Веками люди решали непростую задачу; выраститьюную смену умной, доброй, смелой, трудолюбивой, сохранить и передать следующим поколениям, все лучшее на чем держится все человечество, и то, что составляет неповторимое лицо данного народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мудрые заповеди Бурятской народной педагогики"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК».
«Мудрые заповеди Бурятской народной педагогики».
Воспитатель: Кудла Светлана Алексеевна.
Веками люди решали непростую задачу: вырастить юную смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой, сохранить и передать следующим поколениям все лучшее, на чем держится все человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо данного народа.
Бесконечна, разнообразна палитра национальных методов воспитания, много духовного богатства и мудрости хранят они. И потому стоит внимательно присмотреться к давним традициям воспитания порастающего поколения, осмыслить их, открыть им дверь в нашу жизнь. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Ведь забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений.
Что же такое народная педагогика? Это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Краеугольным камнем воспитания у любого народа была нравственность. Многие правила воспитания не устарели до сего времени:
Больного навестите.
Не пропустите человека, не поприветствовав его.
Кто хочет другими управлять, пусть научится владеть собой.
Получив добро, помни, а сделав – забудь.
Уважение к матери считалось первой нравственной заповедью детства.
Дети усваивали следующие истины:
Нельзя делать того, что осуждают старшие.
Нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся.
Нельзя требовать от родителей того, что дать не могут.
Первые шаги сознательной жизни ребенка наши предки связывали с воспитанием у него почитания хлеба и земли. Худое слово о хлебе, небрежное отношение с ним считалось проявлением безнравственности. Ранней весной нельзя было бить по земле палкой, потому что в это время она находится в состоянии беременности, т.е. рождает хлеб и дает жизнь всем растениям. Поэтому буряты носили унты с загнутыми вверх носами, чтобы не повредить землю и все растущее на ней.
Одна из важных заслуг народной педагогики состоит в разработке ею принципов педагогики труда. Нельзя воспитывать трудолюбие у детей лишь словом. Чем раньше дети будут привлечены к труду, тем лучше они будут воспитаны.
Важная часть воспитания – усвоение подростками народных примет, умение пользоваться земледельческим календарем (народное погодоведение), умение определять суточное время по пению птиц: соловьи поют во втором часу ночи, в три часа просыпается кукушка, в четыре – трясогузка, в шесть часов подают голоса воробьи.
Предрассветный час – час зайца – буряты определили по Солбону (Венера), который ярко светит на востоке.
Первый завтрак для взрослых, уходивших на полевые работы, был в 06.40 (час дракона). В 08.40 (час змеи) просыпались и завтракали дети. В 12.40 – время обеда – наступал час овцы. В 16.00часов (на стыке часа обезьяны и петушиного) буряты пили молочные напитки: аарсу, тарак. Ужин был в час собаки, когда лучи солнца освещали восточную стену юрты.
Бурятскому народу присущи скромность, выдержанность, приветливость, гостеприимство. Одной из отличительных черт характера народов Сибири издавна считается честность. Живущий в степи, в тайге человек мог уйти на неделю из дома, приперев дверь юрты с наружи палкой, и всякий знал: если нет хозяина, никто не войдет в юрту. У бурят был принят такой обычай: старика – инвалида или сироту содержали за счет того рода, к которому он принадлежал. Неукоснительно выполнялись правила:
Не смейся над престарелыми, сиротами.
Старайся сделать что нибудь доброе нищему, слепому, помоги ему.
Удивителен тон народных поучений. У бурятского народа есть прекрасные заповеди: если нашел утерянное другим, объяви всем. Ты заслужишь доверие людей.
Никогда не держи взятые в долг вещи до тех пор, пока о них забудут.
Увидев новое – не восторгайся, увидев старое – не сокрушайся.
У бурятского народа было много хороших традиций по воспитанию детей: утром проснулся, сразу встань, не валяйся в постели. Заправь постель. Затопи печь. Свари чай. Первая чашка чая – иконам. Помолись огню, малой Родине. Для этого выйди на улицу, побрызгай чаем во все стороны и попроси благополучия не себе, а всему живому на свете.
Чай для Бурят - самое дорогое угощение.
Когда кушаешь мясо, съешь все, чтобы кость блестела, тогда у тебя будут красивые дети.
Чисто - чисто подметай пол. Чисто подметешь пол – у тебя будет красивый муж.
Выметенный мусор не собирай у дверей печки, под порогом, потому что по этому сору может войти плохое.
Считается за грех переступать через лежащие на земле предметы: вилы, грабли, топор, нож.
Здоровайся со всеми. Приветствие для бурят – самый лучший признак воспитанности.
Нельзя давать и брать левой рукой, делать это только правой.
Если ты получил гостинец в посуде, сумке, тару нельзя возвращать пустой: клади на дно кусочек сахара, конфету, что-нибудь, чем богат.
Особое место в народной педагогике занимали пословицы. В них была четко сформулирована педагогическая мысль в форме наставлений, поучений, пожеланий, советов:
Чем без дела сидеть, лучше прихрамывая двигаться.
Спелое пробуй, старших слушай.
Даешь другому – приобретаешь себе.
Острый язык – дарование, длинный наказание.
Говори с другими поменьше, а с собою побольше.
Цену вещи узнаешь – когда ее потеряешь.
Интересны загадки бурятского народа, попробуйте их отгадать:
Хотя ничего не говорит, но умен, хотя ничего не умеет, но богат. Счеты.
Не терявши ищет, не болевши, охает. Свинья.
Я меньше тебя, и победил тебя. Сон.
Не верующий, а молится. Колодезный журавль.
Золото взяли, а сундук выбросили. Орех
На горе стоптанные унты стоят. Уши.
Колешь – крови нет, наступаешь – следа нет. Тень.
Под землею кочуют гуси. Корни дерева.
Железный старик в деревянной шапке стоит. Сосуд.
Пословицы, сказки, загадки, народные приметы, колыбельные песни – все это народная память, сохраняющая духовный опыт народа. Сквозь столетия дошли они до наших дней, сохранить их, передать молодым – задача людей, живущих сегодня.