Направление в воспитании толерантности: - знакомство детей с принципами уважения всех без исключения людей;
- понимание того, что каждый человек – это личность;
- понимание принципа взаимосвязи и взаимодополняемости.
Ожидаемые результаты:
- приобщение к различным культурам;
- получение детьми основ, необходимых для развития общества.
Актуальность проблемы: - социальная напряженность, межэтнические конфликты; - проблема толерантности как воспитательная;
- проблема культуры общения.
Цель: - выявить основные проблемы формирования толерантности в дошкольном возрасте; формирование культуры толерантности.
Задачи:
1. Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.
2. Воспитание уважения к языку, традициям, обычаям разных народов.
3. Обогащение культурного опыта дошкольников.
Предварительная работа: - выступление на родительском собрании с целью выяснения, представители каких национальностей посещают данную группу;
- обсуждение с родителями плана мероприятия, ознакомление с традициями, обычаями Татарстана, Казахстана, Таджикистана, России (песни, детские игры, пословицы, притчи, легенды и другое).
–знакомство с элементами национальной одежды, обуви, кухни вышеперечисленных стран и республик;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД - Развлечение к Дню Толерантности»
Конспект НОД-Развлечения
к Дню Толерантности
подготовительная группа
разработала воспитатель 1 категории
Куликова Гульнора Алибойевна
« Люди , доброта и толерантность спасут мир!
И вы нам поверить должны.»
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В. Сухомлинский утверждал: « Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен.»
Почему же возникла проблема толерантности воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем.
В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольное учреждения. Нельзя не согласиться с высказыванием Г.Фуллера: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни». Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном языке. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее. Стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того. Как он воспринимает других.
Направление в воспитании толерантности: - знакомство детей с принципами уважения всех без исключения людей; - понимание того, что каждый человек – это личность; - понимание принципа взаимосвязи и взаимодополняемости.
Ожидаемые результаты: - приобщение к различным культурам; - получение детьми основ, необходимых для развития общества.
Актуальность проблемы: - социальная напряженность, межэтнические конфликты; - проблема толерантности как воспитательная; - проблема культуры общения.
Цель: - выявить основные проблемы формирования толерантности в дошкольном возрасте; формирование культуры толерантности.
Задачи: 1. Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре. 2. Воспитание уважения к языку, традициям, обычаям разных народов. 3. Обогащение культурного опыта дошкольников.
Предварительная работа: - выступление на родительском собрании с целью выяснения, представители каких национальностей посещают данную группу; - обсуждение с родителями плана мероприятия, ознакомление с традициями, обычаями Татарстана, Казахстана, Таджикистана, России (песни, детские игры, пословицы, притчи, легенды и другое). –знакомство с элементами национальной одежды, обуви, кухни вышеперечисленных стран и республик;
демонстрационный материал: - слайды с изображениями России, Татарстана, Казахстана, Таджикистана; - веник, веревка, цветные лоскутки, мячи, кукла, камешки, картинка с изображением верблюдов, юрта(макет).
Ход НОД:
Дети входят под музыку « Песнь о России» Т. Охомыш.
Толерантность. Что это такое? Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу-это все земное, То, на чем стоит планета вся. Толерантность-это люди света, Разных наций, веры и судьбы. Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди цвета кожи не твоей, Опасаться, что тебя унизят Люди на родной земле твоей. Ведь планета наша дорогая Любит всех нас, белых и цветных. Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность-слово для живых.
Ребята, сегодня я расскажу вам одну сказку Л. Н. Толстого « Отец и сыновья». Для этого я предлагаю сесть кругом на коврик.
… Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не послушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!». Сколько они ни бились, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец говорит: « Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. А если будете ссориться, да все врозь – всякий легко погубит».
Ребята, мы с вами прослушали сказку, и теперь я предлагаю вам взять в руки веник и постараться его сломать. Не получается? Попробуйте еще раз. Никак? Тогда я развяжу веник и раздам вам прутики, теперь попробуйте сломать. Получилось легко и просто. Правда? Вот так, ребята, если мы с вами будем жить вместе в согласии, дружно как прутики будем держаться за руки, то нас нельзя будет победить. А если мы будем ссориться, и все делать поодиночке, врозь, то любой сможет нас обидеть и погубить.
Ребята, а как вы понимаете выражение жить в согласии? Это значит, жить вместе дружно. Не ссориться. А как вы относитесь к своим братьям и сестрам? Мы им помогаем, защищаем, оберегаем. А как можно понять, как догадаться, что человек к нам относиться доброжелательно? Он улыбается, руки у него свободны, ладони раскрыты. А давайте покажем как мы можем дружить, что для этого нужно сделать? Взяться за руки.
Еще мы с вами можем сделать дружный хоровод с помощью вот этой веревочки. Сколько у нас в группе ребят? Много.
Давайте столько завяжем узелков на веревочке. А теперь каждый выберет себе узелок и начнет превращать его в куколку. Мы возьмем лоскутки ткани круглой формы и обернем тканью узелок так, чтобы он оказался в центре. У нас получиться голова и платье. Зафиксируем ниткой как раз под головой. Что получилось? Куколка.
Давайте посмотрим, какие они все разные, красочные. А на что похожа наша веревочка? На хоровод. Как-будто много ребят держатся за руки. Чтобы у нас получился круг, я соединю два конца веревочки и тоже сделаю куколку. Вот и получилась наша дружная группа.
А кто знает пословицы про дружбу? « Один в поле не воин», « Один за всех, все за одного», « Дружная семья гору сдвинет».
Мы с вами живем в большом, красивом городе Оренбурге. И населяют его много людей разных национальностей – это татары, казахи и, конечно. русские.
В нашем многонациональном Оренбурге есть уникальный комплекс « Национальная деревня». Представителям каждой национальности, проживающей в Оренбургском крае, отведено подворье, где они имели бы возможность построить музеи, строения в своем национальном стиле, кафе национальных блюд. Проект « Национальная деревня» пока не имеет аналогов в других городах. (показ слайдов)
Когда-то люди из других стран приехали в наш город и остались здесь навсегда. Но все они, будучи разных национальностей. Помнят и уважают свой язык. Свои традиции. Свои обычаи. И в наш детский сад ходят ребята, которые родились в Оренбурге. Но их родители приехали из других стран и республик. И сегодня они расскажут о традициях своего народа. О приятых на их родине обычаях. Об особенностях их национальной культуры.
А вот и первая гостья- из Татарстана.
Звучит татарская мелодия.
Выходит второй воспитатель в национальной одежде, примеряет украшения, смотрится в зеркало. Танцует, приветствует гостей на татарском языке.
Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где так бы почитали их. ( А. Анисимов).
Татарская земля располагается на бескрайних равнинах, по берегу реки Волги, согреваемая солнцем и обдуваемая ветрами. Татары – очень древний народ, имеющий свою историю. В Татарстане очень красивая архитектура: мечети, башни. И каждая имеет свою легенду.( показ слайдов)
Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием. Поэтому обувь у татар с загнутыми носами. Чтобы не царапать мать-землю, потому что она кормит. В национальной одежде у татар очень много украшений из бирюзы. Считается, что бирюза лечит и приносит счастье в семейной жизни. Украшения передавались по наследству.
Вот башня Сююмбике. Сююмбике – имя единственной женщины. Которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике, т. е. «любимой госпожой» ее за доброту и отзывчивость называл народ. По легенде Иван Грозный, прослышав о красоте правительнице прислал в Казань сватоа, предложил Сююмбике стать Московской царицей. Но красавица отказалась. Тогда разгневанный Иван Грозный пришел к стенам города с огромной армией и сказал, что если Сююмбике не согласиться выйти за него замуж, то он сотрет Казань с лица земли. Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться, но попросила необычный свадебный подарок – башню. Самую высокую башню в Казани должны были построить за семь дней. Началось спешное строительство. В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий, на седьмой день башня была готова. И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу. Во время пира Сююмбике поднялась на самый верх башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань. Но глядя на родной город. Поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз. В память о доброй казанской царице, башню назвали Башня Сююмбике.
У татар много народных праздников. Один из них – Сабантй. Веселый праздник, когда проводиться много игр на скорость, ловкость.
Проводиться игра «Горшок».
Поблагодарим гостей, познакомивших нас с культурой Татарстана.
А Другие наши гости приехали из Таджикистана. Вы удивитесь, но это я!
Звучит таджикская народная музыка. Я приветствую гостей на таджикском языке.( показ слайдов)
Таджикистан-прекрасный край!
Пустыни, горы-это рай!
Оазисы встречаются, прохладно получается.
Природа наша просто класс,
И здесь мы рады видеть вас!
