Просмотр содержимого документа
«"Нейрокорреционный компонент в логопедической работе в ДОУ"»
"Нейрокорреционный компонент в логопедической работе в ДОУ"
Актуальность применения нейрокоррекционных технологий обусловлено тем, что на сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в поведении и обучении: гипер-и гипо- активность, повышенная истощаемость, неусидчивость, отвлекаемость, отсутствие внимания и т.д. Наблюдается заметный скачок индекса агрессивности, дефицита внимания, снижение адаптационных механизмов ребёнка. Такие дети не имеют клинических диагнозов, но имеют признаки дезадаптивного поведения. В последние десятилетия психологи. педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем, снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Причины, которые объясняют данный факт, многообразны. Многие специалисты сходятся во мнении, что это, главным образом, связано с последствиями развития человеческой цивилизации: экология, искусственные заменители пищи, гормональные добавки, консерванты, лекарственные препараты, электромагнитное поле в быту. Это привело к накоплению в генофонде человеческой популяции большого количества слабых генов. С другой стороны, среда, в которой происходит развитие современного ребёнка, очень часто не является развивающей. Ребёнок с рождения начинает испытывать негативные внешние воздействия: родовые травмы, искусственное вскармливание, ограничения в двигательной активности ( отсутствие дворовой культуры ), ранние программы интеллектуального обучения без сенсорного и пространственного развития, компьютерная субкультура, подменяющая живое человеческое общение, недостаток общения родителе со своими детьми, игнорирование речевых трудностей.
Насегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в освоении речи, появляются поздноговорящие дети. Это явление становится массовым. Согласно исследованиям нейропсихологов мозг у современных детей развивается ассиметрично и в результате получается совершенно другая работа мозга, даже речь у этих детей развивается иначе. Но современные дети не хуже, не глупее, они просто другие и, соответственно, учить таких детей нужно совсем по-другому .Задачу сохранения и укрепления естественного природного здоровья ребёнка и восстановления дефицитарных функций мозга сегодня берёт на себя практическая детская нейропсихология. Она протягивает руку помощи логопедам – практикам, предлагая целый арсенал нейрокоррекционных технологий, позволяющих развить и компенсировать высшие психические функции головного мозга, многие из которых я стараюсь применять в своей образовательной деятельности.
С этой целью наше образовательное учреждение на основе договора о социальном партнерстве стало образовательной площадкой для психологического центра «Белый Слон» в реализации социального проекта «Нейропсихологический подход в воспитании и развитии детей – основа формирования здорового поколения».
Объектом проекта являлся процесс активизации основных психических функций на логопедических занятиях.
Предметом проекта являлось: развитие основных психических функций как метод комплексной помощи по преодолению недостатков речи у детей с ТНР посредством нейрокомпонента.
Вид проекта: творческий, групповой.
Длительность: длительный ( в течение всего учебного года ).
Участники проекта: обучающиеся, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физической культуре, родители обучающихся.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель проекта:
Создание условий для эффективной комплексной помощи по преодолению недостатков речи у старших дошкольников через активизацию основных психических функций.
Задачи проекта:
1. Повысить нейропсихологическую компетентность путем изучения необходимой литературы, ознакомление с инновационными методиками, посещение профильных мероприятий информационно-психологического центра «Белый слон».
2. Внедрить современные нейрокоррекционные технологии в образовательную деятельности с детьми.
3. Разработать методические и дидактические материалы, направленные на преодоление речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
5. Сформировать развивающую предметно-пространсвенную среду логопедического кабинета в морском стиле.
Прогнозируемый результат: успешное преодоление недостатков речи старших дошкольников с ТНР через активизацию у них основных психических функций посредством нейрокоррекционного компонента.
Ресурсы проекта: ноутбук, принтер, ламинатор, картотека упражнений по самомассажу рук и зрительной гимнастики; кинезиологические упражнения, картотека когнитивных упражнений, картотека игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, игровые утяжелители; корзиночки с набором предметов для самомассажа; настольные игры на развитие высших психических функций (ВПР); наборы «Сенсорные стимулы»: индивидуальные корзиночки по точечному массажу.
Этапы реализации проекта.
1этап: Подготовительный
Цель
Наименование мероприятия
Содержание
Создать информационно-дидактическую базу, необходимую для реализации проекта.
1. Изучение теоретической и методической литературы по данному направлению.
2. Определение актуальности и значимости проекта.
3. Разработка и накопление методических и дидактических материалов по проекту.
4. Создание специальных образовательных условий для ре-ализации проекта:
- предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете по мор-ской тематике;
- центра развития межполушарного взаимодействия;
- центра релаксации;
-центра дидактического и игрового сопровождения по развитию высших психических функций;
- картотеки упражнений по самомассажу рук и зрительной гимнастике.
Нейрокоррекционные игры и упражнения; М., Айрис-Пресс, 2017г.
6. Т.П. Трясогусова
Развитие межполушарного взаимодействия у детей, г.Ростов-на-Дону, ИД «Феникс», 2019г.
2 этап: Основной
1. Повышение профессиональной педагогической квалификации.
1. Семинары в рамках социального партнерства « Основы нейропсихологического подхода в воспитании и обучении современных детей».
С участием специалиста нейропсихолога психоло-гического центра «Белый Слон» Степановой Н. С. для педагогов МБДОУ детский сад №262, учителей – логопедов, учителей – дефектологов, педагогов – психологов, инструкторов по физической культуре Кировского района г. Екатеринбурга.
2.Повышение педагогической
компетентности, выработка единого подхода в речевом воспитании детей и профилактика речевых школьных трудностей.
3. Внедрение эф-фективных методов нейрокоррекционного воздействия в работе с детьми с ТНР.
4. Повышение у детей работоспособности, эффективности функционирования всех высших психи-ческих функций.
5. Скоординировать направление деятель-ности педагогов по практическому при-менению нейрокор-рекционных техно-логий в соответствии с ФГОС ДО.
2. Консультация для педагогов ДОУ «Современные тенденции в изменении состава детей с ОВЗ в России».
3. 1. Консультация для педагогов и родителей ДОУ « Чудо-мячики».
3.2. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Весёлая неделька»
4. Цикл открытых занятий по автоматизации звуков, развитию лексико-грамматического строя речи с использованием игровых технологий в стихотворной форме ( тема «Морские путешествия» ).
5.1.Районный семинар-практикум
«Нейропсихологический подход в логопедической работе со старшими дошкольниками с ТНР».
5.2. Мастер-класс для учителей- лого-педов и педагогов ДОУс использова-нием игровых технологий в форме нейросказки «Айболит на новый лад».
Нейропсихологический анализ проблем развития детской популяции.
Демонстрация игр и упра-жнений с мячом по развитию межполушарного взаимодей-ствия.
Практическое занятие с показом комплекса кинезио-логической гимнастики в режиме дня дошкольника.
Обучение детей и родителей элементам нейрокоррекцион-ных технологий в игровой форме.
Описание методов эффективного применения элементов нейрокоррекции для детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
3-ий этап: Заключительный
1. Анализ результатов профессиональной педагогической деятельности с при-менением нейрокор-рекционных техно-логий.
Слайдовая презентация :
«Сказ о том, как создавался флот речевой и пускался в плавание нейрокоррекционное».
Оформление результатов проекта в форме слайдовой презентации в стихотворном изложении.