Методическая разработка «Сохранение русских семейных традиций в современном образовательном пространстве»
Методическая разработка «Сохранение русских семейных традиций в современном образовательном пространстве»
Современное общество рассматривает семью как первую социальную общность, в которой закладываются основы личностных качеств ребенка.
Именно в семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, осваивает первые социальные роли, нормы и ценности. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества. Учитывая это, можно с полным правом утверждать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка, его проводником в мире ценностей.
В данной методической разработке представлен опыт работы семейного клуба «Гнездышко», программа которого соответствует направлениям образовательной деятельности с детьми в группе. Коллекционирование, мини-музеи, проекты, совместные экскурсии и походы, театральные постановки, мастер-классы, развлечения, все эти формы и методы совместной деятельности ДОО и семьи направлены на приобщение детей и родителей к традиционным семейным ценностям, содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Сохранение русских семейных традиций в современном образовательном пространстве»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Методическая разработка
«Сохранение русских семейных традиций в современном образовательном пространстве»
Авторы:
воспитатель Малова Алина Николаевна
воспитатель Яковлева Нина Юрьевна
г. Новочебоксарск.
2020 г.
Введение
"Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет
дух человеческий, как воздух, которым мы живы"
А. Н. Острогорский
Современное общество рассматривает семью как первую социальную общность, в которой закладываются основы личностных качеств ребенка.
В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" поставлена задача по «обеспечению поддержки семейного воспитания, содействию формирования ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей». Федеральный стандарт дошкольного образования и соответственно все современные комплексные образовательные программы содержат задачи и направления образовательной деятельности по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Именно в семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, осваивает первые социальные роли, нормы и ценности. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества. Учитывая это, можно с полным правом утверждать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка, его проводником в мире ценностей.
«Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл, значимость, польза, полезность» (толковый словарь С. И. Ожегова). Психологи выделяют такие семейные ценности: ценность родительства, ценность родства, ценность супружества, ценность здоровья. К ценностям относятся также обычаи и традиции. Толковые словари содержат следующее определение: «Семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». То есть это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.
Что же дают семейные традиции детям? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для ребенка такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих взрослых, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.
Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.
Современные молодые семьи не всегда осознают значимость семейных традиций в укреплении семьи, необходимость приобщения ребенка к традициям с раннего детства. В то время как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у ребенка образа семьи, системы ценностей.
Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье, сопричастности ребенка с родственниками, осознания правил, регулирующих взаимоотношения в семье, семейных традиций и обычаев.
Проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям может быть решена в тесном содружестве детского сада и семьи при квалифицированной поддержке и сопровождении родителей в данном вопросе со стороны детского сада.
Условиями успешного взаимодействия ДОО и семьи по приобщению дошкольников к семейным ценностям выступают:
-установление партнерских отношений педагогов и родителей;
-просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к семейным ценностям;
разработка совместных проектов, мероприятий детского сада и семьи, направленных на формирование у старших дошкольников семейных ценностей.
В данной методической разработке представлен опыт работы семейного клуба «Гнездышко», программа которого соответствует направлениям образовательной деятельности с детьми в группе. Коллекционирование, мини-музеи, проекты, совместные экскурсии и походы, театральные постановки, мастер-классы, развлечения, все эти формы и методы совместной деятельности ДОО и семьи направлены на приобщение детей и родителей к традиционным семейным ценностям, содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Паспорт
методической разработки «Сохранение русских семейных традиций в современном образовательном пространстве»
«Сохранение русских семейных традиций в современном образовательном пространстве»
1
Название
«Сохранение русских семейных традиций в современном образовательном пространстве».
2
Возрастная категория
Подготовительная группа «Гнездышко» (6-7 лет)
3
Место проведения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска Чувашской Республики
4
Сроки проведения
сентябрь 2018- июнь 2019 ( учебный год)
5
Цель
Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания через приобщение детей и родителей к традиционным семейным ценностям, русской культуре, народному творчеству.
6
Задачи
-Обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи, ее традициях, реликвиях.
-Трансляция детям опыта поддержания традиций и обычаев в своей семье (семейные праздники, совместное чтение, домашние спектакли и т.д.).
-Знакомство с устным народным творчеством (потешки, пестушки, частушки, прибаутки, сказки и т.д.) семейной направленности.
-Развитие у детей интереса к коллекционированию, расширение знаний о семейных коллекциях.
-Знакомство с народными играми, игровыми традициями девочек и мальчиков.
-Приобщение детей к семейным традициям празднования Нового года, Рождества, Пасхи, Масленицы, Дня Победы и т.д.
-Знакомство с традицией уличных (балаганов) и домашних театров.
-Воспитание культуры общения между мальчиками и девочками.
- Формирование у детей и родителей представлений о жизненном идеале семьи.
-Создание эмоционально-позитивных отношений детей и родителей в процессе совместной деятельности.
7
Формы проведения
Семейный клуб «Гнездышко»
Совместная образовательная и самостоятельная деятельность
8
Планируемые результаты
Устойчивый интерес детей и родителей к семейным традициям, к культуре русского народа. Использование детьми в самостоятельной деятельности дома и в детском саду традиций, обрядов, народных игр и произведений русского
фольклора, а также традиционных образцов женского и мужского поведения. Активное участие родителей в совместных мероприятиях семейного клуба, трансляция опыта семейного воспитания для других семей ДОО.
Комплексно-тематический план:
«Сохранение русских семейных традиций в современном образовательном пространстве»
Подготовительная группа (6-7 лет)
месяц
Тема, цель
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с семьями воспитанников, мероприятия семейного клуба «Гнездышко»
сентябрь
1.. Проект «Моя семья- мой дом
родной!»
Цель: Обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи, ее традициях, реликвиях.
2. «В мире фольклора»
Цель: Знакомство с устным народным творчеством (потешки, песенки, частушки, небылицы, прибаутки и сказки) семейной направленност, с малым фольклором для девочек и мальчиков. Обогащение опыта детей в заучивании фольклора как помощника в решении семейных ситуаций.
Беседы, ситуативные разговоры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.
Создание и разбор с детьми проблемных ситуаций, транслирующих опыт семейных отношений.
«Гнездышко» Развлечение для детей и взрослых «Щи, да каша пища наша» (кулинарный поединок с народными
играми в перерывах между конкурсными заданиями)
Выставка в мини-музее группы «Коллекции нашей семьи»
ноябрь
5. «Театр для детей»
Цель: Знакомство с традицией уличных (балаганов) и домашних театров, театром Петрушки.
Беседы, рассматривание
фотоальбомов, иллюстраций.
Чтение: Е. Антонова. «В театре. Экскурсия за кулисы».
Посещение детьми детских спектаклей в детском саду. Совместная деятельность по изготовлению декораций, элементов костюмов для театрализованных игр.
Различные виды театрализованных игр по знакомым произведениям: игры-драматизации, кукольный театр, театр петрушек, настольный театр, театр масок, пальчиковый.
Театрализованные игры по знакомым
произведениям. С/р игра «Театр».
Семейный клуб
«Гнездышко»
Мастер–класс для родителей «Домашний театр».
Семейный театр — постановка сказки «Гуси – лебеди».
декабрь
6. «Народная игрушка - матрешка»Цель: Знакомство с р/н игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства.
Формирование интереса к народной игрушке.
7. Мини-музей «Куклы из
прабабушкиного сундука»
Цель: Знакомство с традициями игрушечного ремесла, с тряпичными куклами, технологией их изготовления.
Рассматривание альбомов, просмотр мультимедийных презентаций «Русская матрешка» Заучивание стихотворений:
«Матрешка на окошке...». Потешка - подготовка к обеду
«Умыли ручки- ножки
У каждой у матрешки».
Чтение народных сказок
«Крупеничка», «Василиса Прекрасная».
Создание в группе мини-музея:
«Куклы наших прабабушек» Конструирование из ткани: кукла
«Пеленашка» (для девочек), кукла
«Бабочка» (для мальчиков и для девочек).
Задачи: формирование интереса к русской тряпичной кукле.
Разыгрывание с помощью тряпичных кукол различных ситуаций, соответствующих традиционным обрядам.
Настольные игры:
«Матрешкина забава»
Задача: закрепить сенсорные эталоны в ходе игры.
Сюжетно-ролевые игры с использованием кукол из ткани.
Семейный клуб
«Гнездышко»
Творческая мастерская
«Готовимся к Новому году и Рождеству всей семьей»
- изготовление игрушек на елку, дизайнерских украшений для дома, подарков для членов семьи.
