kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Наш-дом земля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Наш дом-земля".Цель занятия расширить представления о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ,живущих рядом с человеком.Закрепить понятие, что мы -люди- являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, солнце,воздух.Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Наш-дом земля"»






Конспект занятия по экологии в старшей группе

на тему:

"Наш дом - Земля"







Автор: Азизова Тагира Тагировна, воспитатель Детский сад №3 "Чишмя"

р.п.Старая Кулатка


"Наш дом-земля"

Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом  с человеком;

Задачи:

1. Образовательные

 -закреплять понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, солнце, воздух.

- формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей;

2. Воспитательные:

- воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы, воспитывать культуру поведения  в природе.

3. Развивающие:

-развивать познавательную активность, любознательность у детей, мышление, память,        речь,

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение, делать выводы.

- развивать логическое мышления;

Ход занятия:

1-й ребенок. Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля — дом наш родимый, ребята!

2-й ребенок. Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

3-й ребенок. Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами...
Все дети: Такая планета нужна нам с вами!

Все дети поют песню «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, ел. М. Пляц-ковского).

Воспитатель. Земля — родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.

А если нам вдруг кто-то лишним покажется.

То это, конечно, ошибкой окажется.

Дети читают стихотворение Б. Заходера «Про все-все на свете»:

Все-все, все на свете, на свете нужны!

И кошки не меньше нужны, чем слоны.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед и кто делает яд.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников: злых и свирепых.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Все-все, все на свете, на свете нужны!

И это все люди запомнить должны!

Воспитатель. Сегодня у нас будет интересная викторина, посвященная нашей родной природе. Я буду загадывать вам загадки, и если вы их пра­вильно отгадаете, то отгадки как бы оживут перед вами. Слушайте первую загадку.

В лесу, у пня, суета, беготня:

Народ рабочий целый день хлопочет.

Кто они, откуда, чьи льются черные ручьи?

Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (Муравьи.)

Дети поют и инсценируют песню Л. Абелян «Про меня и муравья». Затем читают стихотворение А. Бабаджан «Муравьи».

Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащут зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит он своей дорогой,

Ты его не обижай, ты его не трогай!

Воспитатель. Слушайте следующую загадку.

Клювы желтые такие, лапки красные, большие,

Вперевалочку идут, а если надо, поплывут. (Утята.)

Дети исполняют танец под фонограмму «Утята» (французская народная мелодия).

Воспитатель. Что за дом среди ветвей под открытым небом?

Угощает птичек он и зерном, и хлебом. (Кормушка.)

Слышится пение птиц в грамзаписи. Воспитатель ставит в центр зала кор­мушку. Дети поют и инсценируют песню А. Жилинского «Пти­чий обед». Затем читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна.

Горсть зерна — и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть, видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать — улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!

Воспитатель. А сейчас будет музыкально-танцевальная загадка. Наши мальчики покажут танец, который любит танцевать одно животное, а какое — вы постарайтесь угадать.

Мальчики танцуют танец «Веселый слоник» на музыку В. Золотарева. Дети отгадывают загадку. Если они затруд­няются, можно предложить им такую загадку-подсказку.

Ростом он почти что с дом, очень много силы в нем,

И такой огромный нос, будто он лет тащу рос.

Воспитатель.

Богатырь стоит богат, Машеньку — орешком,

угощает веех подряд: Петю — сыроежкой.

Ваню земляникой, Катеньку — малинкой,

Аню — костяникой, а Васю — хворостинкой.

(Лес.)

Ребенок читает стихотворение С. Погореловского «Лес».

Здравствуй, лес, дремучий лес! Весь в росе, как в серебре?

Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится —

Ты о чем шумишь листвою Что за зверь? Какая птица?

Ночью темной, грозовою? Все открой, не утаи:

Что нам шепчешь на заре, Ты же видишь — мы свои!

Воспитатель. Да, если в лесу вести себя правильно, то лес нам раскроет много своих тайн и секретов. А еще в нем можно увидеть много интересного. Вы знаете, как нужно себя вести? Тогда давайте посмотрим, что делает сегод­ня в лесу Красная Шапочка.

Дети показывают сценку «Красная Ша­почка и волк». В ней участвуют еще ежик и заяц.

Воспитатель. В народе так говорят: чтобы человек оставил о себе добрую память на земле, он должен построить дом, вырастить ребенка и посадить дерево.

Дети поют и инсценируют песню Е. Тиличеевой «Дерев­ца». Затем читают стихотворение «Праздник леса» С. Маршака.

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи — крепить паруса,

Рубку и палубу, ребра и киль —

Странствовать по морю в бурю и штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

Легкие крылья — летать в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать.

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень,—

Вот что сажаем в сегодняшний день.

Воспитатель: А вот вам загадка про лесного жителя.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки — ни одной.

(Еж.)

Воспитатель: В одном лесу, недалеко от озера, жил крошка Енот. Вспом­ните, как мама его учила быть добрым и говорила: «Чтобы было много друзей, надо просто всем дарить свою ...

Дети инсценируют песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцков-ского), звучащую в грамзаписи.

