Методическая разработка по теме: «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПЕШЕХОДА» (родительское собрание)
Методическая разработка по теме: «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПЕШЕХОДА» (родительское собрание)
Предложенная методическая разработка может быть использована в разных возрастных группах для повышения степени ответственности у родителей при поведении в дорожной ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Последнее время мы всё чаще задумываемся об опасностях и тяжелых последствиях дорожных аварий. И хотя большая часть ДТП происходит по вине водителей, остаются 15% нарушителей-пешеходов. Большая часть из которых – наши дети.
Статистика Госавтоинспекции за 12 месяцев 2012 года следующая:
за 12 месяцев 2012 года на автодорогах Камчатского края было зарегистрировано 655 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 75 человек, из них 2 ребёнка и 824 получили травмы различной степени тяжести, из них 92 ребёнка.
Год только начался, а на дорогах Камчатского края в результате дорожно-транспортных происшествий уже пострадало 3 детей. Тревожная статистика характеризуется еще и тем, что все ДТП произошли по вине водителей и при этом 2 из 3 детей пострадали в результате совершенного на них наезда в жилой зоне.
Таким образом, вопросы безопасного поведения детей на дорогах остаются актуальными.
Но, как не парадоксально, дети в основном страдают из-за безответственного поведения самих взрослых. Водители очень часто не соблюдают осторожность в местах возможного появления детей, особенно при движении по тихим улочкам, где редко проезжают автомобили, и дети "теряют бдительность".
Исследования показали, что подавляющее большинство родителей (в основном те, у кого нет автомобиля) не знают Правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Они должны знать опасные места вокруг детского сада и дома, где их дети гуляют самостоятельно. Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах.
Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности считаю предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма воспитанников группы путём просвещения родителей по вопросам безопасности. Свою работу по формированию навыков безопасного поведения на дорогах строю комплексно и предусматриваю:
организацию разных видов детской деятельности в режиме дня группы;
повышение компетентности родителей посредством партнерских взаимоотношений (взрослые должны знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать детей как дисциплинированных пешеходов, показывая личный пример социального поведения).
Формирование правильного социального поведения ребёнка – залог успеха по воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Актуальность данной методической разработки – необходимость организации целенаправленной работы по овладению воспитанниками навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города при активном участии родителей.
Гипотеза - если каждый родитель будет ответственно относиться к своему поведению на дорогах и улицах города, показывая личный пример, то у ребёнка (воспитанника) сформируется правильное дорожное поведение, что позволит сохранить ему здоровье и жизнь.
Основная цель - сформировать у родителей представление о практическом значении профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с целью сохранения жизни и здоровья детей.
Задачи:
научить родителей методам формирования навыка правильного поведения детей на улицах и дорогах города;
создание дидактического материала (памятки) по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
повышение ответственности родителей за жизнь и здоровье детей.
Новизна - создание дидактического материала силами родителей в условиях ДОУ.
Практическая значимость методической разработки: предложенная методическая разработка может быть использована при работе родителями в разных возрастных группах для повышения степени ответственности у родителей при поведении в дорожной ситуации как правильный пример поведения для детей.
Область применения: предложенная разработка будет полезна для воспитателей дошкольных учреждений, классных руководителей I ступени обучения, воспитателей групп продлённого дня общеобразовательных школ, родительской общественности.
Ожидаемые результаты – повышение уровня культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, степени ответственности родителей при воспитании подрастающего пешехода.
Отслеживание результативности: проведение конкурса с участием родителей и воспитанников группы «Безопасная дорога к дому».
Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения, необходимо, начиная с дошкольного возраста, осуществлять связь между разделами программы.
Направление развития – социально– личностное.
Приоритетная образовательная область - "Безопасность", одной из задач которой является "Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств". В интеграции:
«Коммуникация» используются беседы, проводится чтение художественной литературы и инсценировки литературных произведений, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассказы; рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок по ПДД. Дети изучают виды транспорта: наземный, водный, воздушный.
«Познание» детей учим различать правую и левую руки, пространственные понятия вверху, внизу, близко, далеко. Развиваем внимательность, память, наблюдательность, мышление. Все полученные знания на занятиях закрепляются непосредственно в игровой деятельности, например в играх «Что изменилось?», «Кто ушел?». В играх дети учатся конструировать машины, различают кабину, двери, окна и т.д., в сюжетных играх типа «Водители», «Поехали на машине» обращается внимание на передвижение в заданном направлении.
«Физическая культура» учим действовать по сигналу воспитателя, двигаться в определённом направлении, находить своё место в строю. Развиваем быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку: вперёд, назад, кругом, налево, направо. При этом используем такие игры, как «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Прятки».
Кроме того ребёнок должен:
владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;
пользоваться спортивным и садовым инвентарём с учётом правил безопасности;
знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в транспорте.
«Здоровье»направленно на достижение целей охраны здоровья детей в повседневной жизни путём получения знаний о способах безопасного поведения.
«Социализация»освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений, развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в общественном и личном транспорте).
Методическое обеспечение и система работы
В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах можно использовать различные пособия по данной теме.
Мы взяли за основу пособие «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ система обучения дошкольников» авторы составители Т.Г. Кобзева, кандидат педагогических наук, И.А. Холодова, Г.С. Александрова.
На основе данного пособия и разработан план работы с воспитанниками по ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения и организация совместной деятельности с родителями воспитанников.
В этом учебном году я работаю над закреплением у детей представлений о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора.
Система работы с воспитанниками
средней группы по данному направлению:
Целостность образовательного процесса обеспечивается в окружающем ребенка мире - среде, где он воспитывается и развивается.
Обучая детей ПДД, использую все доступные формы и методы работы:
беседы,
обсуждение ситуаций,
наблюдения, экскурсии,
заучивание стихов,
чтение художественных текстов,
просмотр видеофильмов, мультфильмов, презентаций,
настольные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Работа идёт комплексно по всем разделам образовательной программы.
Родительское собрание в средней группе
ТЕМА: «Роль семьи в воспитании
подрастающего пешехода»
Подготовка к проведению собрания
Провести анкетирование родителей (см. приложение 1). Анализ анкеты, предложенной родителям в ходе подготовки к собранию.
Изготовить приглашение на собрание для родителей (см. приложение 2).
Оформить фотостенд «Мы изучаем Азбуку дороги!»
Подготовить фишки красного, жёлтого, зелёного цветов по количеству родителей.
Перед тем как зайти в группу, предлагаю родителям выбрать один из предложенных цветов: красный, желтый, зелёный и в соответствии с выбранным цветом занять место за столом.
Оборудование: В группе стоят три круглых стола для команд «Красных», «Жёлтых», «Зелёных», интерактивный комплект, презентационные материалы, канцелярские товары (ручки, фломастеры, чистые листы).
Время проведения – 1 час.
Ход собрания
Вступительное слово воспитателя: Добрый вечер, дорогие родители! Очень рада Вас видеть на нашем очередном родительском собрании в этом учебном году. Приятно, что Нас сегодня собралось так много. Вы, наверное, обратили внимание, что наше собрание сегодня будет проходить в нетрадиционной форме. Мы с Вами поработаем в командах. Сегодня собрание посвящено роли семьи в воспитании подрастающего пешехода.
Эпиграфом к нашему собранию послужили слова В.А. Сухомлинского: «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец».
Повестка собрания:
Вступительное слово педагога о воспитании грамотного пешехода.
Диагностика уровня знаний родителей Правил дорожного движения. (Тест: «Хорошо ли я знаю ПДД?»).
Работа в командах по теме собрания.
Просмотр презентации: «Что должен знать о ПДД малыш 4-5 лет»
Рекомендации родителям по обучению детей дошкольного возраста ПДД.
Я неслучайно выбрала эту тему, т.к. она актуальна сегодня. Мы редко задумываемся об опасностях и тяжелых последствиях дорожных аварий, о своей халатности как водителя или пешехода. И хотя большинство ДТП происходит по вине водителей, остаются 15% нарушителей-пешеходов. Большая часть из которых – наши дети.
сайт - 41.gibdd.ru
УПРАВЛЕНИЕ ГИБДД УМВД РОССИИ ПО КАМЧАТСКОМУ КРАЮ
Статистика Госавтоинспекции за 12 месяцев 2012 года следующая:
за 12 месяцев 2012 года на автодорогах Камчатского края было зарегистрировано 655 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 75 человек, из них 2 ребёнка и 824 получили травмы различной степени тяжести, из них 92 ребёнка.
Год только начался, а на дорогах Камчатского края в результате дорожно-транспортных происшествий уже пострадало 3 детей. Тревожная статистика характеризуется еще и тем, что все ДТП произошли по вине водителей и при этом 2 из 3 детей пострадали в результате совершенного на них наезда в жилой зоне.
Почти каждый из нас является родителем или водителем, либо сочетает в себе оба эти качества. Как родители мы, естественно, беспокоимся за своих детей, особенно когда они находятся на улице без нашего присмотра. Как водители мы стараемся быть особенно внимательными при движении вблизи школ, детских садов и других мест, где могут внезапно появиться дети.
Но, как не парадоксально, дети в основном страдают из-за безответственного поведения самих взрослых. Водители очень часто не соблюдают осторожность в местах возможного появления детей, особенно при движении по тихим улочкам, где редко проезжают автомобили, и дети "теряют бдительность".
