Методические рекомендации для воспитателей по руководству игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для воспитателей по руководству игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, включая моральные и нравственные ценности, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, самостоятельности и ответственности, формирование основ безопасного поведения в природе, а также формирование предпосылок к учебной деятельности. Экологическое образование и воспитание входит в образовательную область «Познание», которое предполагает развитие интересов детей, познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира, о причинах и следствиях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для воспитателей по руководству игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста »
Методические рекомендации для воспитателей по руководству игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
При организации игр с детьми необходимо создавать следующие условия:
Обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребёнком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям;
Необходимо поддержать индивидуальность, инициативу детей через: создание условий для свободного выбора игр, участников игры; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности в процессе игровой деятельности;
Создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, для развития умений детей играть в группе сверстников;
Обеспечить поддержку спонтанной игры детей, её обогащения, обеспечение игрового времени и пространства.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, включая моральные и нравственные ценности, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, самостоятельности и ответственности, формирование основ безопасного поведения в природе, а также формирование предпосылок к учебной деятельности. Экологическое образование и воспитание входит в образовательную область «Познание», которое предполагает развитие интересов детей, познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира, о причинах и следствиях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.
В сборнике представлены игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста. И направлены на достижение следующей цели: воспитание у детей основ экологической культуры.
Задачи игр экологического содержания: развитие познавательного интереса к природе, логического мышления; формирование представлений о системном строении природы; воспитание осознанного бережного отношения к природе.
Содержание сборника игр может быть реализовано в следующих направлениях:
- непрерывная непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей.
Представленные игры могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности для закрепления пройденного материала, для систематизации экологических знаний и понятий, в таких формах как экскурсии, беседы и т.д.
Совместная деятельность взрослого с детьми занимает ведущее место в формировании у детей экологической культуры. Экологические игры данного сборника предусматривают совместное с детьми изготовление пособий, схем, моделей, чтение художественной литературы экологического содержания, наблюдений.
При создании педагогом условий для самостоятельной деятельности детей следует учитывать тот, что окружающая предметно - пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольников. Очень важно, чтобы игры, пособия, модели, книги, продукты детского творчества были доступны детям и находились в их свободном пользовании.
Приложения к конспектам игр включают модели, схемы и пособия.
Педагоги могут вносить изменения в направление содержания игр в зависимости от индивидуальных особенностей детей и своего педагогического опыта.
Блок настольно - печатных игр
В поисках пищи
Воспитатель раздает группе детей карточки с изображением животных и их пищи. В процессе игры каждый ребенок должен найти себе пару: тот, у кого есть карточка с рисунком животного, объединяется с тем, у кого есть карточка с изображением его пищи. Например, белка — шишки, медведь — малина, дождевой червь — сухие листья, гусеница — зеленый листок, синица — насекомое, волк — заяц, лягушка — комар, цапля — лягушка и т.п.
В поисках дома
Игра проводится по аналогии с предыдущей, только на карточках изображены животные и их «дома», например: лягушка — озеро, медведь — лес, кузнечик — луг, акула — море, собака — будка, крот — подземный лабиринт, лиса — нора, сова — дупло, грач — гнездо и т.п.
Цепочки питания
Дети получают набор карточек, на которых изображены растения и животные. Задание: составить из карточек цепочку питания (цепочку жизни). Это можно сделать двумя способами. Первый — разложить карточки на столе в нужном порядке. Второй — взять по одной карточке в руки и встать рядом друг с другом так, чтобы образовалась цепочка питания. Свой вариант цепочки нужно объяснить. Примеры пищевых цепочек: трава — заяц — волк; жёлуди — лесная мышь — сова; жёлуди — кабан — волк; трава — мышь — лиса. Для усложнения задания можно добавлять «лишние» карточки животных и растений, то есть тех, которые не включены в цепочку питания. Например, к карточкам «трава — заяц — волк» добавить карточку с изображением белого медведя.