Воспитатель: А что еще есть в лесу, кроме зверей и птиц? Какие вы знаете ягоды? грибы? А все ли грибы можно собирать? Отгадайте загадки.

Сорвал красивый гриб в лесу, Грибы эти вовсе не надо искать.

Любуюсь на его красу: А если увидим, не стоит их брать.

Он на белой ножке, Почти что на каждой полянке

На шляпке белые горошки... Растут противные ... (поганки).

А люди говорят,

Что в нем опасный яд.

(Мухомор.)


Воспитатель. Да, собирать поганки и мухоморы не стоит, а вот послушать про них веселые частушки очень интересно. Мальчики одетые в сарафаны и косынки, поют частушки «Девчата-поваря­та» (терская народная мелодия).

Воспитатель. Дети, скажите, можно ли, по-вашему, держать лесных жи­вотных дома? А каких можно? Какие есть у вас? Отгадайте загадку про зве­рюшку, которую мама купила двум девочкам.

Есть такой смешной зверек:

Он толстосум и толстощек. (Хомяк.)

Две девочки исполняют песню Л. Абелян «Про хомячка».

Воспитатель. Продолжаем нашу викторину. Вот еще загадка.

Рыжий молокозавод день жует и ночь жует,

Ведь траву не так легко переделать в молоко. (Корова.)

Дети поют песню (муз. А. Пахмутовой, ел. Ю. Черных) «Кто пасется на лугу?». Зачем читают стихотворение Э. Мошковской.

Стрекозы порхают, коровы жуют,

Кузнечики скачут, коровы жуют.

Птицы поют, коровы жуют.

Корова жует, и жует, и жует.

Муху смахнет, и жует, и жует.

Она не летает, она не поет...

Жует, и еще молоко нам дает

Воспитатель. Коровы — домашние животные. А вот еще загадка

Животное домашнее, но в доме не живет,

А груз и даже человека куда надо довезет. (Лошадь.)


Воспитатель. Лошади не только полезные и нужные человеку животные. Они

еще очень красивы и грациозны, недаром без выступления лошадей не обходится ни одно представление в цирке. Вот и к нам сегодня при­шла лошадка. (Появляется большая лошадка, она весело танцует, затем убегает.)

Воспитатель. А теперь я приглашаю вас в гости в далекую страну Америку, который каждый год устраивают конные пастухи, па­сущие стада. Кто знает, как называются американские пастухи, отличающиеся большой ловкостью? (Ковбои.)

Мальчики показывают номер «Амери­канские ковбои».


Воспитатель. Хорошо в гостях, а дома все равно лучше, это понимают даже птицы, которые каждой весной возвращаются в родные края.


Дети читают стихотворение П. Воронько «Журавель».

Жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

Он ответил, пролетая: «Лучше нет родного края».

Девочки исполняют танцевальную ком­позицию под грамзапись песни «Родная сторонка» (муз. Ю. Чичкова, ел. П. Си­нявского) .

Воспитатель. Прекрасен наш родной дом — наша Россия.



Люблю тебя, моя Россия, Люблю, всем сердцем понимаю

За ясный свет твоих очей, Степей таинственную грусть.

За ум, за подвиги святые, Люблю все то, что называют

За голос звонкий, как ручей, Одним широким словом Русь.

(С. Васильев.)


Дети вместе с музыкальным руководи­телем исполняют русскую народную песню «Родина» («Вижу чудное при­волье») .

Воспитатель: А теперь я хочу вам загадать последнюю и, пожалуй, самую главную загадку нашей викторины.

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар. (Земля.)



Воспитатель. А в народе еще так говорят: «Никого не родила, а все ма­тушкой зовут». Наша Земля — это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Земля — это наш общий большой дом, в котором человек — хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Рыбы, птицы и звери в душу людям смотрят, как будто просят нас: «Люди, не убивайте зря.

Ведь море без рыб — не море,

Ведь небо без птиц — не небо,

Земля без зверей — не земля,

А Нам без земли нельзя!»

(Н. Добронравов.)

Воспитатель. Посмотрите, как красива наша Земля, особенно весной, когда вся природа оживает и все расцветает. Давайте будем беречь красоту Земли.

Ребенок читает стихотворение «Цветы».

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и мы, и вы, если все сорвут цветы,

Не останется цветов и не будет красоты.

Воспитатель. Давайте улыбнемся! Как хорошо вокруг!

Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.

Для нас лесной кузнечик споет среди травы,

А ветер нам сыграет на клавишах листвы.

Звучит грамзапись песни Г. Савельева «Большой хоровод». Дети испол­няют танцевальную композицию .

На следующий после праздника день в группе опять появляет­ся Зинька. Воспитатель и дети просят птичку сказать, понравил­ся ли ей занятие, что она запомнила. Зинька делится впечат­лениями, а потом просит всех послушать о том, что происходит сейчас в лесу.

Воспитатель читает рассказ «Апрель» из «Синичкиного кален­даря» В. Бианки.





