1.Воспитатель: Доброе утро, ребята, я рада всех видеть. Давайте, поприветствуем друг друга тихо: так, как капает дождик.
Сегодня мы отправимся с Вами в необычное путешествие, а вот куда - Вам подскажет отгадка на загадку:
Богатырь стоит богат, угощает всех подряд:
Артема - земляникой, Вику - костяникой,
Машеньку орешком, Елисея - сыроежкой.
Оленьку - малинкой, а Никиту – хворостинкой (лес)
Я приглашаю вас погулять по осеннему лесу, но сначала давайте повторим правила поведения в лесу.
2. Речевая игра "Можно-Нельзя". Что можно, а что нельзя делать в лесу?
(Нельзя ломать ветки, калечить деревья, срывать цветы, уносить животных из леса и т. д.
Можно: поиграть в лесу, поаукать, собирать грибы, ягоды и т. д.)
Воспитатель: И самое главное: старайтесь не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
(Дети идут под музыку П. Чайковского "Осенняя песня" до стульчиков)
3.Воспитатель:
Вот мы и пришли Слайд. Панорама осеннего леса.
Ребёнок читает стихотворение С. Погореловского "Лес"
Здравствуй, лес, чудесный лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Воспитатель: Давайте присядем на пенёчки (стульчики) и устроим конкурс историй об осени. А помогут нам в этом, упавшие с деревьев листочки.
4. Речевая игра "На что похож листок"
Слайд. Осенний золотой клён, красная рябина, жёлтая берёза
(Каждый ребенок поднимает с коврика листок, рассматривает его и рассказывает, что он смог представить себе, глядя на этот листок, например, Листок похож на кораблик, он большой, плывет по морю.
Листок похож на воздушный шар, который летит высоко в небе и т. д.)
Воспитатель: Ребята вы умеете разговаривать с листочками?
5. Давайте поиграем в игру "С какого дерева листок?" (в виде диалога, в основе приём эмпатии - способности перевоплотиться в другой предмет, в данном случае – в листик от дерева)
-Листочек, ты с какого дерева?
-С берёзы!
-А как ты попал на землю?
-Поднялся ветер, меня закружил, я летал, летал, и упал на землю;
- Листочек, на каком дереве ты жил?
-Я жил на высоком дубе.
-Как ты оказался на земле?
-Ветер подул, закружил меня и принес на землю. И т. д.
6.Воспитатель: Дети, а у меня здесь еще листочки, но на них что-то написано. Загадки. Любите загадки? Посмотрим, как вы умеете их отгадывать (показ слайдов деревья леса с загадыванием загадок).
Слайды о деревьях (берёза, ель, осина)
1-Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (березы)
2-Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках
круглый год. (ель)
3-Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
7. Физминутка-этюд " Мы листочки"
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на дереве сидели,
Ветер дунул,полетели.
Мы летели, мы летели,
А когда летать устали,
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул,
И листочки снова сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: Ну что, друзья, нравится вам в лесу? Настала пора узнать, кто живет в лесу. Давайте заглянем в волшебную книгу. Если мы отгадаем загадки, то узнаем, какие животные и птицы живут в лесу
8. Слайды о животных и птицах.
1-Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (ёж)
2-На овчарку он похож, что не зуб-то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
9.игра «Кто живет в родном лесу?» (я называю животных, а вы выбираете только тех, кто живет в наших лесах, если живут – хлопайте в ладоши, если нет – топайте):
= белка = мышка = жираф = кашалот =
= заяц = кабан = крокодил = бегемот =
= волки = верблюды = моржи и тюлени =
= медведь = слоны = обезьяны = олени =
10.Воспитатель
А сейчас я вам загадаю загадку:
«Вдруг в лесу раздался стук,
Это кто-то долбит сук,
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит» (дятел).
(Переворачиваю картинку ,включается грамзапись с рассказом о дятле): «Конечно это я. Меня вы услышите сразу. Целый день стучу я клювом, насекомых из – под коры добываю. У меня длинный тонкий язык с зазубриной на конце. Им я из любой трещинки достану личинку или жучка. Посмотрите, какие у меня коготки цепкие, острые. Они помогают мне по самому гладкому стволу, как по лесенке бегать. Клюв у меня очень крепкий. Им я сам достаю разных насекомых, жуков, личинок. А зимой я срываю сосновую шишку, нахожу дерево с расщелиной, воткну туда шишку, усядусь на стволе, хвостом упрусь и начинаю шишку долбить. Такая расщелина – где я шишку долблю, называется «дятлова кузница». Ну, мне пора! Тук – тук».
Клювом в небо угодит» (стучат пальцы вместе – врозь).
12. Беседа по вопросам:
Что еще есть в лесу кроме зверей, птиц и насекомых?
Какие грибы вы знаете?
Все ли грибы можно собирать?
Почему нельзя сбивать ядовитые грибы?
Можно ли детям одним собирать грибы?
Почему нельзя ходить в лес без взрослых?
Что нужно делать, если ты потерялся?
Воспитатель: В лесу живут разные обитатели и для них лес -родной дом и кормилец, а для человека - друг. В природе все взаимосвязано.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес.
Ребёнок: "Лес дремучий, до свидания!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!"
13. Коллективная работа. Предлагаю всем пройти за рабочие столы и сделать коллективную поделку из природного материала "На лесной опушке". Эту лесную газету мы вывесим в родительском уголке – пусть родители порадуются нашим знаниям и умениям в экологии!
14. Рефлексия: Вам понравилось в лесу? Что вам больше всего запомнилось? Кому вы помогли сегодня?