Оборудование: проектор, ноутбук, предметные картинки со звуками Л и Р, раздаточный материал для составления схемы слова на каждого ребенка, синий и красный карандаши.
Ход занятия:
1.Оргмомент.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Минута релаксации (слайд 1звучит запись “Звуки весны”)
Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.
Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза)
- Ребята, вы любите мультфильмы про Смешариков?
- А как их зовут? (слайд 2)
Сегодня к нам на занятие пришли не только гости – взрослые люди, но и ваши любимые герои. Кто они?
- Лосяш и Крош (слайд 3)
2.Упражнение «Определи звук [Л] и [Р])в имени смешариков»
- Назовите, пожалуйста, первый звук в имени Лосяш («Л» – Лосяш).
- Назовите, пожалуйста, второй звук в имени Крош («Р» – Крош).
Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить? ( о звуках [Л] и [Р]).
3. Упражнение «Буква Л или Р»
У каждого звука есть буква.
Найдите мне, пожалуйста, букву Л, букву Р.
Отдадим эти буквы Лосяшу и Крошу (слайд 4 дети ставят Лосяшу букву Л, Крошу букву Р)
Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».
4. Характеристика звуков [Л] и [Р])
Произнесите, пожалуйста, звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).
Произнесите, пожалуйста, звук «Р». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и дрожит, потому что мы сильно дуем на него).
- Ребята, Лосяш и Крош пришли к нам не просто в гости. Они приготовили для вас очень интересные задания.
5. Первое задание: Рассмотрите картинки, назовите их и определите, какой звук («Л» или «Р») есть в названиях этих картинок (КОСТЁР, КРАСКИ, РЫБА, ЁЛКА, СТУЛ, ЛАМПА, РАКЕТА, АКУЛА, СЫР) (слайд 5)
6. Второе задание: Для сильной подгруппы. А теперь возьмите картинки, и составьте звуковые схемы этих слов. Задание для слабой подгруппы. Определите количество звуков, в словах обозначив каждый звук кружком.
Дети делают схемы слов и определяют количество звуков на индивидуальных карточках. После выполнения работы дети меняются листочками и проверяют правильность работы. Если задание выполнено правильно, ставят красную звездочку, если нет синюю.
7. Третье задание «Измени слово»:
– Я говорю начало слова, а вы подумайте каким звуком «Р» или «Л» это слово должно закончиться (топоР, стоЛ, укоЛ, забоР)
- Я говорю конец слова, а вы подумайте, какой звук «Л» или «Р» должен быть первым (Рысь, Лужи, Работа, Лапа)
- Замените в слове звук «Л» на звук «Р». Какое слово получится? (БАЛ – БАР, ЖАЛ – ЖАР, ИГЛА – ИГРА, ПОРКА – ПОЛКА)
8. Физкультминутка со Смешариками (слайд 6)
9. Четвертое задание «Прочитай по первым буквам»:
У Лосяша и Кроша есть друзья – мальчик и девочка. Чтобы узнать их имена, нужно определить первый звук слова и составить из них имя. Разделитесь на 2 команды, каждой команде раздается по 1 листочку, дети определяют первый звук каждого слова и записывают в клеточках под картинками. (РУЧКА, ОСЛИК, МАК, АВТОБУС – РОМА; МЕДВЕДЬ, ИНДЮК, ЛУК, АНАНАС – МИЛА).
10. Пятое задание «Составь предложение»:
Дети вспоминают слова из задания №1 (КОСТЁР, КРАСКИ, РЫБА, ЁЛКА, СТУЛ, ЛАМПА, РАКЕТА, АКУЛА, СЫР) и составляют предложения с ними.
11. Седьмое задание «Узнай, напиши, назови»:
- Угадай, какие буквы спрятались и запишите их.
- Найди и обведи синим карандашом зашумленные буквы Р и Л
12. Рефлексия.
Крошу и Лосяшу очень понравилось, как вы играли. Какие задания были легкими для вас, а какие сложные?