Конспект занятия в старшей

группе

на тему:



"Я иду по улице"


















Автор: Азизова Тагира Тагировна,

воспитатель Детский сад №3 "Чишмя"

р.п.Старая Кулатка







Занятие по ознакомлению с правилами дорожного движения

Цель. Закрепить знания детей о прави­лах дорожного движения, дорожных знаках. Учить избегать опасных ситуаций на дороге. Продолжать учить составлять последовательные рассказы по сюжетным картинам и личного опыта. Формировать умение —автоматически правильно строить и употреблять в речи сложные предложения, взвивать навыки коллективной работы.

Материал. Мольберт. Иллюстрации с изображением дорожных знаков. Макет улицы города и светофора, игрушечные автомобили, фигурки пешеходов. Костюм Незнайки. Сдутый мяч. Серия сюжетных картинок «Незнайка на улице»:

  1. Незнайка и Чиполлино идут по тротуару. У Незнайки мяч. Он подбрасывает его ногой.

  2. Мяч катится на проезжую часть, по ко­торой мчатся легковая машина и немного позади - грузовик. Незнайка бежит за мячом, Чиполлино пытается его удержать.

  3. Водитель легковой машины видит Не­знайку, неожиданно выскочившего на дорогу, пытается свернуть. Автомобили сталкиваются.

  4. На месте аварии стоят два водителя, ми­ллионер и Незнайка. Он опустил голову с ви­новатым видом, держит в руках сдутый мяч.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения. Знае­те ли вы, почему так говорят: «Тише едешь, дальше будешь»?

Дети. Если водитель едет быстро, он может попасть в аварию, потому что становится невнимательным. За превышение скорости автомобиль может остановить милиционер. Чем медленнее едет автомо­биль, тем легче водителю рассмотреть до­рожные знаки.

Воспитатель. Правильно, чем аккуратнее и спокойнее ведут себя на проезжей части все участники движения, тем меньше проис­шествий происходит на автодорогах. Вы когда-нибудь были свидетелями дорожного происшествия? Расскажите об этом.

Два-три ребёнка составляют рассказы из личного опыта.

Воспитатель. Для организации движения пешеходов и водителей и обеспечения их безопасности на дорогах установлены до­рожные знаки. Каждый участник движения не только должен знать, что они обознача­ют, но и выполнять их требования, чтобы не произошло дорожно-транспортного проис­шествия - аварии. Скажите, какие дорож­ные знаки вы знаете?

Дети называют дорожные знаки, кото­рые они рассматривали на предыдущих за­нятиях. Воспитатель выставляет их на мольберт и предлагает детям поиграть в игру «Говорящие знаки». Каждый ребёнок выбирает любой дорожный знак и расска­зывает, что он обозначает, для кого из участников движения предназначен и что может произойти, если водитель или пеше­ход не заметят его или не выполнят его указание.

Воспитатель. А теперь я загадаю вам за­гадки:

Не живая, а идёт,

Неподвижна, а ведёт. Что это? (Дорога.)

Он мчится вдоль по улице, Ворчит скороговоркой. Машинам не угнаться За этой тараторкой. (Мотоцикл.)

Не летит, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль.)


Стоит у края улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

Запылал у чучела

Изумрудный глаз -

Значит, можно улицу

Перейти сейчас. (Светофор.)

Дети отгадывают загадки. Воспита­тель выставляет на стол макет улицы, ма­ленькие игрушечные автомобили, фигурки пешеходов, светофор и дорожные знаки. За­тем предлагает двум-трём детям смоде­лировать на макете ситуации, при кото­рых пешеходы или водители нарушают правила дорожного движения, и объяснить, почему подобные действия опасны.

Воспитатель. Вспомните стихотворения, в которых говорится о том, что обозначают сигналы светофора.

1-й ребёнок.

Чтоб тебе помочь, дружок,

Путь пройти опасный,

День и ночь горят огни -

Зелёный, жёлтый, красный.

2-й ребёнок.

Загорелся красный свет -

Стой на месте, хода нет!

3-й ребёнок.

Загорелся жёлтый свет.

Он даёт тебе совет:

- Подожди, не торопись,
Свет изменится, дождись!
4-й ребёнок.

Свет зелёный говорит:

- Проходите, путь открыт!
Воспитатель. Молодцы, вы хорошо

усвоили правила поведения на дороге. А вот герой одной сказки, ничего не знает и все­гда всё забывает. Как вы думаете, кто это?

Дети. Незнайка.

Входит Незнайка (его роль исполняет взрослый), он неряшливо одет, держит в руках сдутый мяч и набор картинок.

Воспитатель. Незнайка, что с Почему ты такой грустный, и что а твоим любимым мячом?

Незнайка, тяжело вздыхая, мол гикает картинки. Воспитатель в те их на мольберт (без соблюдения последовательности изображённых на них событий).

Воспитатель. Дети, давайте разберемся: что же случилось с Незнайкой.

Дети раскладывают картинки в соответствии с развитием сюжета, ребёнка составляют по ним рассказы.

Воспитатель. Незнайка, неужели все так и случилось?

Незнайка вновь тяжело вздыхает головой.

Воспитатель. Да, правил поведения на дороге ты не знаешь! Почему ты учишь, ведь ты уже большой? Наши давно уже знают, что на проезжей части играть запрещено!

