Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Многофункциональный математический кубик рубик"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 42
Многофункциональное дидактическое пособие по ФЭМП
«Математический кубик-рубик»
(для детей старшей, подготовительной группы)
Воспитатель МБДОУ ДС ОВ № 42:
Водолазская А. А.
ст. Северская
2020 г.
Актуальность.
Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер ребенка. В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое является методом обучения детей дошкольного возраста, его самостоятельной игровой деятельности и является средством гармоничного развития личности ребенка. Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию, исключение лишнего и т.д. Задача педагога создать благоприятные условия для игровой деятельности ребенка. Для этого необходимо создавать дидактические игры и многофункциональные дидактические пособия.
В дошкольном возрасте одна из важнейших задач воспитания - это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Ребенок дошкольноговозраста обладает огромными возможностями развития и способностямипознавать.
Широкое использование игровых заданий и упражнений данного пособия, представляются важным для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития. Дидактическоепособие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) «Математический кубик-рубик» предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Данное пособие будет полезно для детей старшего дошкольного возраста, педагогам и родителям.
Цель: Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий. Использования пособия «Математический кубик-рубик»: способствовать познавательно-математическому развитию детей.
«Математический Кубик-рубик», потому что с помощью каждой стороны куба возможно реализовывать задачи многих разделов математики:
Количество и счёт в пределах 10, ориентировка во времени, в пространстве, на плоскости, форма.
Знакомство и закрепление таких понятий, как время, знак, символ, знаковые системы; ознакомить с конкретными знаками: цифры, математические знаки.
Закреплять и расширять полученные знания через практический опыт, формировать желание научиться разбираться во времени, фиксировать и определять его, планировать свои действия.
Знакомство и закрепление детей с операциями счета и измерения, с необходимостью наименования их результата.
Дать представления об алгоритме счетных операций, познакомить с арифметическими действиями, стремиться сформировать положительное отношение к математике как науке.
Развивать логическое мышление, умение отвечать на вопросы полным предложением, обогащать словарный запас детей.
Воспитывать умение быть внимательными, думать,
Проявлять активность мысли, сообразительность.
«Математический Кубик-рубик» представляет собой полый куб из 6 сторон. Каждая сторона кубика-рубика – это дидактическая игра по одному из разделов математики.
Сторона № 1.
Дидактическая игра «Посчитай и уравняй».
Задачи:
упражнять в умении сравнивать две равные и неравные группы предметов способами приложения и наложения, пользоваться словами по много, поровну, столько-сколько, больше-меньше;
упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 10;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
формирование умения решать задачу, пользоваться математическими знаками «+», «-» и «=»;
составлять математические выражения с математическими знаками «»;
формировать навык называть состав числа в пределах 10.
Игра сделана в виде трёх прозрачных карманов, прикреплённых к боковой стороне куба. Два верхних кармана для выкладывания картинок, а третий нижний для решения примеров на основе сравнения. Все картинки предметные, их много и для мальчиков(военные машины, легковые и грузовые машины, самолёты, вертолеты и т. д., и для девочек (принцессы, цветы, бабочки и т. д.).
Дидактическая игра «Составляем задачи».
Предложить детям используя материалы и свою фантазию составить задачу.
Дидактическая игра «Состав числа».
Дети определяют состав того или иного числа. Помещая в верхний прозрачный карман любое число от 2 до 10. Накладывая карточки с цифрами в нижние прозрачные карманы, ребенку необходимо определить состав числа. Например, 8 ставим в верхний прозрачный карман, а в нижние прозрачные карманы 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, и т.д.
Сторона №2
Дидактическая игра «Геоборд»(фигуры из резиночек).
Задачи:
развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат;
развивать умение работать по схеме, а также развивать мелкую моторику, логику, мышление, воображение, усидчивость.
Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений. «Рисование резинночками» дает ребенку уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, изображаемые силуэты.
Н а боковой стороне куба в несколько рядов набиты канцелярские иголки с разноцветными шляпками. Ребёнку предлагается корзинка с разноцветными резиночками, карточка с образцом и задание сделать картинку из резинок (например, ёлочку или бантик, буквы, цифры и т. д.)
Сторона № 3
Дидактическая игра «Времена года».
Задачи:
закрепить представление детей о характерных особенностях разных времён года;
названий месяцев, их последовательности и принадлежности к определённому времени года.
Игра оформлена на боковой стороне куба в виде круглого, игрового поля, разделённого на сектора. Детям с помощью стрелки предлагается определить время года, назвать правильно месяц и описать какие явления происходят в этом времени года.
Сторона № 4
Дидактическая игра «Карусель».
Задачи:
закреплять пространственные представления (вверху, внизу, справа, слева);
закреплять знания о домашних и диких животных.
Игра расположена на верхней горизонтальной стороне куба. Оформлена в виде карусели с посадочными местами для персонажей (дикие и домашние животные). Ребёнку предлагается выполнить задание: покатать зверей на карусели, правильно их рассадив (например, белку – слева, собачку наверху и т. д.) или разместить как хочет ребёнок, но потом рассказать кого и где он разместил.
Сторона № 5
Дидактическая игра «Паровозик - неделька».
Задачи:
закреплять умение последовательно назвать дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;
закреплять умение соотносить день недели с цветами радуги.
Игра представлена в виде паровозика, где ребёнок отмечает какой день сейчас, какой был и какой будет, а также соотносит цвет каждого вагончика с днём недели.
Дидактическая игра «Математический паровозик».
Задачи:
дает возможность детям реализовать задачи образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Варианты игры:
1. Физическое развитие
Выполни любое движение столько раз (показываю цифру на вагоне)
2. Познавательное развитие.
Используя паровозик, вагончики и карточки с цифрами и знаками:
- «Расставь по порядку цифры»;
- «Какой цифры нет?»;
- «Назови последующее (предыдущее) число»;
- «Размести диких животных в 1 вагоне, а домашних во 2 вагоне»;
- «Размести по вагонам животных жарких стран. Какой по счету вагон с кенгуру»;
- «Найди соседей».
Используя «Паровозик и вагончики» и карточки с цифрами и знаками. Педагог накладывает на любое окошечко вагончика карточки с цифрами. Ребенку необходимо найти соседей числа или восстановить последовательный ряд чисел, выложив недостающие карточки.
Дидактическая игра «Состав числа».
Дети определяют состав того или иного числа. Помещая на окошечко паровозика любое число от 2 до 10. Накладывая карточки с цифрами на окошечки вагончиков, ребенку необходимо определить состав числа. Например, 10 ставим на паровозик, а на окошечки вагончиков 1и 9, 2 и 8, 3 и 7, и т.д.
Дидактическая игра «Составляем задачи».
Предложить детям используя материалы и свою фантазию составить задачу.
Например: В вагоне поезда сидело 5 лягушат. Два лягушонка задумались. Сколько было веселых лягушат? (5-2=3) В вагоне поезда сидело 3 веселых лягушонка.
Сторона № 6
Дидактическая игра «Угадай фигуру на ощупь».
Задачи:
упражнять в умении правильно называть и угадывать геометрические фигуры на ощупь (с закрытыми глазами) геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция.
Заключение.
Многофункциональное дидактическое пособие «Математический Кубик-рубик» для детей старшего дошкольного возраста мобильное, его можно использовать как на фронтальном занятии, так и индивидуально. Каждая деталь вставляется в прозрачные карманы, поэтому легко можно подобрать тему для изучения или закрепления. Любой педагог дошкольного учреждения может пользоваться данным пособием в зависимости от поставленных целей.
Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Используемая литература:
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада.