Оборудование: контейнеры под рассаду, земля, совочки, лейки с водой, семена цветов, палочки для работы, с отметкой глубиныпосадки, маркеры, фартуки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о цветах, беседа, отгадывание загадок;
просмотр презентаций; знакомство со строением цветка; чтение художественной литературы.
Ход НОД:
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, какой яркий конверт у меня в руках. Как вы думаете, что в нем?
(Семена цветов).
Как вы догадались?
(На конверте нарисованы цветы).
Вчера я проходила мимо магазина «Семена» и решила купить семена цветов. Хотите, мы сейчас их посеем? Согласны? Но сначала, давайте рассмотрим цветы на пакетиках и их семена. Смотрите, это «бархатцы», растение невысокое, цветы у них разные: желтые, оранжевые, желто - красные. А семена какие?
Ответы детей.(Тонкие, длинные, черные).
Рассмотрим «георгины» - растение высокое, цветы тоже разноцветные.
Высыпают семена на тарелочки и рассматривают через лупу.
Дети.
Семена все одинаковые серые, похожи на закруглённые треугольники, только размером чуть - чуть разные.
Чем отличаются семена этих растений между собой?
Ответы детей: (формой, цветом, размером).
Для чего люди выращивают цветы?
(Для красоты, чтобы дарить людям).
Чтобы на клумбах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди выращивают их через рассаду. Хотите побыть маленькими садоводами?
Ответы детей.
Вспомним правила посадки: (схема)
- Взять стаканчик, подписать его, чтобы не забыть, где будет чья рассада. В стаканчик совочком аккуратно насыпать землю из пакета до мерки.
- Полить землю и разделить стекой на рядочки, чтобы потом всходы были ровными.
- Палочкой - стекой сделать лунки на расстоянии мерки друг от друга, чтобы растениям не было тесно.
- В лунку положить по одному семечку.
- Присыпать сухой землей, она легкая, в ней много пространства (дырочек), семенам будет легче прорасти.
- Закрыть прозрачной плёнкой, так семена лучше прорастут, им будет теплее и вода из земли испаряться не будет. Это маленькие парники или можно сказать - микротеплица.
- Установить таблички с их изображением цветов, чтобы не забыть какие, где посадили.
Воспитатель.
Ребята, как вы думаете, куда поставить стаканчики, чтобы семена быстрее проросли и лучше росли?
Ответы детей.
Воспитатель: Как только семя попадёт в благоприятные условия, оно начнёт прорастать. Как вы думаете, что появляется первым – корень или стебель? Давайте рассмотрим схему.
Конечно, прорастает корень, потому что сначала растению нужно закрепиться в почве, а затем появляется стебель (петелька) и разворачивается листок.
Ученые выяснили, чтобы растения быстрее росли, с ними нужно разговаривать. Вы верите этому? Как узнать, правда ли это?
Ответы детей.
Давайте проведём опыт? Когда будем сеять семена, с одними поговорим, а другие посеем молча. Расставим контейнеры на разные окна, ухаживать будем одинаково за всеми: поливать, рыхлить, опрыскивать. Но с одними всходами будем разговаривать, а с другими нет. Заведём дневник наших наблюдений и будем отмечать, где ростки раньше взошли, у каких раньше появятся листочки. Будем всё это зарисовывать, сравнивать результаты, потом сделаем вывод: нужны ли растениям разговоры с ними.
Дети скажите, а о чём можно поговорить с семенами перед посадкой?
Ответы детей.
Практическая деятельность.
Раз, два, три, четыре, пять Начинаю колдовать! Наши дети изменились- В садоводов превратились!
Наденьте фартучки, чтобы не испачкать одежду, разделитесь по желанию на группы по четыре человека. Давайте договоримся, чья группа работает молча. Приступаем к посевусемян.
Дети самостоятельно выполняют посев семян. Воспитатель наблюдает, направляет, советует, помогает, беседует.
Ребята, кто-нибудь из вас помогал маме или бабушке выращивать цветы? (Ответы детей).
Какие цветы вы выращивали? (Ответы детей).
В чём заключалась ваша работа?
(Ответы детей).
Расставляем контейнеры на разные окна, делаем пометки (приклеиваем карточки с закрытым и открытым ртом) моем руки и снимаем фартуки).
Как вы думаете, что будет происходить с этими семенами?
Ответы детей (они будут спать, толстеть, прорастать).
Игра «Садовник и цветочные семена». Посеял садовник семена дети пальчиками «сеют семена»,
Попали они в землю присаживаются, голову прижимают к коленям.
Лежат семена и думают:
Сначала буду маленьким, говорят дети.
К коленочкам прижмусь.
Садовник спрашивает
Семена, что вы хотите?
Воды, тепла от солнышка. говорят дети.
Сейчас я вас полью, «поливает»,
Солнышко вас погреет.
Вот уже появились корешки дети опускают руки вниз, шевеля пальцами.
А вот и первые всходы дети медленно поднимают голову,
Растет наше растение, распрямляют спину.
Тянутся к солнышку медленноприподнимаются
Стебельки все выше и выше на носочках тянутся руками вверх.
Я скоро вырасту большим, говорят дети.
До солнца дотянусь.
А вот и первые цветочки дети делают «бутоны» из сложенных
ладошек.
Как же вас называют? Спросить каждого ребёнка, каким
цветком он себя представил.
Что вы, цветочки чувствуете? Ответы детей.
Чему радуетесь? Какая красивая полянка у нас получилась.
Спросить у детей, что им больше понравилось: играть или сажать семена растений. Почему?
Воспитатель.
Мы сегодня с вами сделали очень хорошее, доброе дело: вырастут наши цветы, будут украшать клумбы и радовать окружающих. Мы молодцы!
А на память о том, что вы сегодня были начинающими садоводами вам небольшой подарок игра - лото «Цветы».
Кто растения сажает
Их никогда не обижает
Вам друзья, на прощанье, «Спасибо» скажу, и « До свиданья!»