январь
8. «Семейный праздник Рождества»
Цель: Знакомство детей с
традициями празднования
Рождества в кругу семьи.
Беседа «Зимние святки», просмотр
презентации «Традиции
Рождества»
Слушание песенок-колядок.
Заучивание колядок.
Изготовление костюмов для
колядовщиков.
Творческая мастерская
«Самоделкин» -
изготовление атрибутов к
развлечению
Совместное изготовление костюмов и атрибутов к празднику Рождества.
Семейный клуб
«Гнездышко» Совместное развлечение для детей и взрослых
«Пришла коляда»
февраль
9. «Знакомство с праздником и
традициями Масленицы» Цель: Знакомство с еще одним народным праздником,
традиционно отмечаемым в семьях.
Просмотр мультимедийной презентации для детей
«Масленица».
Подвижные игры на прогулке:
«Огородник и воробей»,
«Арина», «Утка и селезень» Разучивание считалки «Едет масленица дорогая»
Развлечение «Как на масляной неделе»
Народные игры:
«Перезвон», «Ручеек». Сюжетно-ролевые игры в магазин, семью.
Участие с родителями в городском празднике
«Масленица»
Семейный клуб
«Гнездышко» Развлечение для всех членов семьи «Как на масляной неделе»
март
10. Что за прелесть эти сказки!»
Цель: Знакомство с семейной
традицией чтения вслух.
11. «Наши дедушки и бабушки»
Цель: Воспитание чувств любови и уважения к старшим членам семьи. Формирование желания сохранять семейные и привносить свои традиции.
Тематическая экскурсия в детскую
библиотеку для детей и родителей
«Что за прелесть эти сказки!»
Чтение «с продолжением»
программных произведений (перед
обедом, в спальне перед сном,
вечером)
Ситуативные беседы по мотивам
прочитанного. Оформление альбомов с рисунками по произведениям детской художественной литературы.
Игры-драматизации по литературным сюжетам.
Беседы о старших членах семьи. Чтение: Рассказ «Бабка» В. Осеева, стихи: «Моя бабушка» Р. Рождественский, Е. Трутнева
«Наша бабушка», Н. Майданник
«Вместе с бабушкой», С.Есенин
«Бабушкины сказки», «Дедуля» Т. Бокова, «Дедушка приехал!» О. Бундур.
Разучивание песен и стихотворений о бабушках и дедушках.
Рассматривание книг,
альбомов с
иллюстрациями к
произведениям детской
литературы.
Игры на основе сюжета
литературных
произведений.
Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
Продуктивная
деятельность – подарки бабушкам и дедушкам.
Материалы в
родительском уголке:
-Консультация «Семейное
чтение».
-Памятка «Как приобщить
ребенка к чтению».
-Алгоритм семейного
чтения.
-Выставка литературы «Библиотека семейного чтения» (произведения С.
Маршака, С. Михалкова,
К. Чуковского, А. Барто,
Н. Носова, народные
сказки и сказки А. С.
Пушкина, П. П. Ершова, Д.
Н. Мамина-Сибиряка и
т.д.)
Семейный клуб
«Гнездышко» Мастер–класс
«Проектируем семейные вечера и праздники. Календарь семейных праздников».
Семейный вечер «Мы за чаем не скучаем».
апрель
12. Светлый праздник «Пасха»
Цель: Знакомство детей с
историей появления праздника на
Руси, с традициями его
празднования в семьях.
13. «Имя-великое сокровище»
Цель: Знакомство со значением имени человека, семейными обычаями и традициями, связанных с именем.
Познавательное чтение: «История
возникновения праздника Пасха».
Чтение отрывка о Пасхе из
произведения И.Шмелева «Лето
Господне».
Прослушивание аудиозаписи
«Колокольный звон» (В.Филатов.
«Воскресение Христово»).
Утро радостных встреч: «Я говорю вам, здравствуйте...»
Хороводная игра «В колокольчик позвони - свое имя назови».
Подвижная игра с мячом «Я знаю пять имен».
Игра «Битки».
Рассматривание
иллюстраций,
изготовление композиций
из яичной скорлупы.
Д/и «Угадай-ка»
Задачи: закреплять понятие имени и его значении.
Семейный клуб
«Гнездышко»
Творческая мастерская
«Дорого яичко ко
святому дню» -
украшение пасхального
дерева.
Семейный проект «Наши имена»
Изготовление книжек- малышек «Имена нашей семьи».
