Методическая разработка Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Методическая разработка Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
«Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. Создавая необходимые условия для творческой деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире».
К. Паустовский
Проблема заключается в том, что речь детей эмоционально не окрашена, вялая, невыразительная. Читая стихи, ребята либо торопятся воспроизвести механически заученное стихотворение, либо читают его "по слогам" монотонно, припоминая следующую фразу. Стихи учить дети не любят, так как нет личной заинтересованности, мотивации. Поэтому чаще всего стихи даются для заучивания дома, а на утренниках звучат 2-3 стихотворения. Причём особого развития детей в плане выразительности речи в течение года не наблюдается.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».»
Методическая разработка
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Подготовила: воспитатель
Зайцева Анастасия Ивановна
МАДОУ «Детский сад №37»
г. Нижний Новгород
«Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. Создавая необходимые условия для творческой деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире».
К. Паустовский
Введение
Актуальность.
Проблема заключается в том, что речь детей эмоционально не окрашена, вялая, невыразительная. Читая стихи, ребята либо торопятся воспроизвести механически заученное стихотворение, либо читают его "по слогам" монотонно, припоминая следующую фразу. Стихи учить дети не любят, так как нет личной заинтересованности, мотивации. Поэтому чаще всего стихи даются для заучивания дома, а на утренниках звучат 2-3 стихотворения. Причём особого развития детей в плане выразительности речи в течение года не наблюдается.
Следовательно, возникает проблема: Как педагогу ввести детей в мир "искусства слова и эмоций" и сделать их речь выразительной?
Если вспомнить классические работы Выготского, ребёнок-дошкольник должен заниматься лишь тем, что ему интересно. Он усваивает лишь значимую для себя информацию. Только такие, самостоятельно выбранные формы деятельности действительно обеспечивают ему развитие.
Ведущим видом деятельности ребёнка, несомненно, является игра.
В игре ребёнок познаёт мир, а Театр - это волшебный край в котором ребёнок радуется играя.
Цель методической разработки:
Создание условий для развития выразительности речи детей в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к театральной деятельности.
2. Познакомить детей с миром эмоций, через жесты, мимику, поведение персонажей любимых сказок.
3. Учить детей пользоваться различными языковыми средствами выразительности для передачи своих чувств и эмоций (либо эмоций персонажа).
4. Разнообразить занятия и досуговые мероприятия детскими театральными постановками.
Театрализованная деятельность - это лучшая возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую личность. Ведь посредством театрализованной деятельности ребенок развивает свое воображение, приобщается к литературе, музыке, фольклору, овладевает выразительными средствами общения, словесными (регулирование темпа, громкости, интонации) и вербальными (жесты, мимика, позы, понтамимика). И кроме этого обогащается его словарный запас, развивается диалогическая и монологическая речь, развивается память, выразительность исполнения основных видов движений. В театрализованной деятельностиребенок может самореализоваться.
Целевая группа – дети 6-7 лет
Система работы по организации театрализованной деятельности детей включает в себя четыре основных этапа:
1.Формирование интереса к театральной игровой деятельности;
2.Знакомство со способами познания мира эмоций.
3.Введение эмоций в речь различными языковыми средствами выразительности.
4. Работа над детскими театральными постановками.
Игры, используемые на занятии, мы объединили в несколько блоков.
Первый блок"Что такое театр?".
На этих занятиях мы знакомим ребят с различными видами театра, профессиями людей работающих в них, просмотр кукольных спектаклей, просмотр сказок, поставленных педагогами и детьми подготовительных групп нашего ДОУ.
Цель: Расширение интереса, обогащение представления о театре и о театрализованной игровой деятельности у детей 6-7 года жизни.
Второй блок"Волшебный мир эмоций".
Это игры и этюды, помогающие познакомить детей с основными эмоциями человека. В этот блок мы также включили игры на развитие выразительности речи детей: «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка» (кукольный театр, игра-драматизация); изготовление кукол – «живая рука», пальчиковый театр; перчаточный театр; изготовление альбома «Мои эмоции»; играем пальчиками (теневой театр); «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?» (кукольный театр); «Гномик Молчок в гости к нам пришел» (расскажи стихи руками).
Цель: Знакомство с миром эмоций, жестов и языковой выразительности в театрализованной игровой деятельности.
Третий блоквключает игры-инсценировки, подготовку к представлениям в различных театральных жанрах.
Цель: Формирование выразительной речи при работе над образами известных персонажей.
Игры- инсценировки проводим в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же свободного пересказа текста детьми - сюжетно-ролевой игры детей, игры с использованием кукольного театра, пальчикового театра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям («У солнышка в гостях»), «Снегурочка», «Кошкин дом» (игра-драматизация).
На этом же этапе идёт работа над сценической выразительностью: определение целесообразных движений, действий, жестов персонажа, места на сценической площадке, интонации, громкости и темпа произношения реплик.
Мы заметили, что с помощью нашей плодотворной работы дети могут:
-изобразить героя любого детского произведения, передав его настроение, характер, темперамент.
-самостоятельно выбрать жанр-сопровождение (вид театральной деятельности) своей речевой деятельности.
- участвовать в проведении досуговых мероприятий, комплексных занятий для детей младшего возраста.
Итак, в результате анализа психолого-педагогической литературы и собственного практического опыта я пришла к выводу, что для гармоничного развития личности дошкольника необходима системная, целенаправленная работа по становлению театрализованной деятельности, что является эффективнымсредством развития творческого воображения.
Данную методическую разработку можно использовать в практике работы других воспитателей.
Список литературы
1.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. // Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1996.
2.Белобрыкина О. Волшебный мир домашнего театра // Педагогический факультет, 1999. №4.
3.Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1991.
5.Горбушина Л. А., Николашина А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1983.
6.Доронова Т. Развитие детей от 4 до7 в театрализованной деятельности. // Ребенок в д/с., 2001. №5. 53 с.
7.Климченко Т. Играем в театр кукол «Живая рука». 18-22 с.
8.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
9.Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Театрализованные игры в детском саду. Разработки занятий с методическими рекомендациями. / Приложение к журналу // Воспитание школьника, 2001. №12.