Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми»»
Методическая разработка Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми»
Во многих ли семьях сейчас практикуется совместное чтение книги с ребенком? Вряд ли. Мы сильно заняты своими делами и интересами. Поэтому такое понятие, как семейное чтение, становится чуть ли не пережитком. Всегда можно найти себе оправдания. Раньше не было телепередач и Интернета, по вечерам людям делать было нечего. Вот они, поэтому и читали всей семьей одну книгу вместе и вслух. А сейчас у нас все настолько заняты своими делами, что на совместное чтение не хватает времени.
И когда ребенок научился читать, многие родители радуются, что теперь читать вместе с ребенком уже нет необходимости. И на все просьбы ребенка почитать вместе, отвечают отказом. Мол, ты уже взрослый и умеешь читать сам. И несет малыш эту книгу в комнату, пытается читать самостоятельно.
Только родители забывают, что ребенок много прочитать еще не может. Так же как не может читать с выражением. А значит, и смысл текста он понимает не полностью. А самое главное, он не получает радости от общения с книгой и родителями.
Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения. Ему могут быть непонятны некоторые слова и предложения. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки. А потом родители начинают переживать из-за того, что ребенок не хочет читать, и заставляют его читать принудительно.
А ведь эту ситуацию можно предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге. Нужно только потратить 20-30 минут в день на чтение вместе с ребенком.
Во время родительского чтения вслух возникает удивительное взаимодействие взрослого и ребенка, они обсуждают сюжет, вместе сопереживают героям. Это очень важный момент формирования эмпатии, особенно в то время, когда авторитет родителя так значим.
Никогда не «наказывайте» ребенка чтением (ты плохо себя вел, поэтому будешь не играть с игрушками, а сидеть с книжкой), не превращайте чтение в скучную «обязанность» (сначала час будешь читать, а потом получишь за это награду) и не противопоставляйте чтение развлечениям (а причисляйте к ним). Эти три простые «не» - уже половина успеха.
Совместные эмоции, переживания, особая атмосфера единения приводят к пониманию, что чтение — это увлекательно и познавательно.
Вы ненавязчиво прививаете ребенку любовь и интерес к книге. Ваш ребенок видит, что взрослые часто читают книги и обсуждают их. С помощью книги вы будете участвовать в формировании мировоззрения и характера своих детей.
Существует огромное количество разнообразной детской литературы, с красочными рисунками, музыкальными эффектами. Главное – выбрать книгу по возрасту и прививать любовь к литературе с самого раннего возраста.
У детей вызывают интерес русские сказки, сказки народов мира, сказки Пушкина, книги Чуковского. Разумеется, никогда не устаревают «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Стихи Михалкова и Барто сохранили легкий слог, прекрасный язык и понятные, занимательные сюжеты.
Николай Носов пишет для детей постарше. В книгах он затрагивает вопросы экономики, астрономии, физики, литературы и других наук, повествуя обо всех предметах ненавязчиво, увлекательно и с большим юмором. У Носова целая палитра характеров, у всех забавные «говорящие» имена, причем отрицательные персонажи на редкость симпатичны.
Неизгладимое впечатление производит «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери. Существует мнение, что эту книгу обязательно надо прочитать в 10, 30 и 40 лет. Сюжет каждый раз раскрывается с другой стороны через сочетание образов, емких, простых, и одновременно философских.
Стоит ребенку прочесть книги Жюля Верна. Эти книги сохранили ощущения восторга от прикосновения к тайне, к неизвестному. Кроме того, путешествие – это всегда познание мира и стремление к самостоятельности. А для современного ребенка плавание на парусном корабле – это и романтика, это и приключение.
Советы для родителей
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Дарите ребёнку книги. Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Обсуждайте прочитанную книгу;
• Рассказывайте ребенку об авторе книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.
Повзрослев, Ваши дети будут вспоминать, как вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.