Из предложенной ранее анкеты, мы выяснили, что и для Вас вопросы безопасности остаются актуальными.
Одной из приоритетных задач работы нашего педагогического коллектива является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Основная цель образовательной работы заключается в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Я ставила перед собой следующие задачи:
обучение воспитанников умению различать проезжую часть улицы и тротуар;
формирование представления о назначении зеленого, жёлтого и красного сигналов светофора.
В этом учебном году я работаю над закреплением у детей представлений о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора.
В нашем детском саду созданы все условия, что бы заинтересовать детей соблюдать правила дорожного движения. Есть уголок безопасности в фойе I этажа, где провожу обучающие занятия, интерактивная доска, домашний кинотеатр, поэтому в своей работе я достаточно много использую презентаций, кинофильмов и видеороликов с различными дорожно-транспортными ситуациями.
Ценность их заключается в том, что в них наглядно разыгрываются причины несчастных случаев, показаны интенсивность движения транспортных средств и средства регулирования. Дети, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на дороге.
Но, к сожалению, недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким, же явлениям и у детей.
Для того чтобы профилактическая работа с детьми по предупреждению дорожного травматизма была успешной, необходимо, что бы и Вы, родители, принимали активное участие в обучении ПДД – это составная часть воспитательной работы.
Шведский родитель утверждает: «Если мой ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». В этой стране и в других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное поведение ребенка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Европы ребенок сдает в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торжественной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Швеции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране – тысячи.
Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде.
Во многих семьях не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научить читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.
Что бы родитель помог ребенку усвоить ПДД, он сам должен быть грамотен в этих вопросах, знать, а главное соблюдать ПДД, быть примером для своего ребенка.
Тестирование знаний родителей по ПДД.
Уважаемые родители, давайте вспомним правила дорожного движения, выполнив тест.
Время выполнения – 5 минут. (см. приложение 3).
Итог тестирования: Воспитатель называет правильные ответы, каждый родитель сам проверяет правильность своих ответов и делает вывод.
Работа в командах.
Решение ситуативных задач по ПДД
Время на решение всех ситуативных задач для каждой команды – 7 мин.
СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ
и правильные ответы для команды «КРАСНЫХ»
Ситуация 1: Пешеход вышел на проезжую часть из-за задней части автомобиля (троллейбуса, грузового автомобиля, трамвая). Хорошо видел слева от себя и прямо, а что делалось справа не мог видеть, так как улица узкая. Что может произойти? Как пешеходу поступить?
Ответ Пешеход может попасть под автомобиль, движущийся справа, Нужно остановиться посередине улицы, не бежать, желательно поднять руку, чтобы быть более заметным.
Ситуация 2: Мама с мальчиком шла по улице. На противоположной стороне мальчик увидел бабушку и бросился к ней. На улице двигались автомобили. Как надо было действовать маме?
Ответ:Мама должна была крепко держать за руку ребенка, идя вблизи движущегося транспорта.
СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ
и правильные ответы для команды «ЖЁЛТЫХ»
Ситуация 1: Пешеход вышел из-за передней части автобуса (троллейбуса, грузового автомобиля, трамвая), стоящего на краю проезжей части. Что делается на дороге слева от него, он не мог видеть пешехода. Что может случиться? Как пешеход должен был поступить?
Ответ:Пешеход мог попасть под автомобиль. Переход улицы надо было производить на ближайшем пешеходном переходе, или после того, как отъедет автомобиль, мешающий обзору.
Ситуация 2: Школьник и женщина с ребенком стояли у светофора. Зажегся красный и желтый сигнал светофора. Школьник бегом бросился через переход. Загорелся зеленый сигнал. Женщина посмотрела, нет ли приближающихся на большой скорости машин, убедилась, что автомобили затормозили у стоп-линий, ступила на переход и пошла через улицу, крепко держа за руку ребенка. Что могло произойти со школьником? Правильно ли поступила женщина с ребенком?
Ответ:Школьник мог попасть под автомобиль. Движение на красный и желтый сигналы, горящие одновременно, запрещено. Женщина поступила правильно. Школьнику надо было поступить также.
СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ
и правильные ответы для команды «ЗЕЛЁНЫХ»
Ситуация 1: Ребенок вышел на пешеходный переход сразу после того, как проехал грузовик. За грузовиком двигался с большой скоростью легковой автомобиль, которого ребенок не видел из-за грузовика. Что может произойти? Как надо поступить ребенку?
Ответ:Ребенок может попасть под автомобиль. Перед переходом ребенку надо было остановиться, осмотреться, подождать, пока проедет автомобиль, закрывающий обзор всей части и тогда начать переход.
