Просмотр содержимого документа
«Музыкально - оздоровительный проект «Больше будешь петь — не будешь болеть»»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 510 комбинированного вида "Калинка"
Музыкально-оздоровительный проект
«Больше будешь петь — не будешь болеть»
Составила:
Муз. руководитель
Альбах И.А.
г. Новосибирск
Актуальность:
От состоянии здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Ведь именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому я, как музыкальный руководитель ДОУ стараюсь комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка-дошкольника, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников я использую современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, я стараюсь разнообразить с пользой для здоровья. Например, начиная музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен – с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен — занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаю музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаю с музыкотерапией. Провожу интегрированные музыкально-валеологические занятия. Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет как можно шире и интереснее рассказать детям о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.
Срок реализации: сентябрь – май
Цель: Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Образовательные:
Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй
Формировать начала музыкальной культуры
Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми
Создавать предметно — развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные:
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе
Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и др. учреждениях города.
Оздоровительные:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка
С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Ожидаемый результат
Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
Повышение уровня речевого развития;
Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Этапы работы над проектом:
этап Организационный — изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.
этап Диагностический - Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли муз. воспитания в семье.
этап Практический — Перспективное планирование музыкальной НОД с учетом результатов диагностики. Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающихтехнологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений
этап Обобщающий — Исследование результатов практической деятельности
Формы реализации проекта:
Разучивание ритмических композиций, спортивных танцев, танцевальных этюдов на музыкальных занятиях.
Использование на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий: пальчиковых и речевых игр, комплексов игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Включение музыки в повседневную жизнь: пополнение аудиотеки групп музыкальным материалом для подвижных игр, физминуток, хороводных игр, музыкой для релаксации и отдыха, а также звуками природы.
Организация музыкального сопровождения к утренней гимнастике.
Оформить подборку для родительских уголков по теме «Музыкотерапия дома и в детском саду». Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
Стабильность эмоционального благополучия ребенка;
Повышение уровня речевого развития детей;
Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.
Средства реализации:
Серия устных консультаций:
«Пойте вместе с детьми»
«Пение как вид активной музыкальной деятельности детей»
«Поём вместе с детьми»
Памятки:
«Что такое петь чисто»
«Семейная песня»
«Пение по правилам. Основные советы»
Рекомендации:
«Как правильно разучить песню»
«Здоровьесберегающие технологии».
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДУ. Музыкальные занятия с использованием этих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка-дошкольника.
Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.
Поэтому оздоровление детей – приоритетное направление в работе ДУ. Таким образом, работа над проектом помогла мне укрепить здоровье дошкольников, чтобы они росли крепкими, здоровыми и счастливыми детьми! От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
По данным статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличиваются с каждым годом. В школу поступают только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. К сожаленью большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребёнка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому я, как музыкальный руководитель стараюсь комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовке его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, я стараюсь использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, пытаюсь разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинаю музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни — распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Разучивание текстов песен с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше всего сопровождать музыкально — ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а музыкальную импровизацию совмещаю с музыкотерапией.
Провожу интегрированные музыкально – валеологические занятия. Совместное решение этих двух задач: музыкального и валеологического воспитания, позволяет мне, как можно шире и интереснее рассказать ребёнку о пользе здорового образа жизни.
Музыкально-оздоровительная работа – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача в нашем дошкольном учреждении. Организация в детском саду музыкальных занятий с использованием этих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром. Таким образом, я надеюсь, что материалы пособия помогут всем музыкальным руководителям детских садов растить крепких, здоровых и счастливых малышей.
Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологичесие песенки-распевки:
Поднимают настроение
Задают позитивный тон к восприятию окружающего мира
Улучшают эмоциональный климат на занятии
Подготавливают голос к пению.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
«Здравствуйте!»
Солнышко ясное, здравствуй!
Небо прекрасное, здравствуй!
Все мои подружки, все мои друзья,
Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я!
«Просыпайтесь»
Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей!
Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей!
Ушки мы разбудим, лобик разотрем,
Носиком пошмыгаем и песенку споем:
«Доброе утро! Доброе утро!
Доброе утро всем, всем, всем!»
Дыхательная гимнастика:
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении
Способствует восстановлению центральной нервной системы
Улучшает дренажную функцию бронхов
Восстанавливает нарушенное носовое дыхание
Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обращать внимание на часто болеющих детей, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются:
Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи)
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
Способствует восстановлению центральной нервной системы;
Улучшает дренажную функцию бронхов;
Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
«Обними плечи»(вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)
Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю, Носиком вдыхаю.
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счёт «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох! Сделав 4 вдоха – движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнять это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения – вдоха. Это норма для ребёнка 3-6 лет.
«Маятник головой!»
Тик – так! Тик – так! Стучат часы, И маятник качается. У наших добрых малышей День новый начинается!
Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища. На счет «Раз» опускаем голову низ (посмотреть в пол) – вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в и.п.) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) – вдох.
Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная. Норма: 4 раза по 4 вдоха — движения.
Артикуляционная гимнастика:
Способствует тренировке мышц речевого аппарата
Ориентированию в пространстве
При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Я, как музыкальный руководитель стараюсь помочь каждому ребёнку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.
Задачи артикуляционной гимнастики:
Развивать певческие способности детей.
Формировать артикуляцию различных звуков.
Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.
Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.
Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание.
Развивать чувство ритма.
Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.
Совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо – влево, вверх – вниз, в сторону, вперед – назад.
Жаба Квака
(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала,
Сладко-сладко позевала. Дети зевают
Травку сочную сжевала, Имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала. Глотание
На кувшинку села,
Песенку запела:
«Ква-а-а-а! Произносят звуки отрывисто и
Квэ –э-э-э! громко
Ква-а-а!»
Жизнь у Кваки хороша!
Оздоровительные и фонопедические упражнения:
Укрепляют голосовые связки
Способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей
Стимулируют гортанно-глоточный аппарат
Стимулируют деятельность головного мозга.
Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения, которые проводятся по рекомендации педиатра. Главная цель – развитие личности ребёнка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. Часто дети поют слишком громко, с криком, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Я стараюсь грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.
Цель упражнений — активизация фонационного выдоха, то есть связь с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
Упражнений «Резиновая игрушка»
(на развитие нижнего дыхания)
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзине принесли. А. Барто
Она сказала:
-Ш – ш – ш – ш — ш! согласные произносятся
Потом сказала: на выдохе легко и тихо.
-С – с – с – с!
- Затем сказала:
- Х – х – х – х!
- Потом устало:
- Ф – ф – ф – ф!
Потом так странно:
- К – к – к – к!
И так обычно:
-Т – т – т – т!
Потом легонько:
- П – п – п – п!
И очень твердо:
- Б – б – б – б!
Жужжала тихо:
- Ж – ж – ж – ж!
И вовсе сдулась:
-З – з – з – з!
Игровой массаж:
- Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей
- Нормализует вегетососудистый тонус
- Нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.
Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются, или ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном. Дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.
Цель – научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д).
Игровой самомассаж с пением
«Осень»
Ходит осень по тропинке, плавно ведут пальчиками
Разукрасила осинки, по лицу.
Огонечками зажгла «Рисуют» пальцами глаза,
Стройные рябинки брови, нос.
Осень не одна пришла — то же самое, но легко
Дождь с собою привела. барабаня пальцами.
Он стучит по лужам звонко
И смеется, как девчонка!
Рядом веет ветерок, «Отряхивают» лоб,
Непоседливый дружок: виски, щеки.
То помчится всех быстрей, спиралевидные движения указательными
пальцами по лицу.
То уснет среди ветвей. Мягко гладят лицо.
Пальчиковые игры:
- Развивают речь ребёнка
- Развивают двигательные качества
- Повышают координационные способности пальцев рук
- Соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием
- Формируют образно-ассоциативное мышление.
Пальчиковые игры позволяют в игровой форме развивать и массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление.
«Кошка»
Посмотрели мы в окошко- делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка «бегают» указательным и средним пальцами
правой руки по левой
С такими усами! показывают «длинные усы».
С такими глазами показывают «большие глаза».
Кошка песенку поет, «зовут» правой рукой
Нас гулять скорей зовет!
Речевые игры:
- Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности
- Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными для речи. Таким образом, использование речевых игр позволяет детям овладеть всем комплексом выразительных средств музыки.
«Кто нам песенку споет?»
Ладушки, ладушки, идут по кругу.
Приехали мы к бабушке.
Кто у бабушки живет?
Кто нам песенку споет?
Вот идет петушок, идут, высоко поднимая ноги.
Поднял гордо гребешок:
- Я вам песенку спою –
Ку – кА – ре – ку – ре – ку – ку!
Вот и курочка идет, идут дробным шагом.
За собой цыплят ведет:
-Спою песенку легко –
Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!
Вот козленок озорной бегут прямым галопом.
Вдруг затряс бородой:
-Подпевайте дружно мне-
Ме – ме! Ме – ме!
Музыкотерапия:
- Способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности
- Слушание правильно подобранной музыки:
Повышает иммунитет
- Снимает напряжение и раздражительность
- Уменьшает головную и мышечную боль
- Восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
Музыка для релаксации:
Классические произведения:
Альбинони Т. «Адажио».
Бах И. «Ария из сюиты №3».
Бетховин Л. «Лунная соната».
Глюк К. «Мелодия»
Григ Э. «Песня Сольвейг».
Колыбельные.
Дебюсси К. «Лунный свет». и.т. д.
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями.
Человек овладевает музыкальной культурой в течение всей своей жизни. Важнейшим этапом этого процесса является дошкольное детство. Однако успех в формировании музыкально- эстетического сознания ребенка зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию, но и от отношения к музыке в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей.
Музыкальное воспитание в семье может проходить в различных формах – совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее музицирование, разучивание и пение детских песен, прослушание произведений современной и классической музыки, подготовка музыкальных номеров к утренникам детского сада, изготовление самодельных детских шумовых инструментов из подручного материала. Огромную роль играет благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют. Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех творческих начинаниях.
Перспективный план работы с родителями
Месяц Тема
Сентябрь «Польза классической музыки»
Октябрь «Как провести выходной день»
Ноябрь «Логоритмика и речевые игры»
Декабрь «Массаж в домашних условиях»
Январь «Учимся правильно дышать»
Февраль «Как сберечь голос»
Март «Исцеление музыкой»
Апрель «Влияние современной музыки на психику ребёнка»
Май «Праздник в семье»
Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
Стабильность эмоционального благополучия ребенка;
Повышение уровня речевого развития детей;
Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболевания-ми);
Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДУ. Музыкальные занятия с использованием этих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка-дошкольника.
Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей – приоритетное направление в работе ДУ. Таким образом, работа над проектом помогла мне укрепить здоровье дошкольников, чтобы они росли крепкими, здоровыми и счастливыми детьми!