Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия для воспитанников образовательной организации" В гости к пасечнику" (Медовый спас)»
Методическая разработка мероприятия для воспитанников образовательной организации «В гости к пасечнику» (Медовый Спас)
Актуальность:
Приобщение людей к миру прекрасного раскрывает в них все самое лучшее. Прекрасное побуждает доброе. Душа наполняется восторгом, и человек учится видеть то, что скрыто от глаз других, он учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир и природу. Но многих, сегодня по – прежнему, больше интересует материальное благополучие. А как же душа? Как сохранить ее чистоту, как научить ребенка видеть и создавать прекрасное, сопереживать и помогать другим. Конечно же, через приобщение к традициям прошлых поколений. Поэтому возрождение духовных традиций через знакомство с православными праздниками считаю актуальным. Необходимо воскресить в сердцах людей уважение и любовь к нашим истокам.
Цель:
Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования праздника Медового Спаса.
Задачи:
Познакомить детей с народным праздником «Медовый Спас», дать представление о традициях пчеловодства, закреплять знания о пчелах, меде, и его пользе; расширять словарь: улей, пчеловод, трутень, пасека, опыление; развивать внимание, речь; воспитывать уважение к труду, бережное отношение к живому, желание заботиться о тех, кто зависит от человека, правильно вести себя в природе.
Материал и оборудование:
Костюмы для медведя, пасечника, лесовичка; костюмы пчел для детей; ульи;пчелы; маски-шапочки для маленьких пчёл; маски медведей, полоса препятствий: бревна, веревка, веточки, камешки, пенечки, грибочки; искусственные цветы: маки, ромашки, васильки, одуванчики; туесок с медом; угощение по количеству детей.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации, картин, открыток о насекомых; беседы о насекомых, их значении в жизни людей, о празднике «Медовый Спас»; чтение и разучивание стихотворений о пчелах, чтение рассказов и сказок; разгадывание загадок; разучивание пальчиковых гимнастик; разучивание пословиц и поговорок о меде; экспериментальная деятельность – рассматривание меда под микроскопом, проведение - опыты с медом (растворяется в воде, тягучий, липкий, сладкий, золотистый, янтарный, душистый, прозрачный). Беседа о целебных свойствах меда: игра: «Из чего, какой?», подбор прилагательных к слову мед (целебный, лечебный, липовый, гречишный, цветочный); просмотр презентации: «В гостях у пчелки», просмотр мультфильма «Пчелка Майя»; проведение подвижных и дидактических игр, фонограмма – жужжание пчел; аппликация на бумаге из цветных ниточек «Дружная пчелиная семейка».
Работа с родителями:
Выставка работ рисунков на тему: «Наши пчелы»;изготовление ульев и пчелок; оформление альбома: «Вгостях у пчелок»; шитье костюмов пчелок к празднику. Консультации: «Как вести себя при встрече с пчелой»; «Мед – источник здоровья и красоты»; подготовка к чаепитию и медовая выпечка.
(Дети заходят в музыкальный зал под колокольный звон: «Казанский Богородичный звон», встают в круг).
Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?
Этот праздник — Медовый Спас!
Летом пчелы нектар собирали,
В мед старательно превращали.
Ведущая: Широко празднуется в наше время Медовый Спас. Он отмечается летом 14 августа, когда пасечники начинают сбор меда и несут его в церковь для благословения. А потом угощают всех, приглашая на мед и медовый квас. А Спасом этот праздник называется в честь Иисуса Христа – нашего Спасителя. Слово «Спас» произошло от слова «спасаться», т.е. спасать себя. А как себя спасали? Ели мед, потому что он целебный.
Ребята, а вам хотелось бы узнать больше об этом празднике? Давайте тогда отправимся в гости к пасечнику. Вы знаете, кто это такой? /Да!
Пасечник это человек - который разводит медоносных пчел, строит для них ульи, присматривает за ними и собирает мед, который они производят.
Но прежде, чем идти, надо вспомнить правила поведения в природе.
(дети в кругу, передают друг другу цветочек)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг!
Кто цветок в руки возьмёт, правило пусть назовёт!
В лесу нужно вести себя тихо, не шуметь, не кричать, не топтать траву, не рвать цветы, не разорять гнезда, не трогать насекомых, не ломать ветки, не мусорить, и т.д./
Ведущая: Молодцы!
Но как же, нам туда найти дорогу, кто нам в этом поможет?
Стук в дверь:(Звучит музыка входит Топтыгин)
Топтыгин: Здравствуйте, ребята! Услыхал я про медовый праздник и пришел к вам сюда. Я — мишка Топтыгин очень люблю мёд. А где же его взять? Кто его делает? (ответы детей). А-а-а, понял. Надо идти в гости к пасечнику, к пчёлам, они угостят нас мёдом.
Горшочек с мёдом — вот мечта, манящая всегда.
Друзья, за мной, вперед в поход! Мы будем кушать нынче мёд.
Найти музыку, подобрать атрибуты!!!(Дети за Топтыгиным идут по полосе препятствий: по следам, по бревнышку, по веревке, разложенной на земле, перепрыгивают через веточки (расстояние между веточками 20-30 см), змейкой обходят камешки, идут по пенькам, пролезают в «тоннели», перешагивают через «грибочки». (Муз.сопровождение песня « Хорошее настроение» исп. « Волшебники двора»)
(Дети встречают Лесовичка)
Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Как я рад видеть Вас у себя на моей волшебной полянке из цветов. Осторожно, прошу не наступать на мои цветы. Расскажите, куда путь держите?
Топтыгин: Лесовичок, подскажи нам, пожалуйста, дорогу к пчёлам.
Лесовичок: А зачем вам пчёлы?
??????
Топтыгин: Мы за мёдом идем, сегодня праздник Медовый Спас, все мёдом лакомятся.
Лесовичок: Отгадайте, ребятки, мои загадки про цветы, ведь пчелы мед собирают на цветах. (Отгадки появляются на экране)
Колосится в поле рожь, там цветок найдешь.
Ярко – синий и пушистый, только жаль, что не душистый…(василек).
В огороде у дорожки стоит солнышко на ножках.
Только желтые лучи у него не горячи…(подсолнух).
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи,
Солнца белые лучи…(ромашка)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит…(колокольчик).
Вот полянка, вся в цветах,
Словно в светло – синих точках.
Соберу здесь для Анютки, голубые…(незабудки).
Лесовичок: Молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь внимательно слушайте, как к пчёлам пройти:
Там, за холмом, на большой поляне, где растут самые душистые цветы, стоит огромное дерево. В нем большое дупло. В этом дупле и живут пчелы.
Только недружелюбные они, не дадут они вам мёд, покусают.
Топтыгин: А мы попробуем по - дружески их попросить.
Лесовичок: Ну, ладно, ладно, ступайте, а мне некогда, работы много, надо за лесом следить.
Топтыгин: Ребята, вы внимательно Лесовичка слушали, всё запомнили? Ну что, ребята, отправляемся в путь!
Звучит музыка
Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)
На большой поляне, (Разводят руки в стороны)
Где растут самые душистые цветы, (Приседают и медленно поднимаются)
Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)
В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)
В этом дупле живут пчелы (Сгибают руки в локтях, машут «крылышками» и «жужжат»).
Топтыгин: Молодцы, ребята, хорошо запомнили дорогу, тогда пошли дальше.
!!!Найти изображение дупла с анимацией летающие пчелы.
Подходят к дереву с дуплом, из-за которого «вылетают» пчёлы. Пчёлы начинают жужжать и не пускают детей дальше.
Топтыгин: Не кусайте нас, мы к вам в гости пришли. Нам дорогу показал Лесовичок.
Пасечник: Кто это у меня расшумелся на пасеке? Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, дедушка Тимофей.
Дед Тимофей: Как рад я приветствовать на своей пасеке гостей, таких хороших да воспитанных детей, видеть ваши светлые глаза и радостные лица, слышать ваши веселые голоса, чувствовать доброту ваших сердец. Присаживайтесь на травку, всем места хватит.
(Дети присаживаются)
Расскажу вам о пчелах. (!!!!!на экране слайды)
Пчёлы - мои любимые насекомые. Я для них много домиков настроил (показывает ульи), знаете, как они называются?
Называется пчелиный дом – улей. В нем семьями живут пчелки. Есть в улье матка – мама, которая деток выводит и ухаживает за ними. Только летать не может, очень она тяжёлая. Помогают ей рабочие пчелки и подрастающие пчелки. А ещё в улье есть трутни, они никакого участия в работе не принимают, а нужны для того, чтобы появились новые пчелки. Рабочих пчел в семье, очень много: одни работают в улье, другие – полевые, собирают нектар и пыльцу с цветочков и превращают их в мед.
Когда пчёлки летают над лугом, кажется, что они танцуют. Давайте и мы потанцуем, как пчёлки.
Танец с пчелками (!!!найти атрибуты)
Дед Тимофей: Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки о меде?/Да/
(Работа детей в парах - разрезные картинки»
Игра «Собери пословицу как пазл, и назови»
Нет сада без пасеки, а плодов без пчел.
Кто пчеле рад, тот будет богат.
С лесного цветка гуще меда нет.
Улей сильный, мед – обильный.
У хорошего пчеловода нет плохого меда.
Съешь медка, чтобы жизнь была сладка
Дед Тимофей: Ай, да молодцы, какие! На празднике Медового спаса люди устраивали ярмарки, где они веселились и играли.
Топтыгин: А, давайте, и мы пчел позабавим, тоже в игру поиграем.
Авторская подвижная игра «Медведи и пчёлы» !!!!!Использовать обручи
(мальчики – медведи, девочки – пчелы)
Мальчики - «медведи» говорят слова:
Как хорош Медовый спас (движение хлопают)-
Он накормит медом нас (гладят живот)!
Пчелки в стороне жужжат (движение - топают)
И ужалить нас хотят!
Девочки жужжат в сторонке – ж – ж – ж – ж - ж
Мальчики - медведи убегают (и становятся разложенные на полу в обручи)
А девочки их догоняют, хотят ужалить.
Топтыгин: Пчёлки, угостите нас мёдом, мы же вас веселили, в игру играли.
(Пчёлы угрожающе «жужжат».)
Топтыгин: Как же нам пчёл задобрить? Как вы думаете, что любят пчёлы? (дети отвечают) Нектар? А где же он бывает? На цветах?
Чтение стих – Пасечник:
Работать малой пчелке нисколечко не лень.
С цветочка на цветочек летает каждый день.
На много километров от дома путь идет.
Но умненькая пчелка всегда свой дом найдет.
Дети исполняют танец «Васильковая поляна»
Давайте соберем букеты и подарим пчёлам, может они тогда угостят нас мёдом?
Игра «Собери букет»
По площадке разложены разные цветы. Надо собрать букет маков, ромашек, васильков, одуванчиков. Играют по 4 человека в каждой команде. Кто быстрее соберет свой букет. 1 – 2 – 3 – букет собери.
Топтыгин: Пчёлки, мы вам дарим букет из цветов, чтобы вы стали добрее.
Звучит колокольный звон ( слайды с медового спаса, церковь, освящение) )
Дед Тимофей: Спас Медовый сегодня зовет
Насладиться, попробовать мед.
Давайте и мы праздновать!
Общий танец в кругу (про спас)
Дед Тимофей: Молодцы, ребята! Только правила не забывайте!
- Играйте подальше от пасеки,
- Не делайте резких движений, если рядом летает пчела,
- Не пробуй поймать пчелу, ведь она не бабочка, может ужалить,
Дед Тимофей: Ну, а теперь угощаю вас цветочным медом (вручает детям)
Медок наш ешьте по ложке каждый день, ведь он очень полезный:
пищеварение улучшает;
настроение поднимает;
при простуде помогает;
молодость сохраняет!
И тебе Топтыгин прими от меня бочонок с медом./Спасибо/
Топтыгин: Спасибо, вам дедушка Тимофей за то, что вы за пчелками - кормилицами с душой ухаживаете, а вам, пчелки, за то, что вы такие трудолюбивые, собираете много меда.
Топтыгин: Ну и мне пора, ребята. С праздником всех поздравляю и от всей души желаю: каждый день вам подрастать, «Спасы» дружно отмечать! До свидания, до новых встреч.
Дед Тимофей: Славный праздник – Спас Медовый.
Все сластить всегда готовый!
Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье.