Данное занятие направлено на то чтобы сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредствам знакомства с официальными и неофициальными символами России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД "Медвежонок ищет свою Родину"»
МБДОУ «Березка»
НОД «Медвежонок ищет свою Родину»
в мини-музее «Мы Россияне»
для детей старшей группы
Воспитатель: Мезина Е.А.
Цель.
Формировать представление детей о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.
Задачи.
Формировать представление о матрешке, самоваре, медведе, березе, как о символах России. Познакомить детей с русской традицией чаепития. Закреплять у детей понятия – Родина, символ.
Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.
Закреплять умение лепить из соленого теста.
Ход занятия.
Воспитатель.
Здравствуйте ребята, сегодня на улице холодно и морозно, а в нашей группе светло и весело. А весело знаете от чего? От наших улыбок,
Ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо.
Поэтому я вам предлагаю чаще улыбаться и дарить друг другу и окружающим хорошее настроение.
Мне на телефон пришло видео письмо давайте его посмотрим.
(на экране медвежонок)
Медвежонок.
Ребята, я потерялся
На наш дом налетел ураган
И все смел на своем пути.
Меня унесло далеко-далеко
И теперь я не знаю где моя мама
И как к ней вернуться.
Я даже не знаю, в какой стране я живу.
Воспитатель.
Ребята, что же случилось с медвежонком?
Правильно, нам надо найти родину медвежонка и где живут его родители.
А вы знаете, что такое Родина?
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
А кто знает, как называется наша с вами большая Родина? (Россия)
Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
А как называется наша малая родина, где мы с вами живем?
(с. Первомайское)
У каждой страны есть символы, а вы знаете, что это такое?
Символы это такие знаки, по которым люди из других стран могут узнать нашу Родину.
Вспомните, какие три символа есть у каждой страны? (герб, гимн, флаг).
Назовите, какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)
Молодцы, вы все правильно отвечали, но чтобы помочь медвежонку вернуться домой мы должны и дальше хорошо поработать. Согласны?
Ну, тогда в путь на помощь медвежонку, а поможет нам в этом непростом деле клубочек. Он не простой, а волшебный.
Как только мы скажем волшебные слова, он укажет путь. Готовы? (да)
Ты катись, катись клубок
Через запад на восток.
Крепко ниточку держи
Путь дорогу укажи.
(Воспитатель подводит детей к дому с закрытыми ставнями)
Воспитатель.
Посмотрите, куда это мы пришли? Кто же здесь живет? (ответы детей)
Чтобы узнать, чей это дом нам нужно отгадать загадку.
Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко. Наша русская (матрешка).
Посмотрите вот она, какая у нас(появляются матрешки)
Воспитатель:
Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите. Матрешки помещаются одна в другую.
По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане.
Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются? (ответы детей)
Воспитатель подводит итог
А чем матрешки похожи? (Ответы детей). У обеих матрешек одинаковые предметы одежды.К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир. Вот такая она русская матрешка!
А теперь давайте поиграем.
Д/и «Собери матрешку»
Воспитатель.
Молодцы весело и интересно поиграли с матрешкой, но нам пора отправляться дальше медвежонок ждет нашей помощи.
(воспитатель берет волшебный клубок и приговаривает волшебные слова)
Ты катись, катись клубок
Через запад на восток.
Крепко ниточку держи
Путь дорогу укажи.
(Слышится песня «Во поле береза стояла»)
Что вы слышите? О чем эта песня? А как вы думаете, куда клубочек нас привел?
(открывает макет березы)
А знаете ли вы ребята, что береза с давних пор являлась самым почитаемым деревом на Руси, с которой связано множество обрядов и песен. Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро.
Послушайте стихотворение:
Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках. С красивыми застёжками. С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.
Давайте подойдем к нашей березоньке, аккуратно возьмем ее за ветку, тихонько загадаем самое заветное желание и завяжем ленточку. И вот увидите, ваше желание обязательно сбудется.
(Раздает ленточки, дети завязывают их на ветки).
Нам пора дальше искать Родину медвежонка.
(воспитатель берет волшебный клубок и приговаривает волшебные слова)
Ты катись, катись клубок
Через запад на восток.
Крепко ниточку держи
Путь дорогу укажи.
(воспитатель подводит к столу, где лежат валенки и лапти).
Воспитатель.
