Просмотр содержимого документа
«"Народная тряпичная кукла-колокольчик"»
Конспект организационной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной к школе группе
«Народная тряпичная кукла-колокольчик»
Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной группе как к виду народного художественного творчества.
Задачи:
Познакомить с историей и традициями на Руси, способом изготовления народной куклы.
Развить мелкую моторику рук, навыки работы с нитками.
Пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, вызвать желание самим сделать тряпичную куклу, развитие усидчивости.
Познакомить со значением новых слов: «обрядовая кукла», «оберег», «безликая».
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию, заучивание пословиц о труде.
Материал: презентация, тряпичная кукла, технологическая карта изготовления тряпичной куклы-колокольчик, бабушкин чемоданчик, по три круга ткани разного размера (диаметр – 15 см, 20 см, 25 см) на каждого ребенка, треугольник из ткани для косынки, стороны треугольника размером 15 на 15 см и 21 см, белый квадрат ткани 15 на 15 см, вата, хлопчатобумажные нитки, ножницы, колокольчик 2,9 см.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия, входит воспитатель в русском национальном костюме из одного конца зала, а ей на встречу выходят дети из другого конца.
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! (Поклон)
Красны девицы и добро молодцы!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я красиво нарядилась,
Вокруг себя оборотилась,
Вышла потрудиться,
Знаниями поделиться!
Вышла с вами поиграть –
Себя людям показать!
Воспитатель подводит к бабушкиному чемоданчику на отдельно столе.
Воспитатель: Посмотрите, что я вам сегодня приготовила. Что же это такое?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Кто загадку отгадает,
Тот чемоданчик открывает.
«Платье носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
И с ней не скучно». (Кукла)
Дети: Кукла!
Воспитатель: Давайте откроем чемоданчик и посмотрим, что там находится. Все-то вы знаете? (Воспитатель открывает чемоданчик и дети находят тряпичную куколку). Правильно, кукла!
Ребята, а какая эта кукла, из чего она сделана?
Дети: Передают куклу друг другу и описывают ее, высказывают свое мнение.
Воспитатель: Далеко мы с вами шли,
Куклу древнюю нашли.
Вы садитесь поудобней,
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки
Без утайки, без прикрас.
Показ презентации.
Воспитатель: Ребята, на Руси было большое многообразие кукол.
Я расскажу о некоторых. Но в начале хочу сказать, что названия кукол были очень просты. Люди что видели, что делали – так и называли.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробках, запирали в ларчик.
Одни Куклы игровые, с ними только играли. С пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, в некоторых домах их накапливалось до ста штук.
Другие нужны был для обрядов.
Многорукую куклу «Десятиручку» дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных делах, в частности, в рукоделии.
Кукла подружка «Желанница» помогает в исполнении желаний. Загадаешь желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь – исполнится. Показывать ее никому не следовало.
Третьими же, куклами оберегами, не играли, эти обереги могли храниться в укромном местечке, их никому не показывали.
А одна кукла спряталась. Но мы ее можем услышать. Это кукла-колокольчик. Кукла-колокольчик обереговая кукла, которая приносит в дом радостные вести. Куколка олицетворяет звон колокола, который так же защищал людей от напастей и болезней.
Воспитатель: Хотели бы вы, ребята, иметь у себя такую куклу-оберег?
Изготовление куклы-колокольчик.
При создании кукол не применялись иглы. Создавались они из лоскутков одежды. Для изготовления нам нужны: три разных круглых лоскута разного размера, белый лоскут квадратной формы, треугольный лоскут, нитки, вата, ну и конечно же, колокольчик.
Процесс изготовления расписан на схеме. (На доске изображена схема и на каждом столе).
Берем большой круг, в середину которого кладем шарик ваты, предварительно соединенный с колокольчиком. Обхватив шарик, обматываем вокруг нитью, получилась голова. Берем маленький круг, накладываем его на средний круг и накладываем на шарик, также обматываем вокруг нитью три раза, и делаем узелок.
Теперь берем квадратный лоскут и складываем его пополам так, чтобы получился треугольник. Накладываем на круги, и еще раз обматываем нитью. С двух сторон делаем руки, обматывая ткань нитью, отступая от края полсантиметра. На голову завязываем треугольный лоскут, получится платок. Вот и получилась кукла-колокольчик.
Воспитатель наблюдает за работой, помогает, поощряет детей.
Во время работы тихо звучит народная музыка.
Рефлексия.
Воспитатель: С какими куклами мы сегодня познакомились?Что мы сегодня делали? Для чего? Сложно было сделать куклу своими руками?