Если бы я был деревом…
Подвижная образная игра
Задачи: закреплять представления о деревьях разных видов, развивать воображение, координацию движений, учить передавать информацию с помощью движений тела.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями, растущими на территории детского сада; изучение их особенностей.
Примечание: Игры такого типа могут быть проведены в качестве физкультминуток, на прогулке, во время экскурсии.
Ход игры. Дошкольники уже знают особенности разных деревьев. (Есть высокие, низкие, тонкие, толстые деревья. У одних из них раскидистая крона, у других — опущенные или приподнятые ветви.) Предложите детям превратиться в разные деревья и отразить их особенности. Скажите ребятам, что у каждого из них есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: наши ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки и т.д. Пусть дошкольники вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы; идет дождь (или светит солнце); пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися ранее наблюдениями.
Второй вариант: дошкольники одной группы изображают конкретное дерево, а остальные отгадывают его название.
Третий вариант: представим, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б.Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задание: показать, как могло бы ходить дерево: тяжелым шагом или легкой поступью, и т.п. Пусть дети объяснят свои движения (как правило, в своих объяснениях они ссылаются на особенности внешнего вида растения).
Дерево — это...
Речевая игра
Задача: развивать экологическое мышление дошкольников; актуализировать их опыт и накопленные знания; показать детям, что рассматривать один и тот же объект можно с разных точек зрения.
Ход игры. Педагог предлагает детям определить, какую роль играет дерево в жизни разных животных, людей и т.п.
Приведем примеры.
«Для птицы дерево — это…».
Варианты ответов ребят: столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п.
«Для жука наш дуб — это…».
Варианты ответов: его жилище, место, где он откладывает яйца, из которых появляются личинки, где жук может найти добычу и т.п.
«Для художника дерево — это…».
Варианты ответов: объект для картины, источник вдохновения... «Для усталого путника раскидистое дерево — это…».
Варианты ответов: место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть.
«Для мебельщика дерево — это…».
Варианты ответов: древесина, из которой можно сделать много разных предметов.
«Для зайца дерево — это…».
Варианты ответов: пища зимой. Заяц обгрызает кору с деревьев.
«Для горожанина дерево — это…».
Варианты ответов: чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.
Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми дети наблюдали.
Что такое хорошо и что такое плохо
Речевая командная игра
Ход игры. Предложите детям разделиться на две команды. Члены одной команды будут называть все, что для дерева «хорошо», члены другой — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.
Удивительная пирамида
Задачи: формирование у детей представлений о цепочках питания, о ценности и важности каждого экологического звена и вида на примере экологической пирамиды.
Пояснение к игре: в природе между численностью животных (хищных, травоядных) и растений существует подвижное равновесие. Например, хищных животных (волков, лис) в лесу должно быть меньше, чем травоядных, которыми они питаются (зайцев, мышей). Такие отношения живых организмов выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются — «экологические пирамиды» (например, пирамиды численности). В старшем дошкольном возрасте можно дать самые элементарные понятия об экологических пирамидах.
Первый вариант объяснения
Пирамида № 1 (см. Приложение 1, «Экологическая пирамида»)
Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик — одну или много? Много. Для того чтобы зайчики наелись, травинок должно быть больше, чем зайчиков. Поэтому полоска с травой у нас длиннее, чем полоска с зайцами, и зайцев меньше, чем травы. Ну а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу должно быть больше зайцев, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк может съесть много зайцев, а один заяц — много травы. Дети совместно с воспитателем подводят итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев — больше, чем волков.
Второй вариант объяснения
Пирамида № 2 (см. Приложение 1, «Экологическая пирамида»)
Мышки очень любят есть колоски. Каждая мышка съедает много колосков, поэтому колосков должно быть больше, чем мышек. Мышек ловит на обед сова. Она тоже сильная, большая птица, хищник, как и волк. Чтобы быть такой сильной, ей нужно съесть не одну, а много мышек. Значит, сов должно быть меньше, чем мышей. Подводим итог: чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей — больше, чем сов.
Если построение пирамиды вызывает затруднение у детей, используйте для начала сравнение отдельных полос пирамид с объяснением, кого и почему «больше» или «меньше». Сравнивать можно полосы «трава–зайцы», «зайцы–волк», «колоски–мыши», «мыши–сова». А вот сравнивать верхние и самые нижние полосы нельзя, так как это лишено экологического смысла. Нельзя, например, сравнивать полосы с изображением совы и с изображением колосков.
Для закрепления знаний после занятий с карточками предложите детям построить «живую» пирамиду. Дети, изображающие морковки, сядут на пол или присядут, дети - «зайцы» станут рядом с ними, а «волк» должен стоять выше всех на стуле.
Обсудите с детьми, почему они построили именно такую пирамиду.
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик
Задачи: формировать у детей бережное отношение к растениям (на конкретном примере), дать детям понятие о целом и его частях, о сезонных изменениях в организме растения, о природных факторах, воздействующих на него и помогающих ему расти и размножаться.
Примечание: многие дети пяти-шести лет не имеют представления о том, что такое растение в целом и из чего оно состоит. Некоторые дошкольники, например, называют одуванчиком только соцветие растения, а растение с бутоном или только с листьями и стеблем одуванчиком уже не считают. Большинство детей также не знают, что корень тоже является частью растения. В их представлении растение — это только надземная часть. Работа с предлагаемым комплектом карточек позволяет ликвидировать такие пробелы в знаниях дошкольников. Кроме того, она помогает на конкретном примере дать ребенку понятие о целом и его частях, о сезонных изменениях в организме растения, о природных факторах, воздействующих на него и помогающих ему расти и размножаться.
Материалы и оборудование: необходимо заранее подготовить комплект из 15 карточек (см. Приложение 2, «Рост одуванчика»).
Вариант 1
Цель работы с карточками — дать представление о разных частях (строении) растения и их функциях.
Объяснение материала можно построить следующим образом.
Жил на свете Одуванчик. Были у него листья-ручки, которые он тянул к солнышку». (Прикрепляем к стенду карточки № 9 и 11.)
Вопрос детям: «Что ещё былo у Одуванчика?»
Если дети отвечают: «Цветок», воспитатель располагает над карточкой № 9 карточку № 3 и спрашивает, правильно ли составлен «Одуванчик». Получилось неправильно, поэтому воспитатель задает следующий вопрос-подсказку: «На чем растет цветок?» (прикрепляем карточку № 3 над карточкой № 2, карточку № 9 убираем) — и одновременно объясняет: «Еще у нашего Одуванчика было тоненькое тельце-стебелек, на котором держалась головка цветов». Воспитатель обращает внимание детей на то, что «головка» Одуванчика на самом деле не один цветок, а много маленьких цветочков, тесно прижатых друг к другу. Затем это можно показать на экскурсии. Напомним детям: когда они нюхают цветок одуванчика, нос у них становится желтым. «В цветках одуванчика есть желтый порошок, мелкий, как пыль. Поэтому он называется «пыльца». А еще в цветах есть вкусный сок — нектар. Прилетит пчела попить вкусный сок (меняем карточку № 3 на карточку № 6) и испачкается в желтом порошке. Потом полетит искать вкусный сок на другом одуванчике, отряхнет там желтый порошок-пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушинками-парашютиками. (Меняем карточку № 6 на карточку № 7.) Постарел наш Одуванчик, стал седым».
Вариант 2
Составляем одуванчик из карточек, проговаривая по ходу работы, из каких частей он состоит и для чего они нужны.
Объясняем, что необходимо одуванчику для роста.
- Солнышко: одуванчик начинает расти, когда становится тепло, а в листьях одуванчика есть специальные зеленые «зернышки», в которых только на солнышке может «готовиться» особая пища для одуванчика (по ходу рассказа появляются соответствующие карточки) (карточка № 11).
- Ветер: разносит легкие семена одуванчика. А чтобы они могли летать, у семян есть специальные парашютики - пушинки. Если бы у одуванчика были не семена-парашютики, а семена в ягодах, они были бы тяжелыми, и ветер не смог бы их унести (карточка № 12).
- Пчелы и другие насекомые: переносят пыльцу с одних цветов на другие; без этой желтой пыльцы-порошка не могут появиться семена (карточка № 6).
- Дождь: одуванчик должен пить воду, его поит и дождик, и подземная вода, иначе он засохнет. Напомним детям, что и комнатные растения мы постоянно поливаем, чтобы они не засохли (карточка № 14).
- Почва: это «живая земля», в ней растет корешок одуванчика, он крепко держит одуванчик в земле и «кормит» его. Чем богаче земля-почва, тем больше еды для одуванчика (карточка № 1).
- Снег: зимой снег укрывает землю белым одеялом, под которым корешку одуванчика не холодно. Если бы снега не было, корень мог бы погибнуть от сильных морозов, «замерзнуть» (у него ведь нет теплой шубы и варежек, как у нас), и из него уже не выросли бы листья и цветы (карточки № 10 и 15).
Обратим внимание и на то, что цветущий одуванчик изменяется в течение суток, он бывает разным ночью и днем. (Для объяснения материала карточки № 1, 2, 3, 11 выставляем на стенд. Затем карточку № 11 заменяем на карточку № 13.) Солнышко исчезло, наступила ночь. Что будет с цветком одуванчика? (Меняем карточку № 3 на № 5.) Цветок закрылся. Почему? Ночью не летают пчёлы, не переносят порошок-пыльцу с цветка на цветок, он и закрывается, «спит». А когда появляется солнышко, цветы раскрываются. Закрываются и открываются цветы одуванчика в одно и то же время. Кроме того, цветы одуванчика закрываются и в дождливую погоду. (Если мы карточку № 13 заменим на карточку № 14, то одуванчик не изменится.)
Использование комплекта карточек для проверки знаний
Варианты заданий:
1. Сложить из разных карточек одуванчик и назвать его части.
2. При помощи замены карточек показать, как изменяется одуванчик в разное время года. (Карточки может менять воспитатель, а ребенок должен соответствующим образом менять внешний вид одуванчика.)
3. Показать, как выглядит одуванчик днем и ночью, в солнечную и дождливую погоду.
4. Сложить из карточек одуванчик и разложить вокруг него картинки, изображающие то, что нужно одуванчику, чтобы он мог расти. Объяснить, для чего нужны одуванчику солнце, ветер, земля-почва, пчелы, снег, дождь, вода.
Более сложное задание: воспитатель изготавливает карточки с изображением другого растения и просит ребенка выполнить задания, которые он выполнял по комплекту «Одуванчик».
Правильно выполненные задания означают, что дети усвоили, из каких частей состоят одуванчик и другие растения, как одуванчик изменяется (развивается) в течение года и какие условия нужны для его существования.
Как живёт лягушка
Дидактическая игра
Задачи: формировать представления детей о ценности жизни каждого существа (на примере лягушки); расширять знания детей о росте и развитии животных, развивать познавательный интерес к жизни животных.
Материалы и оборудование: для организации данного комплекса игр необходимо заранее подготовить пособие из 12 карточек (см. Приложение 3, «Развитие лягушки).
Варианты дидактических игр
Вариант 1
Цель: показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи.
Воспитатель просит детей вспомнить, где им приходилось видеть лягушек, какого они были цвета. Потом объясняет, что маленькие лягушки в детстве, лягушата, совсем не похожи на взрослых. Их трудно узнать, можно даже подумать, что это какие-то другие животные.
«Представим, что за окном весна, — говорит воспитатель, — ярко светит солнышко, вода в реках и озерах становится теплее. И в это время в озере можно увидеть слипшиеся шарики (показывает карточку № 1). Они липкие, прозрачные, с черной точкой. Это икринки лягушки (можно сравнить: цыпленок развивается из яйца, а лягушонок — вот из такой икринки).
Через некоторое время из прозрачного шарика вырастает маленький головастик, который тоже пока мало похож на лягушку».
Воспитатель предлагает детям подумать, почему его так назвали (большая голова и маленькое тело). Показывает карточку № 2, обращая внимание детей на то, что сначала у головастика есть только тело, голова и хвост. Проходит время, головастик растет, у него появляются задние ноги (карточка № 3). Чтобы расти, ему нужно много есть. Сравним карточку № 3 с карточкой № 2 — в чём их отличие? У второго головастика есть не только задние, но и передние ноги. Воспитатель спрашивает у детей, похож ли теперь головастик на лягушку, чем он от нее отличается?
Через некоторое время у головастика исчезает хвост и он превращается в большую красивую лягушку (карточка № 5а).
Весной в пруду или реке можно найти икру лягушки и рассмотреть ее вместе с детьми, поместив в банку с водой.
Вариант 2
Цель: связь лягушки с окружающей средой.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, где живут лягушки. Расставляет на стенде карточки № 6 и 7а и на них помещает вырезанную по контуру лягушку. Обращает внимание детей на то, что на карточке нарисована не только вода, но и пузырьки воздуха (лягушка, как и мы, дышит воздухом), и растения, среди которых она может спрятаться.
Чтобы объяснить, почему в воде есть пузырьки воздуха, можно сделать следующее. Пусть дети глубоко вздохнут. Чем мы дышим? Воздухом. Он вокруг нас, но мы его не видим, так как он прозрачный. А в воде воздух можно «увидеть». Поставим банку с водой и подышим в воду через трубочку. Появится много пузырьков воздуха. В реке, озере, любом водоеме тоже есть воздух. Им дышат водные животные, в том числе и лягушка.
Воспитатель спрашивает детей: кто видел лягушку на берегу реки? Что она там делает? На берегу лягушка обычно охотится. Она любит есть комаров (карточка № 9). А еще она ест паучков (карточка № 10), может поймать маленькую рыбку, жучка, муравья, стрекозу (карточка № 12).
Лягушка часто сидит в зарослях растений на берегу (карточки № 7б, 8), где ее трудно заметить. Воспитатель помещает лягушку на эти карточки.
Обобщение и закрепление материала
Еще раз вспомним, где живёт наша лягушка. В воде она плавает или отдыхает, на берегу — охотится. Многие лягушки отправляются на охоту вечером или ночью, когда не очень жарко и их кожица не высыхает. Что есть в воде, нужное для того, чтобы в ней жила лягушка? Воздух, растения. На дне озера (реки) лежит ил (пусть дети вспомнят, как у них вязнут ноги в «грязи», если они ходят по мелководью). В такую «грязь» (ил) на дне водоема и зарывается лягушка, когда ложится на зиму в спячку (почти как медведь). Для еды лягушке нужны комары, стрекозы, пауки, мухи, жучки. Эти насекомые живут там же, где и лягушка. А лягушками питаются аисты, цапли, барсуки, выдры, филины, ужи.
Воспитатель обращает внимание детей на то, насколько тесно связаны эти животные между собой, с растениями, со своим домом: они могут жить только все вместе.
Вариант 3
Цель: объяснить детям, как меняется жизнь лягушки в зависимости от времени года.
Ранней весной, когда появляется солнышко, вода от его лучей становится теплее. Воспитатель ставит на стенд карточку № 11 из набора карточек «Одуванчик» с изображением солнца и карточку № 6 — озеро. Лягушки просыпаются и откладывают свои икринки (карточка № 1). Они похожи на кучку слипшихся прозрачных шариков. Как мы уже говорили (на первом занятии), из икринок появляются головастики (пусть дети вспомнят, как лягушка развивается из икринки во взрослое животное).
