МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Международный женский день»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Международный женский день»
История праздника на самом деле очень давняя: Этот всеми любимый праздник 8 марта.Восходит к традициям Древнего Рима I до нашей эры. Считалось что богиня Юнона супруга Великого Юпитера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Описание внеурочного мероприятия………………………………………...…..5
Приложение 2…………………………………………………………………......11
Приложение 3……………………………………………………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
Среди разных чудес, что пленят и манят,
Свет далекой звезды или вечность седых пирамид,
Есть одно, на котором всегда остановится взгляд,
Это - женщина, в ней природа все тайны хранит.
Э. Асадов
С детства все знают, что в первый месяц весны страна отмечает Международный женский день. В этот день мамам и преподавателям женского пола дарят подарки и цветы. Студенты организовывают концерты для своих педагогов. Это – многолетняя традиция, пришедшая из советского прошлого нашей страны.
Празднование 8 Марта в современной России ассоциируется в первую очередь с лишним выходным и обязательными цветами и подарками для женщин, в то время как изначальные политические и социальные смыслы даты остаются почти без внимания. И мы уже не задумываемся: «Откуда пришел праздник? Почему именно 8 марта?».
Просветительская функция внеклассного мероприятия «Международный женский день» заключается в том, что классный час расширяет круг знаний студентов по этике, эстетике, истории, искусству, обществознанию. Предметом классного часа являются знания об исторических событиях, шедеврах мирового искусства, странах, мире, т.е. объектом рассмотрения становятся явления социальной жизни.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Одной из целей современного российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Поэтому современный педагог в своей работе большое внимание уделяет воспитанию учащихся. Создание атмосферы сотрудничества взрослых и детей в процессе их совместной деятельности – одна из задач классного руководителя в рамках ФГОС.
На внеклассных мероприятиях широко применяется групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Одна из интересных форм такой деятельности – это классный час, посвященный празднику.
Активная роль при проведении классного часа, посвященного празднику «8 Марта», отводится школьникам . Основа мероприятия – это подбор образцов изобразительного искусства, стихотворений.
В данной разработке применены методики, позволяющие обучающимся не оставаться пассивными слушателями лекционного материала, а стать полноправными участниками происходящего, проявить свою сообразительность, фантазию и продемонстрировать знания по теме. Материал может быть использован в работе воспитателей, классных руководителей для проведения классных часов.
Категория участников: студенты.
Продолжительность: 1 час.
Цели работы.
1. Формирование у обучающихся понятия «женщина», актуализация социальной значимости этого понятия.
2. Развитие у обучающихся способности формулировать и выражать свои мысли.
3. Воспитание этического отношения к противоположному полу у юношей.
Задачи.
1. Познакомить учащихся с историей появления в календаре Международного женского дня, с ролью женщин в развитии общества.
2. Способствовать формированию информационной культуры обучающихся, пониманию информации как средства развития собственного кругозора.
3. Воспитывать уважительное отношение к пониманию роли Международного женского дня в истории человечества.
Мероприятие проводится в кабинете, оборудованном мультимедийной доской.
1. Вводная часть: обучающихся оглашается тема, цели и задачи мероприятия.
2. Основная часть: педагог раскрывает тему с помощью презентации.
3. Организационная часть.
Формируются команды обучающихся для написания текста поздравления.
3. Презентационная часть.
Представители от команд зачитывают свои поздравления.
4. Подведение итогов.
Педагогические технологии.
Использование в обучении наглядных пособий.
Обучение в сотрудничестве (командная работа).
Информационно-коммуникационные технологии.
Оборудование: мультимедийная доска.
Ожидаемые результаты.
Информирование обучающихся об истории возникновения Международного женского дня, его исторического значения для человеческого общества. Повышение социальной значимости роли женщины.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Слайд 1 Педагог: Добрый день! Ежегодно 8 марта мы празднуем Международный женский день. Сегодня мы познакомимся с историей этого праздника, интересными фактами, с ним связанными, узнаем о судьбах некоторых женщин, которые внесли свой вклад в историю женского движения.
Слайд 2. История праздника на сомом деле очень давняя: этот всеми любимый праздник 8 марта восходит к традициям Древнего Рима I века до нашей эры. Считалось, что богиня Юнона, супруга великого Юпитера, была наделена большой властью и обладала огромными возможностями. У нее было много имен: Юнона-Календария, Юнона-Монета. Она дарила людям хорошую погоду, урожай, удачи в делах и открывала каждый месяц года. Но более всего римлянки преклонялись перед Юноной - Луцией («светлой»), покровительствующей женщинам вообще, а при родах в особенности. Она была почитаема в каждом доме, ей приносили дары при вступлении в брак и при рождении ребенка.
Слайд 3. Самым радостным для женской половины Рима был праздник 1 Марта, посвященный этой богине и называвшийся Матронами. Тогда весь город преображался. Празднично одетые женщины шли с венками цветов в руках к храму Юноны-Луции. Они молились, приносили в дар цветы и просили у своей покровительницы счастья в семье. Это был праздник не только почтенных римлянок, но и рабынь, работу которых в этот день выполняли мужчины-рабы. Мужчины 1 Марта дарили женам, родственницам и подругам щедрые подарки, не обходили вниманием служанок и рабынь...Итак, обратимся к началу времён…
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Слайд 4. Поклонение женщине, поклонение матери объединяет культуры, верования и религии всех народов земли с древности до современности. Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по – своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком.
Слайд 5. Во время раскопок в разных странах мира было найдено более 150 маленьких женских статуэток. Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе они, напротив, они выглядели крайне примитивными и даже грубыми. Особое внимание уделено всему, что подчёркивает женское начало: большая грудь и бёдра, огромный выпуклый живот в котором зреет новая жизнь. Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена. Палеолитические Венеры.
Слайд 6. Рассмотрите картину. Какая роль отводилась женщине в первобытную эпоху?
Слайд 7. Средневековое искусство – священный лик БОГОМАТЕРИ В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в 12 веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли.
Слайд 8. К подлинным шедеврам древнерусской иконописи относится «Богоматерь Донская», созданная в XIV веке Феофаном Греком. Такое название она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. Вспомните в каком году была Куликовская битва ? В 1765 году или 1380 ?
Слайд 9. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенности. Художники XVI века стремились к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Слайд 10. Перед вами портреты художников эпохи Возрождения. Вспомните имена знаменитых средневековых художников. (РАФАЭЛЬ ТИЦИАН ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ БОТТИЧЕЛИ).
Слайд 11. Одним из лучших произведений является «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи – жемчужина коллекции Эрмитажа. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.
Слайд 12. Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» (1517 – 1519), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины – матери. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.
Слайд 13. Ученик Леонардо да Винчи Пьетро Перуджино продолжил «Женскую тему» 1446 - 1524 Его картина «Мадонна с младенцем и святыми» восхищала всемирно-известного русского поэта А. С Пушкина. Александр Сергеевич сравнивал образ Мадонны с образом своей любимой.
Слайд 14. Изобразительное искусство Сандро Боттичелли «Весна» «Рождение Венеры»
Слайд 15. Женскую красоту воспевал в своём творчестве и русский художник, признанный портретист. Академик живописи А. Г. Венецианов. В 44 года он неожиданно уезжает из Петербурга и поселяется в тверской глуши. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось своё представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм.
Слайд 16. Каким трудом занята крестьянка? Опишите костюм и головной убор девушки. Какие краски использовал художник для создания чистого, нежного образа матери? «На пашне. Весна» Рассмотрите картину. Ответьте на вопросы: Какое время года изображено на картине? На кого с любовью и нежностью смотрит молодая мать? (Ответ: В стороне от пашни на траве сидит играющий ребёнок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Венецианов в своей работе использовал светлые тона зелённого цвета, чисто - голубой, светло - розовый, белый. На девушке одет красивый кокошник, нарядный сарафан. В картине мы видим настоящий праздник весны, торжествующей и обновлённой жизни. Босая крестьянка словно не идёт, а плывёт, едва касаясь мягкой земли. Она ведёт коней легко и непринуждённо. Даже не верится, что она занимается тяжёлым крестьянским трудом –вспашкой земли.)
Слайд 17. Творчество А. Г. Венецианова оказалось удивительно созвучным поэзии Н. А. Некрасова и А. В Кольцова. 10.1809, Воронеж, — 29.10(10.11).1842 Познакомьтесь со стихотворениями этих поэтов. (два студента читают подготовленные стихотворения).
Слайд 18. В современном мире день женщин отмечается 8 Марта. История этого праздника началась в XIX веке, и был он приурочен ко дню борьбы за права женщин. В России Международный женский день впервые праздновали в 1913 году в Петербурге. Его организаторы призывали добиваться экономического и политического равноправия женщин. Одно из самых мощных выступлений женщин прошло в Петрограде 7 марта 1917 года. А в 1976 году Международный женский день был официально признан ООН. День 8 Марта стал считаться днем международной солидарности трудящихся женщин в борьбе за свои права. Об этом событии писала Александра Коллонтай
Слайд 19. В нашей стране 8 Марта отмечается как праздник мам, бабушек, сестер и вообще всех женщин. Все мужчины независимо от того, сколько им лет — шесть или шестьдесят, — втайне готовят подарки женам, матерям, сестрам, дочерям, а также особенно внимательны в этот день ко всем женщинам. И все это потому, что 8 Марта — это Международный женский день.
Слайд 20. Почему именно 8 марта? В 1910 г. в столице Дании Копенгагене собрались женщины из разных стран мира, чтобы объединиться в борьбе за свои права. Женщинам всегда жилось труднее: за одинаковую работу с мужчинами они получали меньшую зарплату, они не могли по своему желанию выбирать себе профессию, даже учиться им не позволяли. До сих пор существуют страны, в которых жизнь женщины ограничена домом, детьми, где при посторонних женщина не может открыть свое лицо. На конференции Клара Цеткин, немецкая революционерка, предложила учредить Международный женский день, как день солидарности женщин всех стран против угнетения и неравенства, и отмечать его решили 8 марта
Слайд 21. 8 марта выбрали не случайно. В этот день в 1908 г. в Нью-Йорке тысячи женщин вышли на улицу. Многие шли с детьми на руках. Женщины требовали справедливости и равных с мужчинами прав. Демонстрация была разогнана властями. В память об этом событии с 1911 г. 8 марта стали отмечать как праздник солидарности женщин всего мира. В России его отмечают с 1913 г.: 8 марта 1913 г. многие российские женщины собрались в Петербурге на мероприятие, названное «Научное утро по женскому вопросу». После Февральской революции 1917 г. трудящиеся революционного Петрограда отметили Международный женский день политическими митингами и демонстрациями. После победы Октября в нашей стране день 8 Марта отмечается торжественно и празднично. В 1965 г. Международный женский день объявлен выходным днем. Это было сделано в честь заслуг советских женщин в годы Великой Отечественной войны, за их вклад в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир.
Слайд 22. Согласно официальной версии, история возникновения 8 марта связанна с легендарным «маршем пустых кастрюль», проведенным текстильщицами города Нью-Йорк в 1857 году. Женщины протестовали против нечеловеческих условий труда, низких зарплат и ограниченных прав в обществе.. А в 1910 году немецкая коммунистка выступила на форуме с требованием учредить Международный женский день
Слайд 23. Клара Цеткин подразумевала под таковым не сегодняшнее торжество с подарками и цветами, а массовое мероприятие 8 марта для проведения женщинами ежегодных митингов, забастовок, шествий. Именно таким способом тогдашние трудящиеся представительницы слабого пола могли открыто выразить свое недовольство жесткими условиями жизни и труда.
Слайд 24. Большинство нынче ничего не знают о Кларе Цеткин, либо представляют, что она – этакая серая шинель коммунистического и рабочего движения, которой в жизни ничего кроме политической борьбы было не надо. На самом деле Клара Цеткин была очень живой, интересный человек. Родом из семьи учителя немецкой приходской школы, Клара получила педагогическое образование и посещала разные политические кружки
Слайд 25. На территорию СРСР мероприятие привела подруга немецкой коммунистки Клары Цеткин - Александра Колонтай. И с 1921 года праздник стал законным и на наших просторах. Такова официальная история возникновения праздника женщин, весны и цветов 8 марта.
Слайд 26. Александра Михайловна Коллонтай родилась 19 марта 1872 года в городе Санкт-Петербурге. Умерла 9 марта 1952. Личность это легендарная. Первая в мире женщина-министр. Активно занималась дипломатической работой. Работала полпредом в Норвегии и Мексике. С 1930 года занимала пост посла в Швеции. Также принимала активное участие в работе Лиги Наций с 1934 по 1939 год.
Слайд 27. В конце жизненного пути, Москва, 1948 год Русская революционерка, государственный деятель и дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР. Член ВКП(б) с 1915 года. В 1917-1918 гг. была наркомом государственного призрения в первом Советском правительстве, что делает её первой женщиной-министром в истории.
Слайд 28. В искусстве XX века совершенно по - новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства. Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К. С. Петрова – Водкина (1878-1939). После Октябрьской революции художник стремится осознать взаимоотношения человека и мира, ощутить гармонию «планетарного бытия».Похожа или нет эта картина на привычное изображение мадонн? Кто она? Своё осмысление происходящих исторических событий он воплощает в прославленной «Петроградской мадонне» (1920).
Слайд 29. Нет, в нашей стране человека, который не знал бы проникновенного и мобилизующего плаката И. М. Тоидзе Жест поднятой вверх руки многим напоминал известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества. «Родина – мать зовёт!».
Слайд 30. Колыбельные песни есть практически у всех народов мира. В некоторых культурах было принято, чтобы мать сразу после рождения сочиняла ребенку особую «личную» песню, которая бы сопровождала его всю жизнь. Будучи одними из самых древних по происхождению форм фольклора, «оканья», «баюшки», «баюкальные песни» или просто «байки» - оказываются первыми музыкальными впечатлениями младенца. Образ женщины – матери в музыке Есть один жанр в вокальной музыке, который обязан своему появлению именно женщине. Колыбельные песни, это то лучшее, что создал и сохранил до настоящего времени русский фольклор за свою многовековую историю. Познакомьтесь с одной из таких колыбельных…(студент читает заранее подготовленный стих) Приложение 3
Слайд 31. Современное празднование Женского дня уже не имеет цели утверждения равенства, а считается днем весны, женской красоты, нежности, душевной мудрости и внимания к женщине, вне зависимости от её статуса и возраста. Как он празднуется в разных странах? Давайте посмотрим! Куба На острове Свободы – этот день особый. Это не просто еще один из праздников, когда можно не ходить на работу, а в вазочке будет вянуть дежурный букетик. 8 марта на Кубе наполнен особым смыслом, в воздухе витает дух революции и свободы. Мы уже почти стали забывать, что революция — дело женское. А вот на Кубе чтят традиции и предаются празднованию 8 марта поистине с революционным пылом.
Слайд 18. Уганда Международный женский день в Уганде связан с вековыми традициями народов. Легенда местных жителей о 8 марта основывается на том, что когда-то одна из женщин деревянным пестом, которым измельчала вареный корнеплод, ударила бога. С тех пор уделом женщины стала африканская красная земля и дефицитная здесь вода. А населяющие воду существа, преимущественно змеи, стали символом женщин. В этот праздник женщины Уганды надевают множество украшений, устраивают танцы и имеют возможность забыть о своих проблемах. В стране проходят всевозможные концерты и фестивали, которые образуют единую программу «Джанджобы».
Слайд 32. Япония В Японии у женщин целых два праздника в марте. Первый – Хина Мацури, который отмечают 3 марта, а второй – праздник девочек и цветения персика. А еще 14 марта тоже является женским днем и символизирует он «Белый день». По традиции подарки и поздравления в этот день принимают только те женщины, которые подарили что-нибудь своим возлюбленным на день Святого Валентина.
Слайд 33. Вьетнам Больше всего поражает серьезность празднования 8 марта во Вьетнаме. А все потому, что еще две тысячи лет назад там отмечали День памяти сестер Чинг, которые мужественно защищали свою родину. Сегодня же это чествование приходится на праздник 8 марта. Внушительный стаж праздника – 2 000 лет. Конечно же, и празднование должно быть соответствующим.
Слайд 34.Польша Международный женский день остается поводом для встреч и оказания внимания дамам всех возрастов в Польше. Но все-таки выходного дня 8 марта в стране нет, поэтому мужчины поздравляют любимых дам вечером за праздничным ужином.
Слайд 35. Италия Прекрасная половина человечества празднует его без мужчин, в своих собственных компаниях в ресторане или кафе. В Италии 8 марта не является выходным днем, поэтому отметить его получится только после работы.
Слайд 36. Казахстан Ну и, конечно же, нельзя не рассказать о том, как праздную этот день казахстанцы. В нашей стране этот день по праву считается выходным. И не удивительно, ведь к этому празднику мужская часть населения нашей страны готовится основательно, тщательно, стараясь не выдать свои намерения порадовать своих любимых женщин. Шикарные подарки, прекрасный ужин, нередко именно в этот день мужчины предпочитают делать предложения руки и сердца. Ведь особенно важно радовать своих любимых не только в этот день, но и каждый из жизни. Любите своих дам, боготворите их, радуйте каждый день, ведь женщина – это отражение мужчины.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
А теперь мы с вами разобьёмся на небольшие группы. Каждая группа в течение 5 минут составит текст поздравления: для своих одногруппниц, педагогов, мам, сестёр, бабушек или подруг. А мы пока послушаем красивую музыку.
ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Время вышло. Я надеюсь, все успели написать свои поздравления. И я прошу по очереди представителей каждой группы их зачитать!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Заключительное слово педагога. Вот мы сегодня с вами и совершили экскурсию в глубину времён и узнали, почему во все века ценили женщину. Я поздравляю с наступающим праздником всех будущих мам. Мужчинам желаю мужества и беречь своих женщин, а женщинам – женского счастья!
Приложение 2
Некрасов Н.А. Есть женщины в русских селеньях… (отрывок из «Мороз, красный нос»)