Незнайка. Научите меня, пожалуйста. всему, что сами знаете.

Воспитатель. Дети, поможем Не усвоить правила дорожного движения?

Дети. Да!

Воспитатель. Чтобы остаться на занятии ты должен привести себя в порядок,| внимательно слушать и выполнять то, о чем я буду говорить.

Незнайка поправляет одежду. Воспитатель предлагает ему вместе с детьми выполнить движения в соответствии с текстом стихотворения.

Воспитатель.

Наш Незнайка потянулся,

(Поднимают руки вверх, потягиваются.)

Раз нагнулся, два нагнулся,

(Делают наклоны вправо-влево.)

Руки в стороны развёл,

(Разводят руки в стороны.)

Мячик свой он не нашёл.

(Поворачивают голову вправо-влево.

Чтоб пропажу отыскать,

Надо на носочки встать.

(Ставят руки на пояс, встают на носочки.)

Наконец, нашёлся мяч,

Он готов пуститься вскачь.

Вы попрыгайте немножко

По спортивной по дорожке.

(Выполняют прыжки.)

Но не стоит, мячик мой,

Так скакать по мостовой.

Воспитатель. Давайте поиграем. Я начну предложение, а вы его продолжите.

Я могу перейти через дорогу, только если…

Если не соблюдать правила дорожного движения…

На проезжей части нельзя играть, потому что…

Воспитатель. Послушайте ещё одну за­гадку:

Посмотри, силач какой!

Он взмахнул одной рукой –

И остановился вмиг

Пятитонный грузовик.

Незнайка. Я знаю, это кран, он может зацепить и задержать любую машину.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, прав Незнайка?

Дети. Нет, это регулировщик.

Воспитатель. Правильно! Как вы думаете, у регулировщика или инспектора дорожного движения трудная работа? Какими качествами должен обладать человек этой профессии? (Дети высказывают предположения.)

Представьте себе, что вы работаете инспекторами дорожного движения.

Как выглядит ваша форма? Какие предметы вы используете для регулирования движения пешеходов и автотранспорта? Что входит в ваши обязанности? (Ответы детей.) Незнайка. Как интересно! Оказывается, я еще много не знаю. Вы могли бы ответить на мои вопросы?

Почему нельзя играть с мячом рядом с проезжей частью?

Для чего существуют пешеходные переходы

Почему опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом?

Почему нельзя выходить на проезжую часть из-за кустов или заборов?

Почему дети должны держаться за руку взрослого при переходе через дорогу? (От­веты детей.)

Незнайка. Спасибо вам за то, что вы объ­яснили мне, как нужно вести себя на улицах города. Теперь я буду внимателен и осторо­жен. Можно обращаться к вам, если мне по­надобится помощь или появятся новые во­просы?

Дети. Да!

Воспитатель. Конечно, приходи, Незнай­ка, мы всегда рады помочь тебе и научить всему тому, что знаем сами.

Незнайка прощается и уходит.

Воспитатель. Я уверена, что вы запомни­те правила дорожного движения и никогда их не нарушите. Дома вместе с мамами и па­пами нарисуйте, пожалуйста, картину на те­му «Улица моего города».

















































Конспект занятия по экологии

в старшей группе

на тему:

«Бесценная и всем необходимая вода»













Автор: Азизова Тагира Тагировна, воспитатель Детский сад №3 "Чишмя"

р.п.Старая Кулатка


«Бесценная и всем необходимая вода»


Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать желание участво­вать в инсценировках и развлечениях; показать огромное значе­ние воды для всех живых существ; уточнить представления детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках; воспитывать бережное, эконом­ное отношение к чистой воде (родниковой, колодезной, водопроводной); раз­вивать умения отгадывать загадки, совершать гигиенические процедуры.

Организация. Занятие устраивают в жаркий летний день на участ­ке детского сада. В нем участвуют дети старшего дошкольного возраста, одетые в белые шорты и юбки и белые футболки, которые являются основой для костюмов снежинок и облаков, и в обувь на босу ногу.

Персонажи: Воспитатель (взрослый), Царица Вода, ее сыновья (дети-школьники), Лед, Снег, Туман, Дождь, Снежинки (девочки), Облака (мальчи­ки), тетушка Федора.

Оборудование: атрибуты костюмов для Сне­жинок, Облаков (шапочки); мешок с ватными снежинками; сумка, в которой лежат красивые вещи для Федоры — фартук, платок, тапочки, полотенце, чистые полотенца по числу детей, посуда, 3 таза, 2 рукомойника, кувшин, 1—2 большие емкости с водой, флаконы-брызгалки (изготавливаются из мягких бутылочек из-под шампуня или других жидкостей), эмблемы команд.


Ход занятия

Под веселый марш дети выходят на площадку (полянку), на которой будет проходить занятие, садятся на подготовленные места (стулья, лавочки, ма­ты и др.).

Воспитатель. Дети, мы с вами собрались на занятие—в такой солнеч­ный теплый день приятно повеселиться! А вот какой же праздник сейчас? А может быть, Новый год? (Дети смеются, возражают, говорят, что он бывает зимой.) Я знаю, ребята, что к нам приехала важная особа — царица! А вот какая царица — мне это тоже интересно узнать. Давайте ее позовем — гром­ко похлопаем в ладоши.

Под музыку вальса, танцуя, в красивом костюме к поляне приближается Царица Вода, где и продолжает свой танец. После окончания танца она здоровается с детьми.

Царица Вода. Узнали ли вы меня? Наверное, нет. Я нужна на небе и на земле. Никто и ничто не может обходиться без меня. Я необходима всем-всем-всем.

Одним — чтобы плыть,

Другим — чтобы жажду утолить,

Третьим — что-нибудь помыть,

А хозяйкам — чтобы кушанья разные варить!

Кто же я?

Дети высказывают разные предположения, воспитатель помогает им отгадать в гостье Царицу Воду.

Воспитатель. Мы отгадали: это — Царица Вода. Посмотрите, какая кра­савица! И занятие наше посвящается Царице Воде. Матушка Царица, а дети про тебя много знают. Послушай их, они скажут, кому и зачем нужна вода.


Воспитатель задает детям вопросы: кому нужна вода? Кто без воды не может жить? Зачем вода нужна растениям и животным? Что люди делают с водой? Помогает сформулировать ответы, постоянно обращаясь к Царице. Гостья вни­мательно следит за высказываниями ребят, удивляется тому, что они много о ней знают.

Царица Вода. Молодцы, ребята. Вы все правильно сказали: расте­ния надо поливать водой — иначе они засохнут. Животные пьют воду, а неко­торые (рыбы, например) в ней живут. Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, чтобы мыть, чтобы готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. Вот поэтому я — Царица на земле и на небе, Царица всей природы. А знаете ли вы, где я встречаюсь на земле, откуда вообще берут воду? Да, правильно — я есть и на земле и под землей. На земле — это реки и ручьи, моря и океаны, озера и пруды. Под землей я тоже теку — там я особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и с глубины поднимают ведрами воду.

Воспитатель. Матушка Царица, а ребята знают про это.

Выходит ребенок и читает стихотворение М. Пожаровой «Колодец».


Опустись, ведро, низехонько, Нам нужна вода для грядки,

Поднимись, ведро, полнехонько! Для коровы и лошадки.

Зачерпни воды студеной Пей, Савраска, пей Буренушка,

Для рассады для зеленой. Пейте, милые, до донышка!


Царица Вода. В некоторых местах я пробиваюсь сквозь землю — тогда получается родник. Люди и животные знают, что родниковая вода самая чистая и вкусная, поэтому приходят к роднику, чтобы напиться. Люди берегут родники. А почему я Царица не только на земле, но и на небе?

Воспитатель. Царица Вода и вы, ребята, послушайте и сразу все поймете.

Ребенок выходит и читает стихотворение Г. Ладонщикова «В знойный день».


В поле солнечно и тихо, И не видят, что над бором

Сушит землю знойный день. Туча вздыбилась горой,

Призадумалась гречиха, Что печаль их очень скоро

Свесил голову ячмень, Дождь развеет озорной.


Царица Вода. Теперь вам понятно, что на небе я тоже бываю, когда по нему ползут тучи. А знаете ли вы, что я нужна не только всем живым существам, но и разным предметам, вещам, сооружениям?


Воспитатель. Да, Царица Вода, ребята знают. Вот послушай, как они прочтут стихотворение С. Погореловского «Апрельский дождик».

Выходят двое детей, читают по ролям стихотворение.

-Дождик, дождик, Мою крышу и забор.
Что ты льешь? Я калитку умываю,
Погулять нам не даешь? И деревья, и кусты,

Я водою дождевою Чтобы были к Первомаю
Землю мою, мою, мою. Все умыты и чисты!
Мою улицу и двор,


Воспитатель. А еще, Царица Вода, ребята знают, какая нехорошая исто­рия произошла с тетушкой Федорой.

В это время на поляну вбегает Федора, небрежно одетая, в грязном фар­туке, босая, с испачканными в саже лицом, руками и ногами, на ее лохматой голове грязный платок. Она озирается по сторонам, мечется в разные стороны, спрашивает у ребят, не пробегали ли здесь тарелки, блюдца, кастрюли и сковородки. Охает и причитает — от нее сбежала вся посуда. Царица Вода останавливает ее: «Кто ты? Почему ты в таком виде? Почему ты такая испачканная?

Воспитатель. Ребята, скажите Царице Воде: кто эта неопрятная тетушка?

(Это и есть Федора из сказки Чуковского. Она не мыла свою посуду. Посуда долго терпела и, наконец, сбежала от Федоры. Вот Федора и ищет ее.)


Царица Вода. Федора, успокойся, останься с нами. Ребята сегодня тебе покажут, как надо умываться. Мы приведем тебя в порядок. Думаю, что, если ты изменишься, подружишься с водой, посуда к тебе вернется.

Воспитатель отводит Федору в сторону и усаживает на свободное место.

Царица Вода. А теперь, ребята, я вам представлю своих сыновей. Есть у меня четыре сына — все они мои родные сыновья, все из воды, но так не похожи друг на друга, что не считают себя братьями. Вы их тоже знаете. Попробуйте сейчас отгадать загадку про первого сына.

Без пути и без дороги В тучах прячется, во мгле,

Ходит самый длинноногий, Только ноги на земле.

(Дождь.)

Дети отгадывают загадку.


Воспитатель. Матушка Царица, я тоже знаю загадку про твоего первого сына.

Он идет, а мы бежим. Будет к нам стучать в окно.

Он догонит все равно! И по крыше тук да тук!

В дом укрыться мы спешим, Нет, не впустим, милый друг!

(Дождь.)

Царица Вода. Что, ребята, вы в самом деле не пустите на занятие моего сына? Не бойтесь, сегодня он вас не намочит, он пришел повеселиться вместе с вами. Похлопайте в ладоши, и он прибежит.

Прибегает ребенок в костюме Дождя.


Дождь. Сначала я загадаю свои загадки, а потом, если вы их отгадае­те, буду с вами играть.

Дождь загадывает загадки.

Сначала — блеск,

За блеском — треск,

За треском — плеск.

(Гром, молния, дождь гроза.)


Поднялися ворота —

Всему миру красота. (Радуга.)


Дождик теплый и густой. Он без туч, без облаков

Этот дождик не простой — Целый день идти готов.

(Душ.)


Если дождик, мы не тужим — Будет солнышко сиять —

Бойко шлепаем по лужам, Нам под вешалкой стоять.

(Резиновые сапоги.)


Гуляю я и в дождь, и в зной,

Характер у меня такой.

(Зонт.)


Воспитатель. Дождик, хорошие у тебя загадки. И хотя ребята не сумели отгадать последнюю — про зонт — все равно ты с ними поиграй. Игра будет такая. Ты сядь в сторонке и жди. Дети будут гулять на поляне: собирать цветы, ягоды, загорать, бегать за бабочками. Как только я скажу:


Туча надвигается,

Дождик начинается,—


ты беги и старайся догнать ребят и осалить. Кого осалишь, тот будет считаться промокшим до ниточки. Он сядет на стул и будет сушиться. А вы, ребята, убегайте от дождя в свои домики (стулья).


Воспитатель проводит игру 2—3 раза. Царица Вода ему помогает.


Царица Вода. Теперь я позову второго сына. Отгадайте, кто он.

Он пушистый, серебристый, Станет капелькою чистой

Но рукой его не тронь: Как поймаешь на ладонь.

(Снег.)

Дети отгадывают загадку. Появляется ребенок в костюме Снега.


Царица Вода. Вот мой второй сын. Смотрите, какой красивый! Как вы думаете, ребята, почему братья друг с другом не знаются? Когда бы­вает дождь, а когда снег? Конечно, они почти не встречаются: один бывает летом, когда тепло, а другой — зимой, когда холодно. Снег, как ты повеселишь ребят


Снег. Сначала я загадаю загадку, а потом... увидите.

С неба звезды падают, Много-много звездочек

Лягут на поля Тонких, как стекло;

Пусть под ними скроется Звездочки холодные,

Черная земля. А земле тепло!

(Снежинки.)

Дети отгадывают загадки.


Снег. Снежинки, мои подружки, выбегайте ко мне!

Девочки-снежинки танцуют вальс (муз. Г. Свиридова из кинофильма «Метель»).

Затем Снег со снежинками играют со всеми детьми: кидают в них ват­ные снежки, а те подбирают их и перебрасывают обратно.


Царица Вода. Сынок-Снежок, ребята устали, посиди и ты, отдохни, и твои подружки-снежинки пусть тоже отдохнут. А мы позовем еще одного братца. Отгадайте, кто он.

Без досок, без топоров Мост, как синее стекло!

Через речку мост готов. Скользко, весело, светло!

(Лед.)

Дети отгадывают загадку, появляется мальчик в костюме Льда.


Царица Вода (обнимает сына). Вот он, мой третий сынок,— краси­вый, весь сверкает, только очень холодный. Ну что, сынок-Ледок, ты порадуешь чем-нибудь ребят?


Лед. Я сначала ребятам загадки загадаю, а потом расскажу что-то интересное.



Рыбам зиму жить тепло: Растет она вниз головою,

Крыша — толстое стекло. Не летом растет, а зимою.

(Лед на реке.)


На солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)


Сели детки на карниз

И растут все время вниз.

(Сосульки.)



На дворе переполох —

С неба сыплется горох.

(Град.)

Царица Вода. Сынок, последняя загадка очень трудная. Ребята не знают, что такое град, и им непонятно, почему именно ты ее загадываешь.


Воспитатель. Царица Вода, ты не права. Ребята, кто из вас видел град? Кто попадал под град? Что это такое? Правильно, град — это маленькие круглые льдинки, которые сыплются, как снег или дождь, из тучи. Вот поэтому мальчик-Лед и загадал эту загадку. Град больно бьет и может уничтожить на грядке все молодые всходы.


Л е д. Теперь я, ребята, расскажу вам что-то интересное. Никто из вас, конечно, не был в ледяной стране. А на планете Земля, где вы живете, есть два полюса — Северный и Южный. Там царят вечный холод и лед. Северный полюс — это океан, покрытый толстым-претолстым слоем льда, который никогда не тает. Он так и называется: Северный Ледовитый океан. Южный полюс — это материк, твердая земля. Он называется Антарктида. Но эта земля тоже покрыта толстым слоем вечного льда, который также никогда не тает. В Антарк­тиде, на Южном полюсе, еще холоднее, чем на Северном полюсе.


Лед. А теперь послушайте мои музыкальные загадки. Отгадайте, про кого они и где (на каком полюсе) живут те, о ком прозвучат песни. И да­вайте все вместе подпевать и танцевать.


Включается фонограмма песни о медведях из кинофильма «Кавказская пленница» (муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева). Дети подпевают и изобра­жают белых медведей. Потом включается фонограмма песни про пингвинов (муз. М. Купревича). Дети подпевают и изображают пингвинов.


Царица Вода. Ребята, мой последний сынок совсем заждался. (Кри­чит.) Сыно-о-о-о-к, беги скорей сюда!

Вбегает мальчик в костюме Тумана.


Царица Вода. Дети, кто же он, этот мой сын? Я вам помогу — скажу, где и когда его можно встретить. Он часто бывает осенью, застилает всю землю. Выйдешь на улицу, и ничего не видно — все исчезло. Еще он бывает летом: холодными вечерами и по утрам. Нередко его можно встретить и в долине реки. Догадались? Конечно, это туман. Он тоже мой водяной сынок.


Туман. Все загадывали загадки, и я загадаю вам мои «туманные за­гадки».


Пушистая вата плывет куда-то, Не колючий, светло-синий

Вот вата ниже — и дождик ближе. По кустам развешан ... (иней).

(Облака.)

Туман. Хочу пояснить: облака — это густой-густой туман. Красивый иней получается, когда туман оседает на ветках деревьев во время сильного мороза. Еще туман можно увидеть дома, когда кипит чайник. Что это такое? Да, пар из чайника — это тоже туман, только он быстро исчезает. У меня тоже, как и у других братьев, есть для вас музыкальный привет. Мальчики-об­лака, выбегайте сюда, мы вместе покатаемся на лошадках.

Включается фонограмма песни «Белокрылые лошадки» (муз. В. Шаинско-го, ел. С. Козлова). Дети поют и танцуют.


Воспитатель. Мальчик-Туман и вы, ребята, послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Облака». (Читает кто-нибудь из детей.)


Облака, облака — Почему я не летаю

Кучерявые бока, Вроде этих облаков?

Облака кудрявые, ... Облака в любые страны

Целые, дырявые, Через горы, океаны

Легкие, воздушные — Могут запросто летать:

Ветерку послушные. Выше, ниже — как угодно!

На полянке я лежу, Темной ночью — без огня!

Из травы на вас гляжу. Небо — все для них свободно

Я лежу себе — мечтаю: И в любое время дня.

Царица Вода. Дети, теперь мы с вами все вместе поиграем. Давайте мы станем водой. А вот какой водой, отгадайте загадки и решите сами.


Не конь, а бежит, Все обходят это место:

Не лес, а шумит. Здесь земля — как будто тесто;

(Река.) Здесь осока, кочки, мхи...

Нет опоры для ноги.

Чуть дрожит на ветерке (Болото.)

Лента на просторе.

Узкий кончик — в роднике, Летом бежит, зимою спит,

А широкий — в море. Весна настала — опять побежала.
(Река.) (Река.)


Посреди поля лежит зеркало, В голубенькой рубашке

Стекло голубое, рама зеленая. Бежит по дну овражка.

(Озеро.) (Ручей.)


Бегу я, как по лесенке, Издалека по песенке

По камешкам звеня. Узнаете меня.

(Ручей.)


Царица Вода. Какой же водой мы с вами будем: речной, озерной, болотной или превратимся в ручеек? Давайте станем ручейком. Встаньте парами, будем играть в ручеек.

Воспитатель и Царица Вода помогают детям организовать ручеек. Пригла­шают в игру и всех детей, в том числе тетушку Федору. Но она отказы­вается, говоря, что ей стыдно — она очень грязная, а ребята все красивые.

Воспитатель.(после игры). Ну, а теперь, ребята, мы должны немного отдохнуть, прежде чем перейти к веселым развлечениям с водой, которые приготовила нам Царица Вода. Послушайте.

В этот момент кто-то из взрослых издали сообщает, что ребятам на занятие пришло письмо. Передает письмо ведущему, тот с удивлением рассматривает его, а потом читает надпись на конверте.


Воспитатель. Стихотворение Юлиана Тувима. Царица Вода, прочитай его,

пожалуйста.


Царица Вода (читает медленно, выразительно).

Письмо ко всем детям по одному очень важному делу

Дорогие мои дети! Тритесь губкой и мочалкой!

Я пишу вам письмецо: Потерпите — не беда!

Я прошу вас, мойте чаще И чернила и варенье

Ваши руки и лицо. Смоют мыло и вода.
Все равно какой водою: Дорогие мои дети!

