Просмотр содержимого документа
«Музыкально-театрализованное представление «Шурале» (для детей старшего дошкольного возраста)»
Музыкально-театрализованное представление «Шурале»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Сафина Г.А., музыкальный руководитель,
Демьянова Е.А., воспитатель.
Цели:
Формировать у детей интерес к национальной культуре татарского народа, воспитывать уважение к прошлому народа; развивать творческие способности детей.
Расширять музыкальный кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальным творчеством композиторов родного края.
Формировать умение детей высказываться об эмоционально – образном содержании, о характере и настроении музыки.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку композиторов родного края, обогащать их музыкальные впечатления.
Раскрыть музыкальными и художественными средствами образы героев балета-Былтыра, Сююмбике, Шурале.
Формировать культуру посещения театра оперы и балета, классических спектаклей.
Предварительная работа: знакомство детей со сказкой – легендой Г.Тукая «Шурале» (Леший) на занятиях татарского языка; рассматривание картин и иллюстраций к сказке различных художников. Цикл занятий и бесед о разнообразных музыкальных жанрах, слушание музыкальных отрывков из балета. Просмотр презентации «Театр оперы и балета им. М.Джалиля», иллюстраций к татарской сказке – легенде Г.Тукая «Шурале» (Леший), картинок с изображением танцев: «Танец Огненной ведьмы и Шайтана», «Вальс», «Детский танец».
Материалы, оборудование: мультимедийная установка , музыкальный центр, CD диски с фрагментами музыки балета, фильм- балет «Шурале» (Ленинградский Государственный Академический Театр Оперы и Балета им.С Кирова 1980 год)
Взаимодействие с семьей: изготовление костюмов и декораций
Ход занятия:
Центральная стена музыкального зала украшена декорациями леса.
Музыкальный руководитель:
…В зрительном зале люстры горят,
В билете указаны место и ряд.
Вот ложи, партер, бельэтаж и балкон,
И сцена, и занавес – это не сон.
Сцена открылась, оркестр заиграл!
Каждый ребенок зрителем стал…
- О чем эта загадка?
Дети: зрительный зал в театре
- Сегодня у нас произойдет необычная встреча – встреча с первым татарским балетом (на мультимедийной установке показ главного героя балета)
Воспитатель:
…Нос изогнут наподобие рыболовного крючка,
Руки, ноги – словно сучья устрашают смельчака…
Он похож на человека, очень тонкий и босой,
Узкий лоб украшен рогом в палец нам величиной… (Г.Тукай)
-Что же это за лесное чудовище?
Вы узнали сказочного персонажа этого балета?
Дети: Шурале
Музыкальный руководитель: Верно. Это герой сказки – поэмы татарского писателя Габдуллы Тукая (на мультимедийной установкепоказ иллюстрации сказки). Сегодня я хочу вас познакомить с балетом, созданным по одноименной сказке – поэме «Шурале» (Леший) выдающимся татарским композитором Фаридом Яруллиным, который является создателем первого татарского балета (на мультимедийной установке показ портрета композитора).Балет «Шурале» до сих пор остается лучшим произведением татарской музыки. Очень интересен сюжет балета, в него включены персонажи из других татарских сказок, например, Огненная ведьма с Шайтаном, девушки – птицы, среди которых и прекрасная Сююмбике. В балете так же красочно представлены сцены народных гуляний, среди которых есть и детские пляски.
Первое действие
На мультимедийной установке идет начало балета «Шурале»
Ф. Яруллина
Воспитатель: (на музыкальном центре звучит главная тема балета)
Я о лете создал строки, о зиме ещё не спев,
Не воспел я темнооких, чернобровых наших дев.
Не воспел я сабантуя, сходок, праздников мирян,-
Думал, далеко зайду я и легко впаду в изъян.
Не по той шел колее я и отвлекся без причин,
А спою про Шурале я, эти строки – лишь зачин.
Как припомню то селенье – вмиг теряю разум я,
Очитатель мой, терпенье! Расскажу все разом я.
Звучит отрывок из балета Ф.Яруллина «Шурале», появляется Былтыр (он выполняет все действия по тексту)
1-й ребенок
Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит, Из аула за дровами в лес отправился джигит. На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор, Тук да тук, деревья рубит, а кругом - дремучий бор.
2-ой ребенок:
Как бывает часто летом, ночь была свежа, влажна, Оттого, что птицы спали, нарастала тишина. Дровосек работой занят, знай стучит себе, стучит, На мгновение забылся очарованный джигит. Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.
И топор остановился в замахнувшейся руке.
Звучит отрывок из балета «Шурале» Ф. Яруллина, появляется Шурале (выполняет действия по тексту)
3-й ребенок:
Смотрит - и глазам не верит. Кто же это? Человек? Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод? До чего он безобразен, поневоле страх берет.
4-й ребенок:
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка, Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака. Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят. Даже днем, не то, что ночью, испугает этот взгляд.
5-й ребенок: Он похож на человека, очень тонкий и нагой, Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной. У него же в пол аршина пальцы на руках кривых,- Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.
Звучит отрывок из балета «Шурале» - тема битвы Былтыра и Шурале (исполнители этих ролей показывают танец - «сражение», уходят)
Второе действие
Звучит отрывок из балета «Шурале» - тема «Сююмбике»
Воспитатель:
Над лесом пролетала стая птиц, среди них прекрасная Сююмбике. Она не подозревает, что за ней следит Шурале. Она хочет убежать от него, но Шурале тащит её в своё логово.
Звучит отрывок из балета – тема «Шурале», исполнители ролей показывают сцену – Шурале пытается затащить Сююмбике в свое логово.
Воспитатель:
Но тут появляется Былтыр и бросается ей на помощь (на мультимедийной установке отрывок из фильма-балета «Шурале»)
Третье действие
Воспитатель:
Ярко сияет солнце над празднично убранным двором Былтыра. Вся деревня собралась на обручение Былтыра с девушкой-птицей. Даже дети радуются предстоящей свадьбе.
Татарский танец (подготовительная группа)
Воспитатель:
Веселятся и взрослые
(Показ отрывка из фильма-балета «Танец девушек с платком»)
Четвертое действие
Воспитатель:
И опять мы в логове Шурале. Былтыр решает поджечь лес, в котором живет страшный Леший. Огненный смерч охватывает логово Шурале, в страхе он мечется и погибает
.
Танец «Огня» (старшая группа)
Музыкальный руководитель:
Былтыр и Сююмбике остаются вместе навсегда. Народ выходит встречать молодых. Желает им счастья и долголетия.
Материал, җиһазлар: мультимедиа җайланмасы, музыкаль центр, балет музыкасы СD дисклар, фильм-балет «Шүрәле” (С.Киров исемендәге Ленинград Опера һәм балет театры 1980).