Ситуация 2: Девочка переходила улицу, посмотрела кругом и увидела, что из переулка выезжает грузовик. Смотрела внимательно, не обратив внимания, что грузовик с прицепом. Решила его пропустить и пошла по переходу. Что могло произойти? В чем ошибка девочки?
Ответ: Она могла натолкнуться на прицеп. При переходе надо внимательно смотреть на движущийся транспорт.
Команды по очереди представляют своё решение ситуативных задач.
Выводы делают совместно в зависимости от представления решений.
Дорожная математика
Задачи для всех команд одинаковые, воспитатель читает задачи, команды отвечают, кто быстрее и правильно.
Задача 1. Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?
Ответ: Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.
Задача 2. Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего зеленого сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?
Ответ: Две девочки. Зеленый мигающий сигнал предупреждает, что скоро включится желтый, а затем – красный, поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.
Задача 3. Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, остальным – 15. Сколько ребят не нарушили Правила дорожного движения?
Ответ: Трое. Ездить по улицам на велосипеде разрешено с 14 лет.
Задача 4. Из автобуса вышли семь человек. Трое из них подошли к пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди и двое остались на остановке. Сколько человек поступило правильно?
Ответ: Двое. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить дорогу.
Воспитатель делает вывод по итогам работы команд: Уважаемые родители, я думаю, вы согласитесь со мной, чтобы родитель помог ребёнку усвоить правила дорожного движения, он и сам должен быть грамотен в этих вопросах, знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребёнка несёт ответственность взрослый. Сегодня вы показали хорошие знания по ПДД, поэтому наши совместные усилия помогут детям быть грамотными пешеходами.
«Знаю ли я своего малыша?»
Воспитатель: Уважаемые родители, напишите правила поведения на дороге, которые, на Ваш взгляд, должен уже знать ваш малыш. (Родители размышляют, пишут, потом ответы озвучивают).
Воспитатель: Предлагаю Вашему вниманию просмотр презентации: «Что должен знать о ПДД малыш в возрасте 4-5 лет» (см. приложение 4).
Создание дидактического материала «Родители родителям о ПДД»
Воспитатель: Мы с вами убедились, что каждый из нас должен вести себя на дороге грамотно. Давайте все свои знания обобщим и создадим памятку для родителей по правилам поведения на улицах и дорогах города. Разработанный материал мы предложим родительской общественности детского сада для использования при обучении детей ПДД. (см. приложение 5).
Подведение итогов родительского собрания.
Роль семьи в воспитании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, что делают, особенно мама и папа, – правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка в этом возрасте являются образцом поведения. Именно повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги.
Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребенка, но и других родителей.
Только совместными усилиями можно добиться хороших результатов. Родители помните об этом! Берегите своих детей! Оградите их от несчастных случаев на дорогах.
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, буква над головой.
Знаки развешаны над мостовой.
Азбуку улиц, проспектов, дорог
Город дает нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Спасибо Вам за сотрудничество!
Заключение: Таким образом, по итогам проведения родительского собрания можно утверждать, что у родителей сформировалась чёткая установка на необходимость профилактики ДДТТ не только силами детского сада, но и усилиями родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабина, Р. П. Занимательная дорожная азбука: учебное издание. – Назрань: АСТ-ЛТД, 1997.
В гостях у светофора: познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – Волгоград: Перемена, 1997.
Волков, С. Ю. Про правила дорожного движения. – М.: Омега, 2006.
Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград: Перемена, 1998.
Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Извекова, Н. А. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: Творческий Центр, 2006.
Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М.: Просвещение, 1973.
Клочанов, Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Маркин, Н. И., Денисов, М. Н. Пешеходы-вездеходы. – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2006.
Маркин, Н. И., Денисов, М. Н. Спасибо, светофор! – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2006.
Маркин, Н. И., Денисов, М. Н. Что мы видим? – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2006.
Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения. 2011.64с.
Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М.: Гном и Д, 2005.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2005.
Я дружу со светофором: познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М.: Ансел-М, 1995.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагогов
Бармин А.В., Гальцова Е.А. Изучение правил дорожного движения. Волгоград. 2011.
Беляевскова Г.Д., Мартынова Е.А., Сирченко О.Н. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Волгоград, 2012.
Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Санкт- Петербург. 2009.
Данилова Т.И. Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Санкт- Петербург. 2009.
Завгородняя И.А. Школа юного пешехода. Москва, 2012.
Ижевский П.В. Безопасность дорожного движения. Москва. 2009.
Козлов В.В. и др. «Психотехнологии развития ребенка в условиях образовательных учреждений».- М., 1999.
Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения.- М., Транспорт, 1990.
Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 219с.
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года № 265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах».
Периодическая печать: «Добрая дорога детства», «Путешествие на зелёный свет».