kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Некоторые особенности коррекционно-педагогического процесса в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с задержкой психического развития не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые особенности коррекционно-педагогического процесса в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития»

Некоторые особенности коррекционно-педагогического процесса в группе компенсирующей направленности для детей

с задержкой психического развития

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удаётся реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с задержкой психического развития не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении задания учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети плохо запоминают материал, малоактивны на занятиях, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению с нормой.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У них нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В основе этих симптомов лежит перенесённое ребёнком органическое поражение центральной нервной системы и её резидуально – органическая недостаточность. Другой причиной может быть функциональная незрелость нервной системы.

В практике работы с детьми с задержкой психического развития наиболее широко используется классификация К.С. Лебединской, разработанная с учетом этиологии. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР: конституционного, соматогенного, психогенного и церебрально – органического происхождения.

Отклонения в развитии ребёнка с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы можно выявить уже в раннем возрасте. Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой, особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу для дальнейшего интеллектуального развития ребёнка. Для раннего детства характерен ряд особенностей.

Первой особенностью является чрезвычайно быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими: кризис первого года связан с овладением ходьбой, двух лет – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно – действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания. Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребёнка. В критические периоды могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства.

Другой особенностью развития в раннем возрасте являются неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесённое заболевание, отсутствие целенаправленного педагогического воздействия) может произойти потеря навыков, наблюдается явление ретардации («застревание» на более ранней ступени развития). Причина неравномерности развития психики ребёнка раннего возраста определяется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки. Для каждой психической функции существуют свои сензитивные периоды. В целом, ранний возраст является сензитивным для развития всех видов восприятия (сенсорно – перцептивной деятельности), непроизвольной памяти и речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной деятельности при активном взаимодействии со взрослыми. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи.

Ещё одной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно – психического развития. Изменение в состоянии здоровья малыша влияют на его нервно – психическую сферу. Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа для познавательной активности.

Рассматривая психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, Е.С.Слепович (1994) указывает на её основные звенья: недостаточную сформированность мотивационно – целевой основы деятельности, сферы образов – представлений, недоразвитие знаково – символической деятельности.

Все названные особенности наиболее ярко проявляются на уровне игровой деятельности детей с задержкой психического развития. У них снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивая бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Незрелость эмоционально – волевой сферы таких детей обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники. Отмечаются проблемы в формировании нравственно – эстетической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально тёплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно – эстетических нормах поведения.

Термин «коррекция психического развития» впервые стал использоваться в дефектологии приминительно к различным вариантам аномального развития ребёнка. Под «коррекцией», в отличие от медицинской помощи, понималась определённая форма психолого – педагогической деятельности, т.е. совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребёнка.

В отечественной дефектологии значительный вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внёс Л.С.Выготский. Определяя цели коррекционной работы, он подчеркивал первоочередное значение профилактических задач, как задач предупреждения развития вторичных дефектов, по сравнению с задачами исправления уже образовавшихся первичных дефектов.

С учетом перечисленных выше особенностей можно определить основные задачи коррекционно – педагогической работы:

1.Совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков).

2.Сенсорное воспитание (совершенствование оптико – пространственных и слуховых функций, сенсорно – перцептивной деятельности).

3.Формирование и развитие предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста.

4.Формирование навыков эмоционального и ситуативно – делового общения со взрослыми и сверстниками.

5.Целенаправленное развитие речи, её функций, которое предполагает развитие всех форм опосредствования: использование реальных предметов и предметов – заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В различных видах деятельности важно учить детей сопровождать свои действия речью, подводить итог выполненной работы, а на более поздних этапах – составлять инструкции для себя и для других, то есть обучать действиям планирования.

Коррекция должна быть направлена на устранение негативных симптомов развития, либо может быть обращена к причинам, порождающим трудности и отклонения в развитии. Кроме того, нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы, к моменту её завершения и, наконец, примерно полгода спустя.

К важнейшим факторам эффективности коррекционной работы следует также отнести особенности родительской позиции и меру их участия в коррекционном процессе. Так, если родители, по сути, уклоняются от воспитания ребёнка, реализуя гипоопеку по отношению к ребёнку, трудно ожидать значительного успеха коррекции в этом случае. Актуальной здесь становится задача организации работы с родителями, как условие достижения конечного успеха. Для заинтересованных родителей эффективность коррекционной работы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших их обратиться за помощью к дефектологу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Скрыпник Лариса Дмитриевна

Дата: 07.06.2018

Номер свидетельства: 472557


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства