kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия "Воздух-невидимка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Воздух-невидимка". Проводится в игоровой форме, что позволяет детям в непринужденной форме применить полученные знания на практике, используя такие методы обучения как: наглядный, словесный, игоровой, а также проектный, метод стимулирования и исследовательский.Занимательные игры-задания, опыты-эксперименты разработаны с учетом актуального развития дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Воздух-невидимка"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детско-юношеского творчества»












Методическая разработка открытого занятия

для педагогов «ЦДЮТ» и родителей

ШРД «Страна Любознайка»

на тему: «Воздух-невидимка»














Составитель: ПДО

ШРД «Страна Любознайка» Пронько Е.П.













Альметьевск, 2015г.

Пояснительная записка


Данная методическая разработка составлена педагогом дополнительного образования второй квалификационной категории Пронько Еленой Петровной, стаж работы - 20 лет. В ней представлено занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка».

Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования, занимающихся с дошкольниками, а также воспитателей детских садов, работающих по предмету «Ознакомление с окружающим миром».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности составлены для детей 5-ти и 6-ти лет ШРД для родителей «Страна Любознайка». Продолжительность занятия 25-30 минут. Оптимальное количество детей в группе 15 человек.

Проводится в игровой форме, что позволяет детям в непринужденной форме применить полученные знания на практике, используя такие методы обучения как: наглядный, словесный, игровой, а так же проектный, метод стимулирования и исследовательский. В связи с ФГТ развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников уделяется большое значение в области «Познания».

Занимательные игры-задания, опыты-эксперименты разработанные с учетом актуального развития дошкольников, побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий и проявления творчества.

Данные эксперименты решают важные педагогические задачи: развивают познавательную активность детей, инициативность; развивают способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Тема: «Воздух-невидимка»


Цель: Формировать представление о воздухе и значению его в природе, интерес к познанию природы при помощи стихии воздуха и опыт соблюдения правил безопасной жизни на планете.


Задачи:

1.Обучающая.

Познакомить детей с существованием воздуха в природе, со свойствами воздуха и его особенностями (легкий, подвижный, живительный), с разнообразием запахов воздуха (свежий, кисловатый, сладкий и т.д.), с понятием «ветер» как движение воздуха.

2.Развивающая.

Развивать исследовательский подход к познанию свойств воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь, и обогащать словарь.

Развивать опыт творческой деятельности, используя воздушную стихию (надуть шары,, чтобы ими поиграть, послать воздушный поцелуй и т.д.) Развивать способность различать запахи.

Формировать умение применять усвоенные знания на практике;

3.Воспитываающая.

Воспитывать интерес к окружающему миру и бережное отношение к воздушной стихии.


Форма проведения: групповая с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Материал и оборудование: Коробка с «пустыми» баночками, дезодорант «Цитрусовый», духи. Банка с водой и пластилином, игрушка-писчалка, дудочка, мыльные пузыри, воздушный шарик, пустой пакет, плакат с изображением легких, две розовых губки, мяч, свеча.















Ход занятия.

  1. О.М. «Приветствие»

  2. Сообщение темы занятия.

С детьми проводится игра «Угадай-ка»

Дети получают от Матушки –Природы посылку, в которой находятся «пустые» баночки. Педагог предлагает угадать, есть ли в баночках что-либо?! Дети высказывают свое предположение ( в них ничего нет, они пустые).

- Я предлагаю вам не только посмотреть, но и понюхать ( баночки запах мандарина, освежителя и духов), а так же отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. (воздух)

Вывод: В банке спрятался ароматный «невидимка – воздух». Воздух – это бесцветный газ.

- Где находится воздух? (он повсюду, даже в почве и в воде).

Опыт с пластилином. В банку с водой опускают пластилин и обнаруживают на пластилине пузырьки воздуха. - Можно ли воздух услышать?

Опыт с игрушкой – пищалкой. - Можно ли почувствовать воздух?