Летом головастики растут, превращаются в лягушек, которые плавают в воде (на карточку № 6 воспитатель помещает рисунок лягушки), охотятся на берегу (воспитатель перемещает изображение лягушки на карточку № 8). В холодное время года, зимой, лягушка спит на дне водоема. Она зарывается в ил, потому что там теплее (помещает карточку № 5а на карточку № 7а), а когда вновь наступит весна и пригреет солнышко, лягушка вылезет из своего убежища, начнет опять плавать, охотиться и громко квакать — петь свои лягушачьи песни.
Прогулка в лес
Задачи: формировать у детей осознанно правильное отношение к лесным обитателям; расширять знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.
Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).
Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.
На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.
Лесник
Задачи: закреплять знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.
Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).
Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
Сплетём паутину жизни
Дидактическая игра
Задачи: помочь детям осознать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом так же тесно, как ниточки в паутине. Порвешь одну, остальные ослабнут, и в конце концов, паутина жизни исчезнет.
Материалы и оборудование: необходимо подготовить как можно больше карточек (15–20) с изображениями растений и животных, которые относятся к разным группам: хищникам, травоядным, «санитарам» (то есть тем, кто уничтожает мертвые остатки растений и животных, — это грибы, некоторые жуки, бактерии, дождевые черви). Общее число карточек зависит от количества участников игры. Карточек хищников должно быть меньше, чем травоядных, а карточек травоядных — меньше, чем карточек с изображением растений.
Для удобства карточки прикрепляются к одежде играющих как значки или закрепляются на шнурках и вешаются на шею каждому игроку. Во время игры руки участников должны быть свободны.
Потребуется также длинный, достаточно толстый шнур. Его длина также зависит от количества участников: чем их больше, тем длиннее верёвка.
Ход игры. Участники игры становятся в круг, в центре — ведущий.
Ведущий предлагает детям создать сеть (паутину) жизни. Эта сеть объединит в единое целое всех, кто обитает на Земле. «Жизнь на нашей планете, — говорит ведущий, — возможна благодаря Солнцу. Солнце дает свою энергию растениям.
После этого ведущий просит взять в руки и крепко держать конец веревки участника, на карточке которого изображено растение.
Кто может съесть это растение? Отзывается, например, игрок с картинкой зайца. Ведущий тянет к нему веревку от предыдущего участника игры и предлагает взяться за шнур. При этом шнур должен быть хорошо натянут.
Далее в игру вступает ребенок с карточкой волка: волк может съесть зайца. Теперь веревка тянется к нему. Но и волк не вечен. Когда он умрет — от старости или болезни, в результате неудачной охоты или нападения более сильного животного, — его останки «съедят» бактерии или жуки-мертвоеды. Значит, следующим в игру вступает ребенок с изображением бактерий или жука.
Бактерии и жуки-мертвоеды — это природные санитары. Они очищают окружающий мир от останков умерших животных. В результате их работы останки превращаются в перегной и обогащают почву. В почве появляется больше пищи для растений.
А это значит, что в нашей цепочке опять появляется растение: в игру вступает новый игрок. Его снова «съедает» травоядное животное. На травоядное животное охотится новый хищник, и т.п.
Постепенно все участники игры оказываются вовлеченными в сеть-паутину. Игра заканчивается, когда вся веревка оказывается в руках участников игры в виде натянутой сетки. Ведущий предлагает проверить сеть на прочность: положить на нее какой-либо широкий и достаточно тяжелый предмет, например, книгу. Вот так и паутина жизни на нашей планете выдерживает очень многое.
Но наступает момент, когда и у нее кончаются запасы сил. Ведущий сообщает, что человек уничтожил волка. (На месте волка может быть и другое животное.) «Волк» отпускает шнур. Кто почувствовал, что шнур в его руках ослаб (например, игрок-заяц), тоже отпускает веревку и т.д. В результате из-за исчезновения одного хищника распадается вся паутина жизни.
В заключение ведущий подчеркивает, насколько в природе все тесно связано между собой и как важно сохранить на Земле «сферу жизни».
Кто с кем дружит
Задачи: закреплять представления детей о взаимосвязях растений, животных, грибов, о различных частях дерева (корни, ствол, крона и т.д.), формирование правил поведения в природе и необходимость охраны деревьев.
Перед началом игры воспитатель напоминает детям, что с каждым деревом связано огромное количество живых организмов, в чем они сами убедились во время наблюдений на прогулках. Одни животные используют дерево в качестве «дома» (местообитания), другие — как «столовую» (дерево — звено пищевой цепи). Кроме того, любое растение создает особые микроклиматические условия. Под деревом всегда меньше света (количество проникающих на землю солнечных лучей зависит от строения кроны), меньше скорость ветра. Летом здесь прохладнее, а зимой — теплее. Опадающая листва влияет на особенности формирующейся под ним почвы. Все это объясняет тот факт, что под разными деревьями растут разные виды растений: под сосной мы найдем одни травы, кустарники, под дубом — другие. С разными древесными породами связаны различные животные: чем больше в лесу (парке, сквере) разнообразных деревьев, тем больше птиц, зверей, насекомых, растений, грибов.
Рассмотрим в качестве образцов комплекты карточек «С кем дружит сосна» (см. Приложение 4) и «С кем дружит дуб» (см. Приложение 5).
Для игры понадобятся одна большая карточка с изображением дерева и пятнадцать маленьких — с рисунками животных, грибов, растений, которые с ним связаны. Большие карточки необходимо разрезать по пунктирной линии на три части, маленькие — вырезать по контуру. В качестве дополнительных можно изготовить карточки с изображением разных факторов: ветра, солнца, дождя и т.п.
Вариант 1
Игровая задача: сложить деревья из карточек с изображением корней в почве, ствола и кроны дерева. Чем отличаются эти растения? Чем похожи? (У обоих есть корни, ствол, крона и т.д.) Назвать каждую часть дерева, объясняя ее значение: корни находятся в земле и, как насосы, выкачивают оттуда пищу и воду, которые затем поднимаются наверх к листьям по стволу. В листьях на солнышке с помощью зеленых зернышек-поварят (зерен хлорофилла) «варится» особая пища.
Почему мы называем сосну и дуб деревьями? У них один большой ствол. Посмотрим на карточки с изображением растений, например, сон-травы, ландыша, пролески, хохлатки. У них нет такого большого твердого ствола, а есть маленькие нежные стебельки. Эти растения называются травами.
Усложняя игру, можно дать дополнительную информацию.
Например: дуб любит расти на богатых почвах, ему нужна влага. Подчеркните, что для жизни дубу необходимы солнце, дождь, снег, вода, земля с «пищей». Почва нарисована на картинке с изображением корней. Для того чтобы дети наглядно увидели и остальные важные факторы, используйте карточки с изображением солнца, ветра и т.п. В итоге дети получат дуб, состоящий из трех частей, и разложат вокруг него изображения факторов, необходимых ему для жизни.
Видели ли ребята дубы в лесу или в парке? Что им запомнилось (какого цвета были листья, видели ли они желуди на дереве или под ним, какая была кора, корни и т.п., был ли он похож на дуб, нарисованный на картинке)?
Вариант 2
Примечание: для данного варианта игры используются две большие карточки с изображением сосны и дуба и маленькие — с рисунками желудей, сосновых шишек, цветков дуба, «свечей» с пыльцой сосны, листа дуба и хвои сосны. Большие карточки положите на расстоянии друг от друга, маленькие перемешайте.
Игровые задачи:
а) выбрать все маленькие карточки, которые относятся к их дереву (в данном случае — к сосне), и положить их рядом с ним;
б) выбрать все маленькие карточки, связанные с дубом (желуди, лист, цветки), и разложить их возле соответствующего изображения.
Пусть участники игры сравнят растения:
а) Чем отличаются лист дуба и хвоя сосны? (Обратите их внимание на то, что хвоя — это тоже листья, но особые.) У каких деревьев еще есть хвоинки? Чем отличается лист дуба от листьев других деревьев?
