Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе кружка «Всезнайка»
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. В работе кружка возможны следующие сочетания: собственно опыты и эксперименты, затем, чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. В подготовительной группе особое внимание я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т.к. дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры
Опытно – экспериментальная деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности: опытно – экспериментальная деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка).
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться, творчески мыслить.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, и работая по программе «Детский сад-Дом радости», где главной особенностью системы является – содействие амплификации всестороннего развития и саморазвития детей как неповторимых индивидуальностей и личностей, я организовала исследовательский кружок «Всезнайка» по опытно-экспериментальной деятельности. Деятельность кружка запланирована на один год, в него входят дети подготовительной группы №7 «Пчелка». Возраст детей: 4-5 лет. Совместная деятельность с детьми в кружковой работе проводится один раз в 2 недели – четверг по 25-30 минут. Работа ведется с небольшим количеством детей, в составе 12 человек. с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. За одну деятельность планируется провести 1-2 эксперимента, в зависимости от сложности. Место проведения кружка: групповая комната, в которой создала мини – лабораторию, оснащенную оборудованием и материалами для реализации цели кружка.
Это дает мне возможность:
Работать с детьми малыми группами по интересам;
Использовать материалы, которые часто не используют в группе при большом количестве детей;
Не ограничивать детей в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь», «рассыплешь» и т. д.).
Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуацию выбора.
Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности и творчества детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий. Название каждого месяца – это миры, например: «Мир воды», «Мир песка» и т.д. В соответствии с названием происходит исследование живой и неживой природы, проведение опытов, а на втором занятии, закрепление свойств и представлений, итогом которого является творчество детей.
Пояснительная записка:
Направление: познавательное развитие
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:
Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Задачи деятельности кружка «Всезнайка:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Принципы работы:
Принцип интеграции
Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
Принцип погружения в проблему
Принцип взаимности и доброжелательности
Методы и приемы:
словесный
наглядный
практический (организация продуктивной деятельности детей)
Оборудование:
для опытов:лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
для творчества:
- бумага белая и цветная, картон
– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
– пластилин,
– салфетки;
Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Дети могут проявить творческий подход и украсить свои работы.
Месяц
Тема
Программное содержание (цели, задачи)
Обеспечение интеграции образования (образовательные области)
Планируемые результаты
Сентябрь
«Мир песка»
Занятие №1.Познание
«Песочная страна»
Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость) .
Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.
Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.
Занятие №2. Практика
Рисование песком: «Караван»
Учить детей изображать рисунок с помощью песочной технике.
Познавательное развитие: формирование представлений детей о песчаной пустыне как среде обитания животных и растений.
Детские работы из песка
Октябрь
«Мир растений»
Занятие №1.Познание
Значение воды в жизни растений
Опыт:
№1 «Растения и вода»
№2 «Скользкие листья»
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений,
теряют ли листья влагу?
Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью.
Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей.
Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов
Занятие №2. Практика
Рисование «Осенний цветок»
Учить детей видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке
Познавательное развитие: дать представления о значении листьев в природе.
Ноябрь
«Мир воды»
Занятие №1.Познание Опыт №1«Теплая капелька»
Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных обозначающих свойства воды.
Умеют называть состояние воды, используя в речи имен прилагательных, согласовывая их с именами существительными
Занятие №2. Практика «Волшебная кисточка»
Чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река»
Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения.
Художественно-эстетическое направление. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.
Декабрь
«Мир воздуха»
Занятие №1.Познание Поиски воздуха
Опыт №1 «Тепло в воздухе»
Опыт №2 «Сколько весит воздух?»
Опыт №3 «Всюду воздух»
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.
Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)
Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.
Январь
«Мир камней»
Занятие №1.Познание
Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными?
Опыт №2 «Как вода камень разрушает?»
Опыт №3 «Плавучий камень»
Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет.
Смоделировать силу и воздействия воды
Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде.
Познавательное развитие: расширять знания о разнообразии камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями.
Речевое рпазвитие: способствовать формированию диалогической речи у детей.
Умеют называть свойства камней. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов
Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.
Занятие №2. Практика
«Камни пишут и рисуют»
Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем.
Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств, камней.
Детские работы
Февраль
«Мир температуры»
Занятие №1.Познание
Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка;
Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров Речевое развитие: расширять словарный запас детей.
Занятие №2. Практика
Изготовление модели «Термометр»
Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели.
Март
«Мир химии»
Занятие №1.Познание Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень».
Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
Познавательное развитие: знакомить детей с мельчайшими организмами (грибками)
Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей.
Проявляют интерес к окружающей нас среде.
Занятие №2.
Опыт №2 «Красочный сахар»
Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар
Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно
Апрель
«Мир космоса»
Занятие №1.Познание
Опыт№1 «Полет в космосе»
Опыт №2 «Сгорание метеоров» (пластиковая бутылка, вода, ½ таблетки антацида)
Учить детей делать планирующую машину
Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли
Познавательное развитие: знакомить детей с космическими предметами. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве.
Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов
Занятие №2. Практика
Аппликация «Ракета»
Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук
Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве
Детские работы
Май
«Мир солнца»
Занятие №1.Познание
Опыт №1 с парафином (кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки)
Опыт №2 «Граненое стеклышко» (деталь от хрустальной люстры), зеркало.
Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.
Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.
Познавательное развитие: формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах.
Речевое развитие:
активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.
Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.
Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.
Занятие №2. Практика
Поделка «Солнышко»
Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами.
Познавательное развитие: дать представления о значении солнца как источника света и тепла в жизни всего живого.
Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей.
Поделки, выполненные своими руками
Табель посещаемости кружка «Всезнайка» 2014г.
Воспитатель: Щетинина Н.В.
Ф. И. ребенка
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
5
19
17
31
14
28
12
26
1
Васильев Влад
2
Зяблицкая Наташа
3
Кейс Лиза
4
Коюшева Дарья
5
Лисохмара Мария
6
Осипов Егор
7
Ошестов Стас
8
Свинаренко Миша
9
Чумакова Рита
10
Шубина Лиза
Табель посещаемости кружка «Всезнайка» 2015г.
Воспитатель: Щетинина Н.В.
Ф. И. ребенка
январь
февраль
март
апрель
май
16
30
13
27
13
27
10
24
8
22
1
Васильев Влад
2
Зяблицкая Наташа
3
Кейс Лиза
4
Коюшева Дарья
5
Лисохмара Мария
6
Осипов Егор
7
Ошестов Стас
8
Свинаренко Миша
9
Чумакова Рита
10
Шубина Лиза
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Н. Рыжова, Л.Логинова «Мини-музей в детском саду», Линка-пресс. – М. – 2008.