Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Детско-родительский клуб "Сотворчество"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка № 242 «Садко»
Детско - родительский клуб
«Сотворчество»
Методическое пособие
Воспитатель:
Морова И.В.
Ульяновск
2016
Содержание
Содержательный раздел программы «Сотворчество»
Пояснительная записка
Содержание работы
Методы, приемы
Этапы
Формы организации
Ожидаемый результат
Итоги работы
Учебный план
Технологические карты
Организационный раздел программы «Сотворчество»
Развивающая предметно – пространственная среда
Технические средства, используемые при реализации программы
Приложение
Библиографический список
1. Содержательный раздел программы «Сотворчество»
Пояснительная записка
В настоящее время внимание ученых и практиков обращено к проблемам модернизации дошкольного образования. Противоречие между сложившимися стереотипами стиля, методов педагогической работы и объективными реалиями сегодняшнего дня требуют пересмотра существующих взглядов на систему воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с законом РФ «Об образовании», новыми ФГОС, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», в том числе и художественно-эстетического.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института развития детей. Их воспитательные функции различны, но для творческого, а на его основе и всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Необходимость введения данного методического пособия обусловлено запросами родителей, так как отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей воспитывающих детей-дошкольников.
Данное методическое пособие имеет цель: творческое развитие личности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ с родителями.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Установление контакта в сотрудничестве ДОУ и семьи.
Распространение положительного опыта воспитания детей в семье.
Оказание квалификационной, консультативной и практической помощи родителям по развитию детского творчества.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностей.
Для решения этих задач необходимы условия:
Заседание клуба по согласованию с родителями проводится 1 раз в два месяца.
Работа клуба проводится согласно годового плана клуба.
Тематика заседаний клуба должна касаться проблем развития художественного творчества детей.
Формы общения могут быть разные: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и др.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущего вида детской деятельности – игра с учетом индивидуальных, личных особенностях, возможностей и интересов каждого ребенка.
Программа клуба рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 30-45 минут. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии, подчинены одной теме, которая позволяет использовать сотворчество родителей и детей.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ
Организационные;
Наглядные (показ педагога, пример, наблюдения, рассматривание);
1 этап. Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений.
2 этап. Создание программы сотрудничества.
3 этап. Реализации программы сотрудничества.
4 этап. Анализ полученных результатов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Развивающие игры;
Игры - эксперименты с материалами;
Занимательные упражнения;
Мастер-классы;
Театральная деятельность.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Создание мотивации, вызывающей у родителей стремление к сотрудничеству с ДОУ и внесению своего вклада в развитие художественного творчества своих детей;
Умение уважать желание и возможности ребенка;
Использование сотворчества родителей и детей;
Создание специальной эстетической среды в группах детского учреждения и дома.
ИТОГ РАБОТЫ
положительная динамика в развитии творческих способностей детей;
повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе;
повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Название темы
общее
количество
занятий
1.
Открытие клуба «Сотворчество»
1
2.
Творческая мастерская «Осенняя фантазия»
1
3.
Творческая мастерская «Новогодний фейерверк»
1
4.
Школа художников «И никогда не меркнут краски»
1
5.
Первые шаги в театр «В гостях у сказки»
1
6.
Закрытие клуба «Сотворчество»
(творческая мастерская)
1
Итого в год
6
Длительность одного занятия
30 -45
минут
ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА (1год)
№
МЕСЯЦ
тема, цель мероприятия
ответственные
1.
Сентябрь
Открытие клуба
«Сотворчество»
Вызвать заинтересованность родителей в посещении клуба.
Наметить и утвердить план работы на год.
Вызвать рефлексию у родителей в создании символа клуба.
воспитатели
2.
Ноябрь
Творческая мастерская
«Осенняя фантазия»
Закрепить навыки ручного труда по изготовлению поделок из природного материала
Развивать творческие способности, умение создавать замысел – представлять и реализовывать его в разнообразном материале.
Доставить детям и родителям радость и поддерживать эмоциональное настроение.
воспитатели
3.
Декабрь
Творческая мастерская
«Новогодний фейерверк»
Познакомить родителей с разными формами работы по развитию творческих способностей детей
Формировать умение распределять трудовые действия между взрослыми и детьми.
Дать возможность родителям реализовать свои неиспользованные возможности
воспитатели
5.
март
Школа художников
«И никогда не меркнут краски»
Развивать творческие способности посредством изобразительной деятельности.
Способствовать обогащению эмоциональной жизни ребенка.
Воспитывать культуру деятельности.
воспитатели
6.
Май
Закрытие клуба
«Сотворчество»
(творческая мастерская)
Вызвать у родителей и детей желание создавать, творить, проявлять свои умения, фантазию в разных поделках.
Научить родителей прислушиваться к мнению и желанию ребенка.
Способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи.
воспитатели
Итого в год
6
Длительность одного занятия
30 -45
минут
(старший дошкольный возраст)
№
Тема
Художественные материалы
Методические приемы
1.
Открытие клуба
«Сотворчество»
музыкальный:
«Тишина» Л. В. Бетховен,
зрительный: образцы символов,
средства: шаблоны, ватман, краски, цв.бумага и др.