Выставка книжек- малышек «Имена нашей семьи».
май
14. «Великая отечественная война в
истории моей семьи» - семейные реликвии.
Цель: расширение представлений детей о ВОВ, ее связи с историей каждой семьи в нашей стране.
Беседы, чтение, просмотр фильмов, презентаций.
Тематическая экскурсия в детскую библиотеку.
Тематический праздник «День Победы».
Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций о ВОВ.
Семейный клуб
«Гнездышко»
Выставка «Великая отечественная война в истории моей семьи» - семейные реликвии Участие семей в общегородском шествии
«Бессмертный полк».
Семейный поход в
«Семейное слово»
Перспективный план работы семенного клуба «Гнездышко»
Цель: Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания. Приобщение детей и родителей к традиционным семейным ценностям, русской культуре, народному творчеству.
Месяц
Мероприятие
Задачи
Предварительная работа
Ответственный
сентябрь
Устный журнал на тему: «Семейные традиции вчера, сегодня, завтра»
Выставка для детей и взрослых «Семейные реликвии».
Создать условия для обобщения семейного опыта по воспитанию уважения к семейным традициям. Помочь увидеть связь каждого человека с историей своей семьи, и через изучение своей семейной реликвии узнать историю своих предков и лучше понять историю своей Родины.
Знакомство родителей с определением понятия «традиция», с разновидностями семейных традиций (наглядный материал в родительском уголке).
Просмотр мультимедийной презентации
«Семейные традиции».
Знакомство детей с семейными реликвиями в семье.
Воспитатели
октябрь
Развлечение для детей и взрослых
«Щи, да каша пища наша» (кулинарный поединок с
народными играми в перерывах между конкурсными
заданиями)
Выставка в мини- музее группы
«Коллекции нашей семьи»
Способствовать желанию изучать традиции своего народа.
Познакомить с традициями русской кухни.
Воспитывать культуру
Формировать у детей интерес к коллекционированию, развивать познавательную активность.
Общения в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
Знакомство детей со старинной русской посудой (глиняная, деревянная): миска, тарелка, ложка, ковш, ухват. Особенностями приготовления блюд в русской печи.
Анкетирование родителей «Питание в вашей семье».
Чтение сказок «Колосок», «Мужик и медведь».
Знакомство с русскими народными играми.
Совместная деятельность по составлению мини-коллекций. Рассматривание фотоальбомов с различными коллекциями.
Воспитатели
Музыкальный руководитель
ноябрь
Мастер–класс для родителей
«Домашний театр».
Семейный театр — постановка сказки
«Гуси –лебеди».
Познакомить родителей с традицией семей горожан и дворян 19-20 вв. – домашними театрализованными представлениями.
Создать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей.
Воспитывать уважение к духовным ценностям, формировать умение понимать и ценить искусство.
Посещение детьми детских спектаклей в городе вместе с родителями. Совместная деятельность по изготовлению декораций, элементов костюмов.
Организация театрализованных действий для детей в профессиональном исполнении актеров. Разработка рекомендаций для родителей по организации предметной среды в семье для возникновения интереса к театрализованной деятельности.
Воспитатели
Музыкальный руководитель
декабрь
Творческая мастерская
«Готовимся к Новому году и Рождеству всей семьей» - изготовление игрушек на елку,
дизайнерских украшений для дома, подарков для членов семьи.
Способствовать укреплению эмоционально-позитивных отношений детей и родителей в процессе изготовления поделки. В ходе совместной деятельности развивать адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка; приобретать опыт совместных переживаний; осознание своего места в семейно-родовых отношениях.
«Сами– своими руками» - памятка для родителей по изготовлению совместных поделок.
Организация совместно с родителями выставки детско–родительского творчества.
Знакомство детей с различными видами материалов для поделок.
воспитатели
январь
Совместное развлечение для детей и взрослых «Пришла коляда»
Познакомить детей с обрядовым праздником – Колядки. Способствовать формированию у детей и родителей интереса к народному творчеству.
Создать условия для развития художественно- творческой деятельности путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящимися к периоду
празднования колядок.
Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования.
Разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы.
Объяснить значение слов «колядки»,
«колядовщики», «авсень».
Изготовить вместе с детьми и родителями атрибуты обряда колядования – звезду, месяц, вертеп.
С помощью родителей подготовить костюмы.
Воспитатели, музыкальный руководитель
февраль
Совместное развлечение для детей и взрослых «Как на масляной неделе»
Сформировать представления детей о Масленице как о русском народном празднике. Знакомить детей с внутрисемейными отношениями, с
древними обычаями славян: традицией приготовления блинов, семейными застольями приглашениями родственников в гости. Воспитывать в детях интерес к русскому народному творчеству и фольклору, создать
радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный отклик, сформировать представление о праздничной культуре
Подготовка папки- раскладушки для родителей «Масленица. История и традиции»; беседы с детьми о народных обычаях; слушание народной музыки; рассматривание иллюстраций народных гуляний; разучивание потешек, поговорок, частушек, песен, хороводов, игр, стихов.
Воспитатели, музыкальный руководитель
март
Мастер–класс
«Проектируем семейные вечера и праздники. Календарь семейных
праздников».
Семейный вечер «Мы за чаем не скучаем».
Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями. Укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к праздничным семейным традициям. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность. Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности. Способствовать обогащению родительско-детских отношений опытом диалогического
эмоционально-насыщенного общения.
Индивидуальная работа педагога с семьей- подготовка сообщения из опыта семейного воспитания. Проведение экспресс-опроса родителей «Семейные вечера и праздники» Привлекать родителей к участию проектной деятельности.
Обогащение опыта деятельности в рамках проектов. Консультирование родителей по содержанию работы над проектом его воспитательной ценностью, формам презентации результатов. Составление и оформление семейного календаря праздников.
Расширить представления о истории появления праздника на Руси, с
традициями его празднования в семьях. Познакомить с различными техниками и материалами для декорирования пасхального яйца; развивать творческое воображение; способствовать формированию
дружеских, близких взаимоотношений между родителями и детьми
Познакомить со значением имени человека, о семейных обычаях и традициях, связанных с именем.
Чтение, заучивание произведений малого фольклорного жанра о Пасхе с детьми.
Познавательное чтение: «История возникновения праздника Пасха».
Чтение отрывка о Пасхе из произведения И.Шмелева «Лето Господне». Рассматривание старинных пасхальных открыток иллюстраций с яйцами Фаберже.
Познавательное чтение, беседы с членами семьи о традициях связанных с именами в семье.
Воспитатели
Музыкальный руководитель
май
Выставка «Великая отечественная война в истории моей семьи»
- семейные реликвии. Участие семей в общегородском шествии
«Бессмертный полк».
Семейный активный отдых
Обобщать и систематизировать представления о ВОВ, показать
тесную связь истории каждой семьи с историей страны в годы ВОВ. Формировать интерес к данной теме и желание хранить семейные традиции, память о родственниках воевавших на фронте и трудившихся в тылу.
формировать у детей чувство
любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом. Формировать представления о роли семьи в ЗОЖ
Беседы, чтение, просмотр фильмов, презентаций. Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций о ВОВ. Тематическая экскурсия в детскую библиотеку.
Беседы родителей с детьми о членах семьи живших в годы ВОВ, воевавших на фронте. Рассматривание их памятных вещей, фотографий.
Провести предварительную работу о правилах безопасного поведения в походе с родителями и детьми.
июнь
Праздник «Здравствуй, русская березка!»
Знакомство с русским народным праздником - Троицей, его
традициями, развивать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию интереса к малым фольклорным
формам. Воспитывать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие.
Наглядный материал «День Святой Троицы. Русские традиции».
Совместное с родителями украшение зала к Празднику.
Воспитатели
Музыкальные руководители
Анкета для родителей «Семейные ценности»
1.Что вы понимаете под понятием «семейные ценности»?
2 Важны ли для вас лично семейные ценности?
Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? (если да, назовите их).
Хранят ли в Вашей семье фотографии прошлых лет? Есть ли семейный альбом? Рассматриваете ли вы давние фотографии вместе со своими детьми?
Есть ли в Вашей семье семейные традиции? (семейные праздники, совместные обеды, ужины, ритуалы приветствия и прощания, совместные прогулки, походы в театры, кино и т.д.).
Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
Знаете ли Вы своих предков (прабабушек, прадедушек, других родственников)? Рассказываете ли вы своим детям об их предках?
Хранятся ли в семье письма, открытки членов семьи прошлых лет?
Знают ли дети об этом?
Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?
Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?
Знаете ли Вы как жила семья в годы Великой Отечественной войны, кто из членов семьи воевал, кто трудился на производстве, в колхозе?
Приложение 2
Памятка для родителей
«Читаем всей семьей»
Алгоритм семейного чтения
Перед чтением создайте уютную и спокойную атмосферу в комнате (включите настольную лампу, выключите компьютер и телевизор).
При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день, выберите для этого удобное для всех членов семьи время.
Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
После прочтения, спросите у ребенка понравилось ли ему прочитанное.
Побеседуйте о главном герое, главном событии, выскажите свое мнение.
Проговорите о том, какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.
Когда ребенок научится сам читать обязательно продолжайте традицию чтения вслух, читайте попеременно.
Приложение 3
Памятка для родителей
«Создаем семейную традицию»
Для того, чтобы создать новую семейную традицию, необходимо две вещи: ваше желание и принципиальное согласие всех членов семьи. Алгоритм создания традиции можно привести к следующему:
Собственно, придумайте саму традицию. По максимуму постарайтесь задействовать всех членов семьи, чтобы создать дружескую сплоченную атмосферу.
Сделайте первый шаг. Опробуйте задумку. Очень важно насытить ее позитивными эмоциями – тогда все с нетерпением будут ждать следующего раза.
Будьте умеренны в своих желаниях. Не стоит сразу внедрять много различных традиций на каждый день недели. Для того, чтобы обычаи закрепились, нужно время. Да и когда все в жизни до мелочей распланировано – это тоже неинтересно. Оставьте пространство для сюрпризов!
Закрепляйте традицию. Необходимо повторить ее несколько раз, чтобы она запомнилась и начала неукоснительно соблюдаться. Но не доводите ситуацию до абсурда – будьте гибкими, бывают обстоятельства, когда не до традиций. В других же случаях традицию лучше соблюдать.
Приложение 4
Памятка для родителей
«Семейные праздники»»
Система подготовки и проведение семейных праздников включают несколько этапов. Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов.
Познавательный этап (знакомство с праздником и его особенностями).
Подготовительный этап
-Атмосфера торжества. Неважно, отмечаете ли вы детский праздник день рождение, первое сентября или годовщину свадьбы, - украсьте дом тем, что вам доступно. Это могут быть цветные шары, букеты из живых цветов, бумажный декор, вазы с конфетами или фруктами. Главное, чтобы украшение не было обыденным. Особенно это важно для детей, ведь они так впечатлительны и обязательно почувствуют ту
волшебную атмосферу, которую вы постараетесь им показать. Украшайте вместе с детьми.
Праздничное меню. Семейные праздники отличаются от обычных дней тем, что хочется приготовить что-нибудь вкусненькое. Лучше сделать несложные блюда, но вместе с детьми интересно их украсить. В этот день можно побаловать себя и своих родных сладостями. Не забудьте украсить стол необычными салфетками, гармонирующими с декором вашей квартиры.
-Нарядная одежда. С самого детства приучите детей к тому, что семейные праздники обязательно нужно проводить в красивой одежде, даже если проходят они дома, и гостей не предвидится.
Сценарий мероприятия. Можно придумать сценарий для праздника самостоятельно помощью Интернет-ресурсов. Подберите несколько забавных конкурсов, песенок или фокусов, которые можете организовать вы или даже ваши дети. Не забудьте продумать призы и фанты. Это создаст атмосферу любви и понимания в вашем доме и еще больше сблизит всех членов семьи. В подготовку входит разучивание песен, стихов и т.д., изготовление или оригинальное упаковывание подарков.
Этап активного участия в празднике. Важно помнить, что никто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет.
Этап последующего проживания праздника. Это значит, что у ребенка может появиться потребность поделиться впечатлениями.
Литература:
Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1991.
Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2012г.
Болотникова О., Еник О. и др., Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно- методическое пособие 2014г.
Анфисова С.Е., Дыбина О.В., Технология культурных практик формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Центр педагогического образования, 2014 г.
Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры.
Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1989 7.Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. «ТЦ Сфера» 2015г.
8. Коломийченко Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. «ТЦ Сфера» 2015г. 9.Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. М. Гном-пресс 1997 г.
Некрылова А. Ф., Савушкина Н. И. Народный театр. М.: Сов. Россия, 1991 г.
Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М., Педагогическое общество России, 2013 г.