kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка конспекта занятия на тему «Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В коррекционно - развивающей деятельности с детьми очень важно использовать гибкие формы работы. Арт - терапия дает ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать какую - либо ситуацию наиболее удобным для ребёнка способом. Кроме того, арт - терапевтические методики позволяют решать целый ряд развивающих задач. В ходе данного занятия используется одна из таких методик  - песочная арт - терапия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта занятия на тему «Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ

ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» Г. ТАТАРСК















Методическая разработка

конспекта занятия

на тему «Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами»

















Педагог – психолог:

Волгина Татьяна Владимировна



Татарск

2020

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы коррекционно - развивающей работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать какую-либо ситуацию наиболее удобным для психики ребенка способом. Кроме того, арт -терапевтические методики позволяют решать целый ряд развивающих задач. В ходе данного занятия применяется одна из таких методик - песочная арт - терапия.


Тема занятия: «Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами»


Цель занятия: развитие психических процессов и сенсорно – перцептивной сферы, обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения со сверстниками.

Задачи:

- снизить эмоциональное напряжение, помочь детям достичь взаимопонимания через совместную деятельность;

- обогащать представления детей о временах года;

- способствовать развитию творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления в работе с нетрадиционным материалом;

- совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству, воспитывать умение работать в коллективе.

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук через взаимодействие детей с песком и материалами различного фактурного покрытия.

Возраст детей: 6-7 лет

Форма проведения занятия: коррекционно – развивающее занятие с элементами песочной арт - терапии

Время проведения: 45 мин

Место проведения: игровая комната группы

Оборудование: презентация; листья разных цветов; карточки с изображением овощей, ягод, фруктов, грибов; разрезные картинки с изображением зимних примет; наглядный материал «Радуга»; световой стол для рисования песком.

Музыкальное оформление: звуки природы «Дождь, гроза»,

П.И.Чайковский «Времена года»


Ход занятия


Этапы занятия,

цель

Содержание деятельности

педагога - психолога

Содержание деятельности воспитанников

1. Организационный этап.













Упражнение «Хоровод цветных листьев»

Цель: создание эмоционально-положительного фона занятия; снятие мышечного напряжения.


- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Посмотрите, ребята, сколько разноцветных листьев вокруг. Какие они по форме?


Какого цвета?





В какое время года мы можем увидеть такого цвета листья на земле?


Сейчас мы поиграем с разноцветными листьями.

Психолог показывает четыре цветных листика и задает каждому цвету свое действие. Так, на лист красного цвета все встают, желтый – присаживаются на корточки, зеленый – кружатся на месте, оранжевый – присаживаются на стульчики.





Мы видим листики ровные, резные, закругленные.

У нас листики красные, желтые, оранжевые, коричневые


Мы можем это увидеть осенью.



Дети внимательно наблюдают за ведущим и выполняют действие, соответствующее цветовому сигналу.

2. Основной этап.







Игра «Разложи по группам»

Цель: развитие внимания, мышления














Упражнение «Собери картинку»

Цель: развитие мышления, целостного восприятия









Упражнение «Радуга»

Цель: развитие памяти, внимания, закрепление сенсорных эталонов цвета




























Упражнение «Отпечатки рук» (работа с песком)

Цель: развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук через взаимодействие детей с песком.




















































Упражнение «Рисуем времена года» (работа на песке)

Цель: способствовать развитию творческих способностей, воображения и мышления в работе с нетрадиционным материалом; совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству, воспитывать умение работать в коллективе; обогащать представления детей о временах года.

Радостное время года - осень! Что она нам дарит?



А кто его вырастил?



Правильно, ребята, осенью все готовятся к зиме, собирают урожай. Мы тоже сейчас будем собирать урожай.

Что же приготовила нам осень в корзинке? (В корзинке карточки с изображением овощей, ягод, фруктов, грибов) Предлагаю вам разложить по группам овощи, грибы, фрукты, ягоды. Молодцы, справились с заданием.


Ребята, отгадайте загадку:

Дел у меня немало –

я белым одеялом 
Всю землю укрываю,

в лёд реки убираю, 
Белю поля, дома, а зовут меня ...

- Ребята, у меня есть для вас задания от зимы.

Каждому ребенку выдаются детали разрезанной картинки с изображением зимних примет.

Психолог при необходимости помогает.


Звучит запись раскатов грома, звуки дождя. Ребята, что это за звуки?


Когда мы в первый раз слышим эти звуки?



Итак, весной становится тепло, если прошел дождик, сразу светит солнышко и в небе появляется радуга. У нас тоже есть своя радуга (атласные ленты всех цветов радуги). В каком порядке располагаются цвета радуги?




Сейчас мы поиграем с нашей радугой. Вы закроете глазки, я перепутаю все цвета, а вам нужно будет восстановить правильный порядок цветов.

Если дует ветер
Теплый, хоть и с севера,
Если луг — в ромашках
И комочках клевера,
Бабочки и пчелы
Над цветами кружатся,
И осколком неба
Голубеет лужица,
И ребячья кожица
Словно шоколадка...
Если от клубники
Заалела грядка —
Верная примета:
Наступило … (Л. Корчагина)

Все дети любят лето. А что в природе происходит летом?

Летом можно бегать, прыгать, играть и рисовать на песке.

Мы сейчас с вами поиграем в одну очень интересную игру «Отпечатки рук». Но прежде чем поиграть с песком, вспомним правила:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песок любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.


А сейчас опускаем ладони на песок.

Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей)

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)

Далее педагог переворачивает свои руки ладонями вверх

Я перевернула руки, мои ощущения изменились. Теперь я по – другому чувствую песок, по – моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?

Мне не очень удобно держать так руки. А вам?

Если у детей похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше.

Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея.

- Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения

- Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами

- А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры

- Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом – одновременно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками)

- Поиграем по поверхности песка как на пианино.


А теперь нарисуем время года, которое у нас сейчас? Какие основные признаки у этого периода? А что же наступит у нас после осени? По каким признакам мы это узнаем? Вот пригрело солнышко, стал таят снег… Когда это бывает? Что же происходит

дальше?

Сказка «Времена года»

А пока вы рисуете, я буду рассказать одну очень интересную сказку.

Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег – все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь… Люди от этого очень страдали.

Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.

Первая дочь любила одевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима.

Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.

Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето.

Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей.

Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано – сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень.

Наконец, пришло время выбирать. Царь стал спрашивать людей:

- Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего было?

И ответили люди:

- О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холод, у нас не было цветов и плодов, улетели птицы. Но зато она подарила нам катание на коньках, на санках и на лыжах, игру в снежки и прекрасный праздник – Новый год. Мы полюбили Зиму.

- Что скажете вы о Весне – моей второй дочери? – спросил царь.

- Когда пришла Весна, растаял снег, стало грязно, разлились реки и нас затопило. Но зато снова стало тепло, вернулись домой птички, распустились цветочки и листики на деревьях. Твоя дочь Весна прекрасна, - ответили люди.

- Понравилась ли вам моя дочь по имени Лето? – спросил царь.

- Да, великий царь. Мы и ее полюбили. Нас кусали мошки и мы боялись гроз, но нет ничего приятнее купания в реке, ничего вкуснее сочных ягод и красивых летних цветов и бабочек.

- И, наконец, Осень. Что вы о ней скажете?

- Осенью опять стало холодать, пошли дожди и стало грязно, улетели певчие птички. Но зато лес оделся в красные, желтые и оранжевые одежды. Это так красиво. У нас было много овощей, фруктов, грибов и орехов. Осень хоть и грустна, но мы ее тоже полюбили.

Задумался царь. И впрямь, как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый.

Он нашел выход и объявил людям свое решение: «Отныне, пусть каждая из моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время».

Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди зима, весна, лето и осень.


Она дарит нам богатый урожай: овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Урожай вырастили на полях, в садах, огородах люди.







Дети выбирают карточки, каждый своей группы.







Зима




Дети собирают, называют, какая примета нарисована.



Мы слышим шум дождя, раскаты грома.

Первый раз мы слышим эти звуки весной.







Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый




Дети по двое выполняют задание.














Лето


Дети называют признаки лета.
























На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Дети выполняют действия в соответствии с заданием и отвечают на вопросы.
























Выполняется рисование на песке, где отражаются характерные черты времен года. Процесс рисования сопровождается проговариванием этих основных черт и рассказыванием сказки. Во время упражнения звучит музыка П.И. Чайковский «Времена года»

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Упражнение «Осенний Букет»

Цель: развивать умение оценивать и анализировать свою деятельность.


Мы с вами поговорили о временах года. А так как у нас сейчас осень, предлагаю нам с вами составить осенний букет из разноцветных листьев. Если вам понравилось занятие, в букет мы будем собирать яркие листочки красного, желтого, оранжевого цвета. Если вам было скучно, неинтересно в букет собираем листья коричневого цвета. А когда выбираете листик для букета, нужно сказать, чем понравилось или не понравилось наше занятие.

Какой же букет у нас получился?

Дети выбирают листочки и рассказывают о своих впечатлениях.

4. Итог.

Вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы занимались? Вы хорошо сегодня потрудились, спасибо.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Волгина Татьяна Владимировна

Дата: 11.06.2020

Номер свидетельства: 553092


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства