Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Кулинарные традиции» »
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Катюша»
Методическая разработка
«Кулинарные традиции»
Автор:
Ватраль Т.Н.
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Катюша», старшая группа №3
г.Лабытнанги, 2014 год
Создание благоприятного психологического климата в группе - важнейшая задача, поставленная перед педагогами, работающими по программе «Фокус».
Одна из форм работы с детьми в этом направлении - еженедельное праздничное чаепитие «Сладкий вечер».
Цель: Создание благоприятного психологического климата в группе.
Расширить знания детей о традициях русской кухни.
Закрепить знания пословиц о хлебе и киселе.
Усвоение детьми правил этикета.
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ход: Одна из форм работы с детьми в этом направлении - еженедельное праздничное чаепитие «Сладкий вечер».
Регулярное проведение таких вечеров станет хорошей традицией в нашей группе.
С самого начала надо отказаться от практики привлечения родителей к покупке или выпечке сладостей. Это небезопасно для здоровья детей, так как неизвестно, какого качества продукты могут быть использованы. Надо подавать на стол угощения только собственного приготовления: ватрушки, творожные запеканки, блины с повидлом, пирожки, пироги, булочки, печенье, коврижки, творог с сахаром и кефиром (сметаной) и т.п.
«Сладкий вечер» желательно проводить в полдник. Столы расставить и красиво сервировать. Дети сами решают, где им сесть. Но, можно расположить на столах самодельные открытки с именами детей, тем самым обозначив, что у каждого есть особое место. Надо стараться не называть фамилии детей. Если имена в группе повторяются, надо использовать сокращенные и уменьшительные формы (например, Ульяна: Уля, Ульяна; Максим: Макс, Максимка).
Дети старшего возраста любят разыгрывать лотерею: какой номер вытянешь – у тарелочки с той цифрой и сядешь.
Когда все готово, взрослые и дети занимают места за столом.
Дети должны чувствовать себя непринужденно. Если кто-то допустил оплошность (например, что-то уронил на скатерть), лучше не заметить или обратить это в шутку. И конечно же, если ребенок отказывается от угощения, ни в коем случае нельзя принуждать его.
«Сладкие вечера» дают еще хорошую возможность расширить знания детей о традициях русской кухни.
Без хлеба на Руси не обходилась ни одна трапеза. Пекли пироги со всевозможной начинкой, блины, оладьи, ватрушки, печенье. Поэтому уместно оказать почет и уважение хлебу, вспомнить русские пословицы.
Худой обед, коли хлеба нет.
Где блины, тут и мы.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеба ни куска – и в горнице тоска.
Можно подавать на стол кисель, который очень любят дети. Рассказать, что наши предки тоже любили кисель и варили его из овсяной и ржаной муки. Назвать несколько пословиц.
Кисель зубов не портит.
Где кисель, там и присел, где пирог, там и прилег.
Особое место на столе занимает самовар. Рассказать детям, что давным-давно самовар изобрели в Туле. И хотя современный электрический самовар совсем не похож на своего прадедушку, он остался народным любимцем. Еще можно сравнить самовар с чайником, читая стихи:
Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу!
Проведенный таким образом полдник надолго запоминается детям. Они с нетерпением будут ждать следующего праздника, а впечатления, полученные во время «Сладкого вечера», так сильны, что рождается потребность повторить их и пережить заново. Это желание можно реализовать в игре. Участие воспитателя в такого рода играх способствует усвоению детьми правил этикета.
Игра в гости.
Дети распределяют между собой роли: «хозяева дома» (мама, папа, бабушка, дети) и «гости». «Гости» с помощником воспитателя выходят в другую комнату, «наряжаются».
Воспитатель с «хозяевами» готовят угощения, накрывают стол.
«Гости» пришли. (Закрепляют правила приветствия и знакомства.)
Угощение принято хвалить. Воспитатель, желая сделать «хозяйке» приятное, хвалит печенье, выражая благодарность за угощение. Формируются навыки поведения за столом: обращение с ножом и вилкой, умение передать гостю блюдо, взять порцию из общего блюда. За столом можно поговорить о прочитанной книге, рассказать интересную историю.
Прощание с гостями всегда сопровождается добрыми пожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб- соль».
Кафе «МОРОЖЕНОЕ»
Дети и взрослые расставляют и накрывают столики, украшают их цветами, раскладывают салфетки. Мороженым послужит творог с сахаром и кефиром. Игровые роли: мама, папа, сын, дочь, официант, бармен. В кафе приходят несколько семей. Выбирается свободный столик. Детям, умеющим читать, можно предложить ознакомиться с меню. Делая заказ, воспитатель демонстрирует правила речевого общения, вежливо беседует с официантом.
- Здравствуйте!
-Здравствуйте! Что вы хотите заказать?
-Мы с дочкой хотели бы мороженого!
-Вам сливочное или фруктовое? Есть шоколадное.
-Одно сливочное и одно шоколадное.
- Что вы будете пить?
- Мы бы хотели молочный коктейль.
Большое спасибо. И т.д.
Список литературы.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки
Варианты настольных открыток.
Петров В.М., ГришинаГ.Н. Осенние праздники, игры и забавы для детей.