Что мы с вами видим? (валенки и лапти)
Валенки из покон веков были весьма дорогим удовольствием. Если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой все носили валенки, считали зажиточной. Валенки считались замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью и берегли их следующему поколению. Без валенок наши предки не представляли себе суровую зиму, народные гуляния, ярмарки потому что был трескучий мороз и холод. Тогда и была написана русская народная песня «Валенки».
Слушание отрывка из русской народной песни «Валенки» в исполнении Л.Руслановой. Дети надевают валенки и танцуют.
А это лапти – в них ходили наши предки летом, а плели их зимой зимними вечерами. Лаптей тоже нужно было сплести много так как они не прочные и быстро рвались. Еще лапти плели на продажу. Можете померить лапти.
Воспитатель.
Пора дальше в путь.
(воспитатель берет волшебный клубок и приговаривает волшебные слова)
Ты катись, катись клубок
Через запад на восток.
Крепко ниточку держи
Путь дорогу укажи.
(Перед детьми накрытый стол)
Воспитатель.
А почему здесь накрыт стол? (ждут гостей)
Мы так долго шли, может мы и есть те гости, которых ждут?
Давайте присядем за стол. Знаете, как говорили на Руси
«Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет».
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)
Русские люди всегда любили собираться за столом и чаевничать, они это и сейчас делают. Что значит почаевничать? (пить чай)
К чаю всегда подавали лимон, бублики, пироги. Подавать чашку чая всегда нужно было двумя руками, улыбаясь и с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку чая, гости говорили «Спасибо». Давай и мы попробуем с вами передавать чашку чая, как это было принято на Руси.
(передают чай друг другу)
Часто за чаем люди любили разгадывать загадки, давайте, и мы с вами уважим хозяев этого гостеприимного дома
Загадки.
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Два конца,
Два кольца,
Посредине гвоздик. (ножницы)
Сами не едим,
А людей кормим.
(Ложки)
Четыре ноги,
два уха,
один нос, да брюхо (самовар).
Молодцы все загадки отгадали.
Ребят, а давайте к этому замечательному столу слепим угощение – баранки.
(Лепят из соленого теста баранки, звучит музыка «Пых-пых самовар»)
Складывайте свои баранки на поднос, вот так угощение получилось. Сейчас мы унесем их в печь.
Вытирайте руки влажными салфетками и пойдем дальше, Родину медвежонку искать.
(воспитатель берет волшебный клубок и приговаривает волшебные слова)
Ты катись, катись клубок
Через запад на восток.
Крепко ниточку держи
Путь дорогу укажи.
(Останавливаются возле экрана, на экране ворота и черные силуэты матрешки, березы, валенок, лаптей, медведя и медвежонка)
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, какие большие ворота, может мы уже пришли и там за ними Родина медвежонка, где живет его мама медведица.
Но ворота закрыты. Как же их открыть? (ответы детей)
Надо найти ключи (достаю конверт из-за экрана)
Ребята, а вот и подсказка нужно отгадать загадки
Эти яркие сестрички, Дружно спрятали косички И живут семьей одной. Только старшую открой, В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая. Доберешься ты до крошки, Эти девицы — … (матрешки)
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С болей корой
Стоит под горой. (берёза)
Он тайги хозяин строгий,
Любит спать зимой в берлоге,
А когда начнёт реветь,
Знай, поблизости… (Медведь) Чудесные сапожки Согреют мигом ножки, И взрослые, и маленькие Носят зимой... (валенки) Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них ходили раньше люди, И плели из лыка, А чтоб с ножки не спадали, Их верёвкой привязали. (лапти)
Ребята, посмотрите какие же это ключи! Это знакомые нам всем предметы матрешка, береза, лапти, медведь.
Что общего у них? (это символы нашей страны)
Значит, в какой стране живет медвежонок и его мама? (В России).
Получается за этими воротами родина медвежонка – Россия. Но почему ворота не открылись? Какого символа еще не хватает?
(по силуэту дети узнают, что не хватаетмедвежонка)
Правильно медведь – это тоже символ России, он мужественный, большой и всех защищает в сказках. Вот и Россия большая, мужественная, защитница.
Ворота открываются, и медвежонок встречается с мамой медведицей.
Какие мы молодцы ребята, нашли Родину медвежонку и помогли ему вернуться к родителям. И нам пора возвращаться в сад.
(воспитатель берет волшебный клубок и приговаривает волшебные слова)
Ты катись, катись клубок
Через запад на восток.
Крепко ниточку держи
Путь дорогу укажи.
Подведение итогов.
Вы сегодня молодцы, все старались, и сейчас будем пить с вами чай, с баранками они как раз поспели.