Слушание музыки для создания доброй и радостной обстановки. Рассказ воспитателя о работе клуба. Беседа с родителями и детьми о необходимости совместного творчества. Рассматривание образцов символов. Сотворчество родителей и детей по созданию символа клуба. Анализ работ. Выбор символа клуба. Создание альбома «Клубная символика». Совместное чаепитие.
(После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо)
Дать образец анализа творчества ребенка.
2.
Творческая мастерская «Осенняя фантазия»
Литературный:
поэтические произведения об Осени,
музыкальный:
музыка П.И. Чайковского «Времена года».
зрительный: осенние пейзажи.
средства: шкатулка с листьями, вазы для экибаны, сухие душистые травы, каштаны, желуди, цветы – сухостой и др.
Любование осенними пейзажами. Объяснение понятий «Экибана», «Саше». Обследование, сравнение, анализ природного материала.
Показ презентации «Школа художника – дизайнера». Изготовление вместе с родителями поделок из природного материала.
Обсуждение творческих работ.
(После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо)
3.
Творческая мастерская «Новогодний фейерверк»
Литературный:
поэтические произведения о Зиме, загадки о зиме.
музыкальный:
музыка П.И. Чайковского «Времена года».
зрительный: зимние пейзажи, новогодние открытки.
средства: бросовой материал (пряжа, вата, ткань, пенопласт, туалетная бумага и др.), природный материал – ветки, шишки, засушенные ягоды и др.
Приход «Снегурочки» (сказочный герой - взрослый).
Игровая ситуация «Снегурочка ждет Новогодний праздник».
Загадки о зиме. Чтение стихотворений о зиме.
Рассматривание фотовыставки «Зимние пейзажи», коллекции новогодних открыток. Предлагает украсить группу к Новому году.
Сотворчество родителей и детей в изготовление атрибутики для украшения группы.
Обсуждение творческих работ вместе со Снегурочкой, определение их неповторимости.
(После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо)
4.
Первые шаги в театр
«В гостях у сказки»
Литературный:
сценарий сказки,
музыкальный:
музыка в записях
зрительный: элементы костюмов, декораций.
Создание атмосферы театра.
Перевоплощение в сказочных героев детей и родителей.
Инсценирование сказки, согласование действий с партнерами. Сольное и коллективное пение. Выразительное исполнение ритмических движений, в соответствии с характером музыки.
Угощение детей.
(После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо)
5.
Школа художников «И никогда не меркнут краски»
Литературный:
поэтические произведения о весне, маме.
музыкальный:
музыка П.И. Чайковского «Времена года», песни о маме.
зрительный: весенние пейзажи, репродукции картин.
средства: краски, кисти, палитра.
Чтение стихов о весне педагогами, родителями, детьми.
Приход «Карандаша» (сказочный герой – взрослый).
Проблемная ситуация - рассматривание иллюстраций, репродукций с весенними картинами в черно – белом исполнении. Что нужно чтобы почувствовать весеннее настроение?
Чего не хватает в картинах?
Анализ цветовой гаммы, характерной для весны.
Совместное творчество родителей и детей. Любование получившимися работами.
Оформление выставки
«Красавица – Весна».
(После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо)
6
Закрытие клуба «Сотворчество»
(творческая мастерская
«Вернисаж»)
зрительный: образцы пригласительных открыток.
музыкальный:
музыкальные произведения
средства: краски, кисти, палитра, цв. бумага, картон, ножницы, клей, природный материал, бросовой материал и др.
Слушание музыки для создания доброй и радостной обстановки. Беседа о выпускном бале. Отметить необходимость пригласительных открыток. Рассматривание пригласительных открыток. Сотворчество родителей и детей. Выставка работ. Беседа с родителями и детьми об оценке совместного творчества.
Совместное чаепитие.
2. Организационный раздел программы «Сотворчество»
В группах создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая условия для организации образовательной деятельности в режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей, способствующая развитию детского творчества.
2.2. Технические средства, используемые при реализации программы
Компьютерные презентации,;
Мультимедиа;
Аудиозаписи;
Видеозаписи.
Приложения
Анкета для родителей
Любит ли ваш ребенок рисовать, лепить, мастерить из бумаги?
Да – 1
Нет – 0
При занятии каким - либо видом деятельности ребенок обращается к вам за помощью?
Часто -2
Иногда -1
Никогда – 0
Отзываетесь ли вы на эту помощь и как (делаете работу за ребенка, помогаете ему в работе, даете устный совет или рекомендацию, предлагаете подумать самому, отправляете к другому родителю (маме, папе)_______________________________________________________________________________________________________________________
Как часто вам удается заняться с ребенком прикладной деятельностью вместе с ребенком?
Каждый день -2
2-3 раза в неделю -1
Реже – 0
Обращаете ли вы внимание на работы ребенка в в детском саду?
Часто -2
Иногда -1
Никогда – 0
Даете ли вы оценку работе ребенка?
Да -1
Нет -0
Если ребенок приносит домой свою работу: где, как и сколько вы ее храните?__________________________________________________________
Спасибо за внимание!
Результаты:
Более 5 баллов. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
От 4-2 баллов. Вы искренно стремитесь помочь ребенку, побольше давайте ему самостоятельности.
Менее 2 баллов. Вам недостает знаний, как развивать творческие способности у ребенка.
Список литературы:
Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4.