олицетворения Духа Огня и бога любви. Её украшали дарами: цветами, красивыми лентами. Мы ребята с вами сделали эту куклу и сейчас её украсим все вместе. У нас есть красивые разноцветные ленты.
(Дети украшают куклу).
Хозяюшка: Куклу ставили в центр водили вокруг неё хороводы, зазывали солнышко. Когда солнышко оказывалось в зените, куклу сжигали. Считалось, что своим горением эта кукла уничтожает голод, приносит тепло, хороший урожай и мир на земле.
Дети водят хоровод вокруг куклы, приговаривают:
- Солнышко, солнышко, выгляни на брёвнышко,
Сядь на пенёк, разгуляй весь денёк!
- Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко,
Там твои детки сидят на запечке,
Лепёшки валяют, тебя поджидают.
- Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди,
Нам в поля бежать, нам весну кликать.
И в наше время в этот праздник устраиваются народные гуляния. Я хочу вас пригласить на танец - хоровод, который символизирует таяние снега, солнышко греет землю, всюду бегут журчащие ручейки.
Проводится танец - хоровод
Рефлексия: Ребята вам понравилось занятие? (выберите если понравилось солнышко, а если нет тучку)
Что больше всего вам понравилось?
С каким праздником мы познакомились?
Что означает Сретение ? ( Встреча, Зимы с Весною)
У семейских принято гостям дарить подарки, так вот наши дети сделали для вас дорогие гости сувенир – оберег из соленого теста, « Подкова на счастье»
Еще считалось, что любая поделка из соленого теста находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье. Говорили в народе: что хлеб с солью всегда будет на столе. Пусть праздник Сретение добавит всем здоровья, сил душевных и телесных. Вести, которые к вам придут, будут только благими, а встречи – радостными и незабываемыми! Поздравляем всех со Сретением!
Спасибо гости дорогие. До следующих встреч.
Песенка «Весенний хоровод
Самоанализ занятия
На предшествующих занятиях в группе была проведена предварительная работа, в которую вошли: различные направления: чтение сказок, потешек, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, беседы о народных праздниках, разучивание стихов, использование в совместной деятельности пословиц, поговорок, закличек, слушаниесемейских песен, проведение мероприятий в мини-музее «семейская изба»
Данная работа проводится в течение всего года на базе нашего мини-музея по семейской культуре.
Мероприятие соответствовало форме проведения мероприятия, а также возрастным особенностям .
С детьми закрепили знания о народных праздникахРождество, Крещение,Святки и приметах . Познакомились с историей возникновения праздника Сретенье
Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. Занятие с целью исполнения выше перечисленных целей, предполагая осуществить интеграцию следующих образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественное развитие»
«Физическое развитие»
Структура занятия
На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.
Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми : это и введение образа Хозяюшки, Оформление комнаты в стиле «семейскойизбы», музыкальное сопровождение занятия, семейскаянародная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу семейского быта.
В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в семейскойизбе.
Заключение: Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной соломенной куклы,
с семейскими народными обрядами, подарить сувенир-оберег из соленого теста - « Подкова на счастье». Тем самым приобщить детей к культуре семейских с. Унэгэтэй
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Саморекомендации
Считаю, что для лучшего усвоения материала на занятиях предложить родителям в быту обращать внимание на семейские праздники, обряды, художественную литературу, посещать музеи для привития любви и уважения к своей Родине.