Задание-игра «Поиск воздуха».

Можно предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).

- Землю окружает воздушное пространство, это и делает погоду.

-Солнце греет землю и воздух нагревается.

-Какой воздух легче теплый или холодный?

-Какой воздух легче теплый или холодный?

Проводится опыт-эксперимент «Живая змейка»

Зажигается свеча, воспитатель дует на нее, спрашивает у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Далее можно предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

Вывод: теплый воздух легче, он стремится вверх, а холодный воздух тяжелее – он стелется понизу. В горах воздух холоднее, а в низине теплее.

Игра “Теплый-холодный”

На слово ведуәего “теплый” – дети встают и поднимают руки вверх, на слово “холодный” – приседают и опускают руки.

  • Воздух любит путешествовать, об этом мне рассказал воздушный шарик. Воздух, который любит путешествовать, называют ветром.

Вывод: значит ветер – это воздух который движется. Ветер бывает слабым и сильным.

  • -Что такое торнадо? (ответы детей)

  • Это воздушный вихрь, перемещающий у земли и вызывающий ужасные разрушения).

  • Вопросы к детям:

  • Как долго вы можете не дышать?

-Как вы думаете, что легче воздух или вода?

Опыт – эксперимент «Подводная лодка»

Предложите детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух.

Вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из под стакана и всплывает.



Опыт – эксперимент:

  • -Давайте проверим. По моему сигналу вы задерживаете дыхание, а я буду вместе с родителями отсчитывать секунды. Когда захочется вздохнуть, поднимите руку.

  • -И так, сделайте вдох, как долго человек может не дышать? (ответы детей).

Вывод: Без воздуха человек может прожить совсем недолго.

-При помощи чего происходит дыхание? (при помощи легких)

-Покажите на плакате где находятся легкие и сколько их? ( вызываются 2-3 ребенка)

-Легкие похожи на 2 розовые губки которые впускают в себя воздух и выпускают – уменьшаясь в размере (показ)

Упражнение на дыхание “Шалтай Болтай”

Шалтай Болтай, висел на стене (вдох) Шалтай Болтай свалился во сне (выдох)

-Где воздух “чистый” и полезный? (“грязный” воздух – это воздух в котором много частичек пыли, угарного газа от автомобилей, а “чистый” – в лесу, в горах).

-А как нужно правильно дышать? (через нос)

Итог занятия.

Игра с мячом

–Где находится воздух? (повсюду)

-Можем ли мы увидеть воздух? (нет)

–Как называется воздух, который движется? (ветер)

-Как долго мы можем прожить без воздуха? (совсем немного)

-Как сделать так, чтобы воздух на планете Земля оставался чистым?





Список литературы для педагогов


1. Баранник М.М., Борисова Т.С. «В союзе с природой». - Москва- Ставрополь; 1999 год.

Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников». – Москва; 2013 год.

2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом. Игры-занятия для дошкольников». – Москва; 2013 год.

3. Златопольский Д.Т. «Удивительные превращения. Детям о секретах веществ». – Москва; 2007 год.

4. Квинько Л.В. «Секреты природы- это так интересно». - Москва; 2004 год.

5. Колтунова И.Р., Лазарева О.Н., Данилова М.Н. «Окружающий мир». - Екатеринбург, У- Фактория; 1999 год.

6. Программа «предшкольного образования». - Казань; 2006 год.

7. Шаехова Р.К. «Методические рекомендации к «программе предшкольного образования». - Казань; 2007 год.


Список литературы для детей


1.«Большая книга вопросов и ответов «Что? Зачем? Почему?» энциклопедия. – Москва: ЭКСМО; 2004 год.

2.Златопольский Д.Т. «Удивительные превращения. Детям о секретах веществ». – Москва; 2004 год.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия "Воздух-невидимка"

Автор: Пронько Елена Петровна

Дата: 08.05.2018

Номер свидетельства: 468746


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства