Методическая разработка занятия "Воздух-невидимка"
Методическая разработка занятия "Воздух-невидимка"
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Воздух-невидимка". Проводится в игоровой форме, что позволяет детям в непринужденной форме применить полученные знания на практике, используя такие методы обучения как: наглядный, словесный, игоровой, а также проектный, метод стимулирования и исследовательский.Занимательные игры-задания, опыты-эксперименты разработаны с учетом актуального развития дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Воздух-невидимка"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества»
Методическая разработка открытого занятия
для педагогов «ЦДЮТ» и родителей
ШРД «Страна Любознайка»
на тему: «Воздух-невидимка»
Составитель: ПДО
ШРД «Страна Любознайка» Пронько Е.П.
Альметьевск, 2015г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена педагогом дополнительного образования второй квалификационной категории Пронько Еленой Петровной, стаж работы - 20 лет. В ней представлено занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка».
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования, занимающихся с дошкольниками, а также воспитателей детских садов, работающих по предмету «Ознакомление с окружающим миром».
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности составлены для детей 5-ти и 6-ти лет ШРД для родителей «Страна Любознайка». Продолжительность занятия 25-30 минут. Оптимальное количество детей в группе 15 человек.
Проводится в игровой форме, что позволяет детям в непринужденной форме применить полученные знания на практике, используя такие методы обучения как: наглядный, словесный, игровой, а так же проектный, метод стимулирования и исследовательский. В связи с ФГТ развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников уделяется большое значение в области «Познания».
Занимательные игры-задания, опыты-эксперименты разработанные с учетом актуального развития дошкольников, побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий и проявления творчества.
Данные эксперименты решают важные педагогические задачи: развивают познавательную активность детей, инициативность; развивают способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Тема: «Воздух-невидимка»
Цель: Формировать представление о воздухе и значению его в природе, интерес к познанию природы при помощи стихии воздуха и опыт соблюдения правил безопасной жизни на планете.
Задачи:
1.Обучающая.
Познакомить детей с существованием воздуха в природе, со свойствами воздуха и его особенностями (легкий, подвижный, живительный), с разнообразием запахов воздуха (свежий, кисловатый, сладкий и т.д.), с понятием «ветер» как движение воздуха.
2.Развивающая.
Развивать исследовательский подход к познанию свойств воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь, и обогащать словарь.
Развивать опыт творческой деятельности, используя воздушную стихию (надуть шары,, чтобы ими поиграть, послать воздушный поцелуй и т.д.) Развивать способность различать запахи.
Формировать умение применять усвоенные знания на практике;
3.Воспитываающая.
Воспитывать интерес к окружающему миру и бережное отношение к воздушной стихии.
Форма проведения: групповая с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Материал и оборудование: Коробка с «пустыми» баночками, дезодорант «Цитрусовый», духи. Банка с водой и пластилином, игрушка-писчалка, дудочка, мыльные пузыри, воздушный шарик, пустой пакет, плакат с изображением легких, две розовых губки, мяч, свеча.
Ход занятия.
О.М. «Приветствие»
Сообщение темы занятия.
С детьми проводится игра «Угадай-ка»
Дети получают от Матушки –Природы посылку, в которой находятся «пустые» баночки. Педагог предлагает угадать, есть ли в баночках что-либо?! Дети высказывают свое предположение ( в них ничего нет, они пустые).
- Я предлагаю вам не только посмотреть, но и понюхать ( баночки запах мандарина, освежителя и духов), а так же отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. (воздух)
Вывод: В банке спрятался ароматный «невидимка – воздух». Воздух – это бесцветный газ.
- Где находится воздух? (он повсюду, даже в почве и в воде).
Опыт с пластилином. В банку с водой опускают пластилин и обнаруживают на пластилине пузырьки воздуха. - Можно ли воздух услышать?
Опыт с игрушкой – пищалкой. - Можно ли почувствовать воздух?
Задание-игра «Поиск воздуха».
Можно предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).
- Землю окружает воздушное пространство, это и делает погоду.
-Солнце греет землю и воздух нагревается.
-Какой воздух легче теплый или холодный?
-Какой воздух легче теплый или холодный?
Проводится опыт-эксперимент «Живая змейка»
Зажигается свеча, воспитатель дует на нее, спрашивает у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Далее можно предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
Вывод: теплый воздух легче, он стремится вверх, а холодный воздух тяжелее – он стелется понизу. В горах воздух холоднее, а в низине теплее.
Игра “Теплый-холодный”
На слово ведуәего “теплый” – дети встают и поднимают руки вверх, на слово “холодный” – приседают и опускают руки.
Воздух любит путешествовать, об этом мне рассказал воздушный шарик. Воздух, который любит путешествовать, называют ветром.
Вывод: значит ветер – это воздух который движется. Ветер бывает слабым и сильным.
-Что такое торнадо? (ответы детей)
Это воздушный вихрь, перемещающий у земли и вызывающий ужасные разрушения).
Вопросы к детям:
Как долго вы можете не дышать?
-Как вы думаете, что легче воздух или вода?
Опыт – эксперимент «Подводная лодка»
Предложите детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух.
Вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из под стакана и всплывает.
Опыт – эксперимент:
-Давайте проверим. По моему сигналу вы задерживаете дыхание, а я буду вместе с родителями отсчитывать секунды. Когда захочется вздохнуть, поднимите руку.
-И так, сделайте вдох, как долго человек может не дышать? (ответы детей).
Вывод: Без воздуха человек может прожить совсем недолго.
-При помощи чего происходит дыхание? (при помощи легких)
-Покажите на плакате где находятся легкие и сколько их? ( вызываются 2-3 ребенка)
-Легкие похожи на 2 розовые губки которые впускают в себя воздух и выпускают – уменьшаясь в размере (показ)
Упражнение на дыхание “Шалтай Болтай”
Шалтай Болтай, висел на стене (вдох) Шалтай Болтай свалился во сне (выдох)
-Где воздух “чистый” и полезный? (“грязный” воздух – это воздух в котором много частичек пыли, угарного газа от автомобилей, а “чистый” – в лесу, в горах).
-А как нужно правильно дышать? (через нос)
Итог занятия.
Игра с мячом
–Где находится воздух? (повсюду)
-Можем ли мы увидеть воздух? (нет)
–Как называется воздух, который движется? (ветер)
-Как долго мы можем прожить без воздуха? (совсем немного)
-Как сделать так, чтобы воздух на планете Земля оставался чистым?
Список литературы для педагогов
1. Баранник М.М., Борисова Т.С. «В союзе с природой». - Москва- Ставрополь; 1999 год.
Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников». – Москва; 2013 год.
2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом. Игры-занятия для дошкольников». – Москва; 2013 год.
3. Златопольский Д.Т. «Удивительные превращения. Детям о секретах веществ». – Москва; 2007 год.
4. Квинько Л.В. «Секреты природы- это так интересно». - Москва; 2004 год.