kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка родительского собрания «Как помочь ребёнку в учёбе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показаны приемы повышение педагогической культуры родителей в оказании помощи своим детям в процессе обучения и воспитания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания «Как помочь ребёнку в учёбе»»


Методическая разработка родительского собрания

«Как помочь ребёнку в учёбе»


Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Задачи:

- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

- определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;

- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.

Методики использования материала: анкетирование, диалог, индивидуальные беседы.

Механизм использования разработки

Разработка реализуется в соответствии со следующими мероприятиями:

  1. Проводится предварительное микроисследование: а) анкетирование учащихся «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам», позволяющее выявить некоторые причины снижения успеваемости; б) анкетирование «Ребёнок – родитель».

  2. На собрании с родителями проводится анкетирование «Ребёнок – родитель». Результаты позволят родителям определить степень внимания, которое они уделяют своему ребёнку.

  3. Решение педагогических ситуаций стимулирует вовлечение родителей в диалог, призывает к поиску совместных путей решения проблемы.

  4. Индивидуальная работа с родителями.

  5. Советы классного руководителя по данной проблеме логически завершают совместную работу.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация в формате ppt, бланки анкеты для родителей.


Ход собрания

I. Организационный момент

II. Выступление классного руководителя

Слайд 2

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.

Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе в обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.
Слайд 3

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Слайд 4.

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.

Слайд 5.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Слайд 6.

Среди них могут быть следующие:

  1. Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

  2. Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

  3. Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

  4. Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.


III. Анализ анкет учащихся проводится с целью выявить некоторые причины снижения успеваемости. Анкетирование «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам» (см. Приложение 1) проводится с учащимися накануне собрания.


IV. Анкетирование родителей и беседа по результатам анкет «Родитель – ребёнок».

Цель: сопоставив свой результат анкеты и результат ребёнка, каждый родитель сможет выяснить для себя, достаточно ли он уделяет внимания своему ребёнку (см. Приложение 2, приложение 3).

Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных результатов. Скорее всего будут такие родители, которые неожиданно для себя выяснят, что необходимо пересмотреть отношения с детьми.

Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.


V. Решение педагогических ситуаций.

Слайд 7

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании­ отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Слайд 8.

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге -  «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Слайд 9.

Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него ­это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь.  Как помочь ребенку?

VI. Советы по решаемой проблеме.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий (слайды 10-17).

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.


VII. Индивидуальные вопросы классному руководителю.


VIII. Решение родительского собрания.

  1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

  2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.





Список использованной литературы

  1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., «Педагогика», 1989.

  2. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М., «Просвещение», 1991.

  3. Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина: в 2-х т.-М.; «ВЛАДОС», 1999.

  4. Афоризмы об образовании, учении и науке http://www.wisdoms.ru/179.html




































Приложение 1.

Анкета «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам»

  1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

А) «Ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»

Б) «Сегодня можно не присутствовать на истории (математике, литературе…)»

В) «Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по истории (математике, литературе…)»

2. Я прихожу в школу, чтобы…

А) узнать что-то новое;

Б) заниматься такими интересными предметами, как ______

В) встретиться с такими хорошими учителями, как _______

Г) пообщаться с дузьями;

Д) весело провести время;

Е) не огорчать родителей.

3. Домашнее задание я делаю так:

А) совершенно самостоятельно;

Б) обращаюсь за помощью ко взрослым;

В) под контролем родителей;

Г) от случая к случаю;

Д) не делаю никогда.

4. Для того, чтобы хорошо учиться, нужно:

А) иметь интерес к предмету;

Б) иметь способность к предмету;

В) хорошо работать на уроке;

Г) иметь хорошие отношения с педагогом;

Д) уметь списывать.

5. Когда я получаю плохую отметку, то…

А) стараюсь тут же её исправить;

Б) стараюсь исправить на следующем уроке;

В) стараюсь исправить в ближайшее время;

Г) ничего не пытаюсь исправить.

6. Какова причина получения неудовлетворительных оценок?

А) лень;

Б) отвлекают друзья, телевизор;

В) не хватает времени;

Г) не понимаю предмет.

7. В чём причины нехватки времени?

А) долго гуляю;

Б) занимаюсь в спортивной секции, кружке;

В) не умею планировать время;

Г) долго смотрю телевизор;

Д) медленно делаю уроки.



Приложение 2

Анкета «Ребёнок – родитель» (для учеников)


Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти


  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

  2. Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли по своим личным делам?

  3. Интересуются ли родители вашей учёбой, проблемами по отдельным предметам, а также тем, как складываются ваши взаимоотношения с одноклассниками?

  4. Знают ли родители ваших друзей?

  5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?

  6. Всегда ли ваши родители проверяют, как вы приготовили уроки?

  7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?

  8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

  9. Всегда ли у вас возникает желание проводить свои праздники без взрослых?

  10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?

  11. Обсуждаются ли в семье с вамим участием телевизионные передачи, фильмы?

  12. Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театре, музеях, ?

  13. Совершаете ли вместе с родителями прогулки, ходите ли в походы?

  14. Нравится ли вам проводить отпускное время вместе с родителями?


Во всех вопросах (кроме 9) за каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов; в вопросе 9 за ответ «да» - 0 баллов, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 2 балла.





















Приложение 3

Анкета «Ребёнок – родитель» (для родителей)


Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти


  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по своим личным делам?

  3. Интересуются ли родители вашей работой?

  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

  6. Проверяте ли вы, как они готовят домашнее задание?

  7. Есть ли у вас с ними общие занятия, увлечения?

  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

  9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники или препочитают проводить время без взрослых?

  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

  11. Обсуждаете ли вы в семье участием детей телевизионные передачи, фильмы?

  12. Бываете ли вы вместе с детьми в кино, театре, музеях, на концертах?

  13. Совершаете ли вместе с родителями прогулки, ходите ли в походы?

  14. стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?


За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов

Необходимо сложить результаты, полученные в ходе анкетирования детей и родителей.


Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка родительского собрания «Как помочь ребёнку в учёбе»

Автор: Шляпина Любовь Васильевна

Дата: 15.01.2018

Номер свидетельства: 450146


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства