Методическая разработка на тему: Автоматизация звука [ш] с использованием логоритмики.
Методическая разработка на тему: Автоматизация звука [ш] с использованием логоритмики.
Данная информация будет полезна учителям-логопедам дошкольных учреждений, социально-реабилитационных центров, мамочкам, имеющих детей с нарушениями речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы и приёмы: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский, музыкально-ритмический, восприятие художественной литературы.
Форма организации детей: подгрупповая.
Материально-техническое обеспечение: ИКТ, избушка из картона,берёзовые пеньки, декоративные камушки, картинки со звуком [ш], сосновые шишки, шоколадные шишечки.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент.
Дети входят в зал под марш(муз.С.Прокофьева).
2.Психологический настрой.
Учитель-логопед:
-У нас на занятии сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! (Здравствуйте!) Здравствуйте, ладошки (хлоп-хлоп-хлоп)!
Здравствуйте, сапожки (топ-топ-топ)!
Здравствуй, маленький дубок (ыш-ыш-ыш)!
Здравствуй, вольный ветерок (ш-ш-ш)!
3. Характеристика и анализ артикуляции звука [ш].
- Ребята, какой звук мы с вами длительно произносили? ([ш]).
-Какой это звук? (Согласный, шипящий, всегда твёрдый).
А как правильно произносится звук [ш], какую нужно соблюдать артикуляцию? (губы округлены, зубы заборчиком, язычок в форме чашечки). Молодцы! Правильно.
Когда мы произносим звук [ш], струя выдыхаемого воздуха должна быть тёплая. Проверим? (Дети правильно произносят звук [ш], подставив ладошки ко рту).
4.Пальчиковая гимнастика (выкладывание буквы Ш из декоративных камушков).
5. Загадка.
Кто любить не устаёт, Пироги для нас печёт, Вкусные оладушки? Это наша…(бабушка).
6. Обращение бабушки.
- Ребята, посмотрите, какое сообщение шлёт нам бабушка.
- Ребята, перед тем, как сесть в машину, мы в ней протрём пол (ш-ш-ш-ш-ш-ш). Садимся. Проверим, как работает мотор (д-д-д-д-дддддддд) и дворники (стеклоочистители) (вшик-вшик-вшик-вшик-вшик-вшик).
8. Логоритмическое упражнениена автоматизацию звука[ш] «Пройдём по кочкам».
- Ребята, чтобы добраться до домика бабушки, надо пройти по тропинке по кочкам с песенкой. Если низкая кочка, то произносим слог шо тихо, а если высокая – громко.
9. Су-Джок терапия.
- Посмотрите, что это такое? (Шишки). Давайте их пощупаем, покатаем в ладошках. Шишки какие? (Колючие, шершавые).
10. Ритмическое упражнения «Шшишка-шишечка».
Молодцы! Бабушка благодарит вас и угощает дарами леса. Посмотрите, что это такое? (Шишки).
- Ребята, а какой знакомый звук мы слышим в слове шишки? Сколько звуков [ш] слышится в этом слове? (Два).
Молодцы! Давайте отхлопаем слово шишка. Молодцы! А как ласково маленькую шишку назовём? (Шишечка). Теперь отхлопаем слово шишечка.
11. Ритмическое упражнение «Постучи, как я».
- Чтобы бабушка вас узнала и открыла дверь, надо постучать, как я. (Дети повторяют ритм педагога, на экране появляется изображение бабушки).
12. Артикуляционная гимнастика(презентация).
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка всем широко улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмём мы и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положит блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
13. Автоматизация [ш] в словах.
Д/и «Помоги бабушке навести порядок в комнате»(презентация).
14. Дидактическая игра «Разложи вещи в шкаф» (презентация).
- Ребята, бабушка купила новый шкаф, но она очень устала и ей тяжело раскладывать вещи, поможем бабушке? (Да).
- Нужно выбрать слова со звуком[ш] и разложить по полочкам правильно: на верхнюю полку положить головные уборы, на среднюю – одежду, а на нижнюю поставить обувь.
- Пока мы наводили порядок, проголодались, нам бабушка приготовила кашу из пшённой крупы. Как называется такая каша? (Пшённая).
А теперь расскажем стишок про кашу.
Ша-ша-ша - это пшённая каша.
Шу-шу-шу – я люблю кашу.
Ше-ше-ше – много витаминов в каше.
Ши-ши-ши – кашу любят малыши!
Ашки-ашки-ашки – мы поставили чашки.
Ошки-ошки-ошки – взяли большие ложки.
Ушки-ушки-ушки – к чаю у нас ватрушки,
ышки-ышки-ышки – и ароматные пышки!
- Поблагодарим нашу бабушку за вкусную кашу! (Спасибо!)
18. Логоритмика «Печатаем на компьютере» (музыкально-ритмическое сопровождение).
- Ребята, наша бабушка всё умеет делать: шить, вязать, вышивать, штопать, печь, кашку варить, но она ещё не умеет печатать на компьютере и очень хочет научиться. Вы же современные детки, умеете заниматься на компьютере? Научите нашу бабушку? (Да.) Молодцы!