Визитная карточка таджиков – тюбитейка. Она может рассказать о том, богат ее владелец или беден. Празднует ли он свадьбу или собирается в дорогу. Тюбе-в переводе «вершина мечети или горы». У каждого таджика есть несколько тюбетеек. Их вышивают разными орнаментами таджикские рукодельницы. Национальная одежда – это широкое платье и штаны « изор» Заплетают таджички 45 косичек.(показ куклы)
Игра « Наша тюбетейка»
Наши дети на кроватках крепко-крепко спали.
Наши дети утром рано быстро-быстро встали.
Наши дети тюбетейку и иголку брали,
Наши дети тюбетейки шили-вышивали.
Наши дети тюбетейки дружно надевали.
И на празднике веселом вместе танцевали.
Исполняется танец по показу ведущего, с использованием характерных национальных движений.
Таджикский народ приветливый и щедрый, как и Таджикские солнце и земля. Без еды не будет и беседы. Поэтому мы хотим преподнести вам:
- виноград как знак изобилия,
- гранат, чтобы дружбе с вами всякий был рад. А вот хурма. Чтобы у вас было много ума.
Следующие соседи – казахи. Народ который живет у южных границ России. Природа Казахстана – это бескрайние степи и пустыни. ( показ слайдов). Основным занятием казахов всегда было кочевое скотоводство – они пасли овец, коней, передвигались вместе со стадами по степи на конях. Поэтому основным их жилищем была юрта. Легкое сооружение, которое строилось из веток и покрывалось верблюжьими одеялами – кошмами. Такой дом можно было легко разобрать и перевести на другое место. Но тем не менее юрты были очень прочными и теплыми ( показ юрты). 200 лет назад эти земли стали заселять русские, которые научили казахов заниматься земледелием – выращивать пшеницу, рожь.
Отгадайте загадки:
- Вырос в земле дом. Полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. ( колосья)
- За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь-гладкая,
На вкус как сахар сладкая.(морковь)
Национальным праздником казахов является Наурыз – день весеннего равноденствия, который символизирует победу света над тьмой, тепла над холодом, добра над злом. В этот день устраивались соревнования молодых наездников.
Сейчас мы с вами поиграем в игру « Подними монету».
Отмечают старт и финиш. Раскладывают «монеты» - камешки. По сигналу «джигиты» начинают скачку. Во время скачек останавливаются, поднимают « монету», возвращаются назад. Побеждает тот, кто больше и быстрее наберет «монет».
Звучит казахская народная музыка. В зал входит девочка в национальном казахском костюме. Танцует. Здоровается по-казахски.
Любимый напиток казахов – кумыс ( девочка угощает детей кумысом, спросить какой он на вкус) Видите, как много мы узнали о других народах и их традициях. И все же мы живем в нашей большой стране – России, которая славиться своей культурой и традициями, праздниками. Ну-ка вспомните. Какие народные праздники мы с вами проводили? ( Рождество, Масленица, Сороки – прилет птиц, Пасха, Троица – праздник русской березки, когда прыгают через костер.) А какие веселые русские ярмарки!
Звучит русская народная мелодия. Входит девушка в русском народном костюме. Мир вашему дому. Бог вам в помощь. Русский язык полон поговорками и пословицами. И всегда русский народ прославлял труд.
Всякая работа мастера славит.
Из одного дерева – икона и лопата.
Мала пчелка, да и то работает.
Восхвалял смелость:
Смелость города берет.
Тот герой. Кто за Родину горой.
Воспевал любовь к Родине – России – матушке.
Родина – краше солнца. Дороже золота.
Нет края на свете красивей,
Нет родины в мире светлей,
Россия, Россия, Россия,
Что может быть сердцу милей!
А уж веселиться русский народ всегда умел.
Танец «Сапожки русские».
Русские – основная часть населения России. Они проживают на огромной территории: в деревнях, селах. Городах. Русский народ старается жить со всеми в мире – « лад избу ширит» - не зря говорит пословица. И всегда русские собирают друзей, как в нашей песне.
Песня – хоровод « Чтобы солнышко светило» Н. Пескова.
Дети читают стихи.
Россия, Россия, наша страна.
Очень и очень большая она.
Россия, родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живем.
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас.
И добротой бескорыстной своей
Помогает нам каждый сейчас.
Пусть будет небо голубое,
А солнце ясным.
Пусть человек не будет злым,
А мир будет прекрасным.
Выйдете люди из своих квартир!
Слова вам наши хорошо слышны?
Люди! Доброта и толерантность спасут мир!
И вы нам поверить должны!
А сейчас нарисуем символ дружбы!
В заключении дети исполняют песню «Моя Россия!», из репертуара детской группы «Непоседы»