б) Рассмотрите желуди и шишки вместе с семечком. Для чего семечку сосны крылышко? Оно улетает далеко от дерева, на котором выросли, падает на землю, и на свет появляется маленькая сосенка. А может ли летать желудь? Пусть дети выскажут свои соображения и аргументируют их. Эти плоды тяжелые, они не могут летать, у них нет крылышка, поэтому они падают недалеко от дуба. Многие животные разносят их по лесу, пряча на зиму (сойка, белка). Иногда звери забывают о своих запасах, и из желудей в разных местах леса вырастают маленькие дубки. Что нужно, чтобы из семечка сосны или желудя выросли маленькие деревца, которые превратятся затем в большие сосны и дубы? И семечку сосны, и желудю нужна почва, в которой они будут расти, нужно солнышко (без тепла и света они не прорастут), снег, который укроет их и спасет от мороза, дождик, который напоит. А семечку сосны нужен еще и ветер, который унесет его далеко-далеко. При объяснении материала вновь используем карточки с изображением разных факторов окружающей среды (солнце, ветер и т.п.).
Сравните и рассмотрите с детьми цветки дуба и пылящие шишки сосны. Они очень разные, но и у тех, и у других есть пыльца, которую разносит ветер. Если не будет пыльцы, то у сосен не появятся шишки с семенами, а у дуба — желуди.
В заключение подчеркнем, что у каждого растения есть листья, плоды, цветки. Все они отличаются друг от друга, поэтому мы можем узнать деревья по их внешнему виду, отличить сосну от дуба, липы и т.д.
Вариант 3 (используются все карточки комплекта)
Во время игры педагог берет по очереди маленькие карточки и советуется со своими воспитанниками, возле рисунка какого дерева ее положить и почему. Выслушав ответы, ведущий дает дополнительную информацию и кладет маленькую карточку (например, с рисунком кабана) около большой (соответственно с изображением дуба). Дети постарше могут играть самостоятельно. Следует чередовать «сосновые» и «дубовые» карточки. В конце игры образуются две группы карточек, на которых нарисованы живые организмы. Жизнь одних связана с дубом (они обычно встречаются в дубовых лесах), а других — с сосной (они обитают в сосняках). Необходимо обратить внимание детей на то, что с каждой из пород связаны разные живые организмы: и растения, и животные (птицы, звери, насекомые), и грибы. Одни используют дерево как дом, другие — как столовую, третьи и живут, и питаются на этих деревьях. Кто-то из них ест листья, кто-то — желуди или кору, то есть все части деревьев «идут в дело».
Приложение 1
Экологическая пирамида
Приложение 2
Рост одуванчика
Комплект состоит из 15 карточек:
№ 1 — корень одуванчика в почве;
№ 2 — листья и цветоножка («стебелек»);
№ 3 — раскрытое соцветие;
№ 4 — бутон;
№ 5 — закрытое соцветие;
№ 6 — пчелы, опыляющие одуванчик;
№ 7 — «головка» одуванчика с семенами - парашютиками;
№ 8 — семена, разлетающиеся от ветра;
№ 9 — листья одуванчика (прикорневая розетка);
№ 10 — одуванчик под снегом зимой;
№ 11— солнце;
№ 12 — ветер;
№ 13 — ночь;
№ 14 — дождь;
№ 15 — снег.
Приложение 3
Развитие лягушки
Комплект состоит из 12 карточек
№ 1 —икра лягушки; № 2–4 — стадии развития головастика; № 5а и б — взрослая лягушка; № 6–7 — озеро, в котором живет лягушка; № 7а — илистое дно озера, куда лягушка зарывается на зиму; № 7б — почва на берегу озера; № 8 — прибрежные заросли растений, где она охотится; № 9 — комар; № 10 — паук (пища лягушки); № 11 — аист, поедающий лягушек; № 12 — стрекоза.