Кипяченой, ключевой, Очень, очень вас прошу:

Из реки, иль из колодца, Мойтесь чище, мойтесь чаще —

Или просто дождевой! Я грязнуль не выношу.

Нужно мыться непременно Не подам руки грязнулям,

Утром, вечером и днем — Не поеду в гости к ним!

Перед каждою едою, Сам я моюсь очень часто.

После сна и перед сном! До свиданья.

Ваш Тувим.


Царица Вода. Ребята, вы слышали, о чем просит писатель? А ты, Федора, слышала, как он относится к грязнулям?! Сейчас мы с вами покажем, как надо умываться.


Царица Вода: Разделитесь на две команды. Командам дадим шуточ­ные названия: «Мокрая курица» и «С гуся вода» (дает каждому первому в шеренге эмблему команды). Сядьте в две шеренги, и начнем соревнование.

Царица Вода расставляет атрибутику в пространстве между шеренгами и одновременно поясняет, что должны делать соревнующиеся пары. Ей помо­гает ведущий.


Царица Вода. Вот это стартовая линия, от нее каждая пара по сигналу бежит к умывальникам. Дети, посмотрите на эти рукомойники. Они очень простые по устройству, но с их помощью можно хорошо беречь воду. Ведь чистую воду необходимо беречь, ее трудно очищать, поэтому надо следить, чтобы вода не текла зря из крана. А из этих рукомойников вода сама течь не может, и поэтому расходуется экономно. Добежав до умывальника, надо вымыть с мылом руки, лицо и уши. Затем добежать до первого стула, взять поло­тенце, вытереться, повесить его на шею. Дальше каждый из вас должен сесть на стул, разуться, взять в руки тапочки и босиком поскакать, как воро­бушек, к тазику с водой. Впрыгнуть в тазик, выпрыгнуть и поскакать, дальше— ко второму тазику. Впрыгнуть, выпрыгнуть и — к третьему тазику. Впрыгнув, сесть на стул, обмыть ноги, вытереть полотенцем, надеть тапочки, оставить полотенце на стуле и подбежать к столу с компотом. Налить себе чашку вкусного компота, приготовленного из воды, фруктов и сахара, выпить и бежать в конец своей шеренги. В это время другие пары уже стартуют, передавая эмблему команды следующим игрокам. Когда в каждой команде эмблема вернется к первому игроку, это будет означать, что стартовала послед­няя пара. Выигрывает та команда, в которой быстрее сядет на место послед­ний ребенок. Тетушка Федора, иди ко мне поближе, я стану подливать в умы­вальники воду, а ты будешь смотреть, как ребята моются, поучишься у них. Потом и ты умоешься.


Все взрослые помогают ребятам, следят, чтобы не было организационных заминок, чтобы соблюдались правила соревнования и чтобы всем было весело. В заключение победившая команда, подняв эмблему, делает под музыку круг почета. Все присутствующие аплодируют.


Царица Вода. Ребята, я очень довольна: вы не боитесь воды, хорошо умеете умываться. Тетушка Федора, теперь твоя очередь — давай умывайся, приводи себя в порядок. У нас есть для тебя подарок. А мы, дети, пока Федора умывается, давайте послушаем, какой замечательный гимн воде написал Корней Иванович Чуковский.

Фрагмент стихотворения «Мойдодыр» (муз. Ю. Левитина):

Вечная слава воде!

Да здравствует мыло душистое, В ушате, в корыте, в лохани,

И полотенце пушистое, В реке, ручейке, океане,

И зубной порошок, И в ванне, и в бане,

И густой гребешок! Всегда и везде —

Давайте же мыться, плескаться, Вечная слава воде!
Купаться, нырять, кувыркаться,


Федора умывается, моет ноги, а Царица Вода показывает всем чистый фартук, платок, тапочки и красивое посудное полотенце. Ведущий помогает Федоре причесаться и одеться.

Царица Вода. Смотрите, ребята, какая Федора стала чистая и красивая в новой одежде. Дети, угостите ее компотом, и она пойдет к себе домой. Я уверена, что посуда вернется к аккуратной хозяйке.

Федора пьет компот, благодарит всех, прощается и уходит.

Царица Вода. У нас , ребята, есть еще одно развлечение- живые фонтаны .Вы, все ,наверное, видели, как работают фонтаны, как красиво бьет вверх струя воды. В жаркий день находиться у фонтана очень приятно: от него идет прохлада и капли воды сверкают на солнце. Возьмите себе каждый по флакону, отверните крышку и наполните водой. Затем завинтите крышку. И теперь , если вы нажмете с боков на флакон, из него брызнет струя- фонтан. Чтобы вода не пропадала даром, пойдемте делать фонтаны вокруг клумб, деревьев и кустов.

Взрослые помогают детям набрать воду, разместиться на участке и по сигналу пускать струи. Занятие заканчивается. Царица Вода забирает своих сыновей, они прощаются с ребятами и уходят. Игра в фонтаны продолжается.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Наш-дом земля"

Автор: Азизова Тагира Тагировна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253837


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства