kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Использование нетрадиционных материалов в музыкальных играх как средство развития способностей детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по нетрадиционному применению бумаги.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Использование нетрадиционных материалов в музыкальных играх как средство развития способностей детей дошкольного возраста».»




МАДОУ «Детский сад №104 комбинированного вида» г. о. Саранск














«Использование нетрадиционных материалов в музыкальных играх как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста».














Музыкальный руководитель

Гомаюрова Т. П.





г. о. Саранск, 2023 год



(Слайды 1, 2) «Дошкольный возраст уникален,

именно поэтому важно не упустить

этот период для раскрытия творческого

потенциала каждого ребенка».

Светлана Гин

кандидат педагогических наук

(Слайд 3) Насыщенная информационная среда окружает современного ребёнка с момента рождения. Всё большее место в жизни дошкольников занимают компьютеры и электронные игрушки. Современных детей сложно чем-то удивить. Поэтому педагогическая деятельность музыкального руководителя требует обращения к новым формам, которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, устанавливающие нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы. У каждого музыкального руководителя и педагога должны быть свои секреты, свои методики. Объединяет все методики слово «творчество». Творческими в детском саду должны быть и взрослые, и дети. Именно творчество детей заставляет музыкального руководителя использовать в своей работе инновационные формы работы с детьми.

Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье, радость, возможность быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связаны с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.


(Слайд 4)

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Музыкально-дидактическая игра является самым актуальным и важным средством для творческого развития ребенка дошкольного возраста.

С помощью музыкально дидактической игры можно привить детям дошкольного возраста любовь к музыке и интерес к музыкальной грамоте. С помощью игр объединяются все разделы музыкальной деятельности таких как пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Они помогают развить у малыша музыкальный слух, чувства ритма и творческие способности. Большая ценность игры в том, что они легко доступны детскому пониманию, вызывают у детей интерес и желание участвовать в различных музыкальных играх. В результате малыши не только получают необходимые музыкальные знания, но и учатся любить и ценить музыку.

Неважно кем в дальнейшем станет ребенок - задача педагога воспитывать в нем творческое мышление и творческое начало. Маленький человек инстинктивно хочет творить, и в этом надо ему помочь. 

Одна из разновидностей музыкальной игры – это оркестр. Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребенку незатейливый инструмент.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна соответствовать 4-м простым условиям:

- быть легкой для детей и педагогов;

- быть интересной для них;

- быть систематической;

- быть групповой формой обучения.

Обучение для дошкольника должно быть не только легким и приятным времяпровождением, но и интересным.


(Слайд 5)

Цель при создании шумового оркестра: Развитие фантазии, творчества и музыкальных способностей детей.


У шумового оркестра есть свои особые задачи:

-активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре.

-воспитание интереса и любви к музицированию.

-практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.

-воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, умения работать в коллективе.

-знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально.


(Слайд 6)

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке, и желание музицировать не только у детей, но и у их родителей. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой; ложки, крышки от кастрюль, капсулы от Киндер – сюрпризов, одноразовая посуда, стержни от фломастеров и т.д. Шумовые инструменты, сделанные своими руками, развивают изобретательность, способствуют обогащению музыкального слуха детей, особенно его темброво-ритмического рисунка.


(Слайд 7)

Игра на шумовых инструментах наиболее доступна детям и является самым любимым видом детского творчества.

Использование данных нетрадиционных форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

1. Удается создать для детей, атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

2.  Дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

3. Дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, развивается слух, чувство ритма и коллективного оркестра;

 4. Педагог сам находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».


(Слайды 8, 9, 10) Музыкальные занятия занимают особое место в жизни дошкольника. Перед педагогом-музыкантом каждый раз встаёт вопрос, как сделать занятие интересным и насыщенным, дать детям возможность активного участия в нём. Поэтому нормой музыкальной жизни становятся инновационные технологии проведения занятий.

Одним из видов шумового оркестра является –«Бумажный оркестр». Упражнения с бумагой можно включать в работу начиная со второй группы раннего возраста. Детям предлагаются салфетки, так как они лёгкие и мягкие. Можно предложить фантики разных размеров и расцветок.

Этот лёгкий и доступный материал позволяет решать поставленные задачи, а детям всех возрастных групп освоить программный материал. Кроме того, салфетки и бумага каждый раз превращаются то в листочки, то в цветы, то в снежинки и снежки, в зонтик, крышу, мячик, барабан и т.д.

        

(Слайд 11) Заключение. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных шумовых инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей - непринужденно, легко и весело!

Спасибо за внимание!



Практическая часть (Приложение 1)

Сегодня я хочу, чтобы мы с вами поучаствовали в таком виде деятельности, как коллективная игра на нетрадиционных материалах, а точнее, игра на бумаге. Это лёгкий и доступный материал, который развивает фантазию детей, способствует снятию излишнего напряжения.

Коллективная игра подразумевает музыкально - исполнительскую деятельность в оркестре. А значит, наш оркестр сегодня будет шумовым.

Поверьте – шумовой оркестр – это быстро, легко и весело!


Основная практическая часть:

Педагог показывает конверт с письмом от «Весёлого ветерка».

Педагог: Сегодня утром к нам в сад, ребята, почтальон принёс письмо. Интересно от кого оно может быть? На письме написано – от «Весёлого ветерка». Сейчас я его прочитаю:

«Я весёлый ветерок

Шлю в подарок вам листок.

Интересно с ним играть

Постарайся угадать,

Чем листочек может стать?»

Педагог достаёт из письма листочки бумаги и показывает их детям.


Педагог: Ребята, а вы как думаете? Кем или чем может стать простой листочек бумаги?

Ответы детей: самолётиком, корабликом и т. д.

Педагог: Я предлагаю вам сегодня с нашими листочками бумаги всем вместе совершить путешествие в волшебную страну Вообразилию. Нашими помощниками станут - наше воображение, наша фантазия и, конечно же, музыка. И начнём мы с детей младшей группы.

Младшая группа.

Игра «Я бумагою шуршу»

Цель игры: Развитие музыкально- ритмического восприятия и мелкой моторики.

  1. Я бумагою шуршу, я её в руках держу.

Я бумагу так сминаю я бумагою играю.

Шу-шу, шу-шу, я бумагою шуршу.

(шуршат)

  1. Я бумагу разрываю, я на пол ее кидаю.

Я бумагу разрываю, я на пол ее кидаю.

(рвут бумажку)

  1. На ладошку положу, и теперь сдувать начну.

На ладошку положу, и теперь сдувать начну.

(сдувают бумажку)

  1. А теперь все соберу и потом гулять пойду.

А теперь все собираю всё в комочек я катаю.

Вот комочек я катаю, вот бумагой я играю.

(собирают бумагу, делают «комочек»)



Средняя группа

«Мячик в руках»

Цель игры: Развитие музыкально- ритмического восприятия, формирование понятия (левая рука – правая рука), цветовое восприятие (если используется цветная бумага)


  1. Мячик я в руках катаю и туда-сюда гоняю /2 р.    

(круговые движения мячом по ладошке)

Эта ручка правая, правая- умелая         

(взять мяч в правую руку и показать)

Эта ручка левая, левая – несмелая

(взять мяч в левую руку и показать)

  1. Мячик я сожму в ладошке, как сжимает лапку кошка/2р.    (сжимаем мяч)

Эта ручка правая, правая- умелая

Эта ручка левая, левая – несмелая.    

  1. Мячиком смету с ладошки мои маленькие крошки/ 2р.    

( Движением от себя провести мячом по ладошке правой руки, затем левой)

Эта ручка правая, правая- умелая        

Эта ручка левая, левая – несмелая. 

  1. Мячик я за спинку спрячу, никому не покажу.      

(мяч спрятать за спинку)

Где же мячик, где же мячик никому я не скажу

Эта ручка правая, правая- умелая (взять мяч за спиной в левую и показать «привет» правой)

Эта ручка левая. Левая – несмелая.  (взять мяч за спиной в правую руку и показать левую)

  5. Мячик я в руках катаю и туда-сюда гоняю. (круговые движения мячом по ладошке)

Мячик я в руках катаю, вот как с мячиком играю.


  (В конце игры можно закрыть мяч в ладошках и спросить:

    -какой цвет мячика у меня?  -какой у Кати, Саши и т. д)



Подготовительная группа

Предварительная работа. Разминка.

Педагог. Ребята, давайте возьмём в руки листок бумаги, встанем в круг, и отправимся в путешествие под весёлую песенку.


Р. Н. М. «Ах, вы сени» (минус)

1. Мы с листочками шагаем, выше ноги поднимаем,

Раз, два, раз, два – выше ноги поднимаем.

(Дети держат листок бумаги правой рукой перед собой)


2. Чтоб не мокнут под дождём, крышу мы с собой возьмём.

Раз, два, раз, два – крышу мы с собой возьмём.

(Дети кладут листок бумаги на голову, поддерживая его руками)


3. Солнце стало припекать, стало жарко нам опять.

Раз, два, раз, два стало жарко нам опять.

(Дети обмахиваются листком бумаги, как веером)


4. Появился ветерок, дует, дует, на листок.

Раз, два, раз, два, дует, дует на листок.

(Дети дуют на листок бумаги, держа его вверху перед собой)


  1. А сейчас мы в круг встаём и листок передаем.

Раз, два, раз, два – и листок передаём.

(Дети передают по кругу листок бумаги)


6. А сейчас листком помашем, дружно, весело запляшем.

Раз, два, раз, два – дружно, весело запляшем.

(Дети выполняют танцевальные движения с листком бумаги)


7. Мы с листочками шагали, утомились и устали.

Раз, два, раз, два, отдохнуть нам всем пора.

(Дети садятся с листком бумаги на свои места)


Педагог: Ребята, мы с вами попали в страну волшебных звуков. Для начала мы возьмём наш волшебный листочек в левую руку и ударим в серединку нашего листочка пальчиками правой руки. У нас получился «Большой барабан» и он зазвучит громко и радостно - бам, бам, бам! (педагог показывает детям)

А можно изобразить и «Малый барабан», стучать пальчиками чаще – бам, бам, бам, бам….

Педагог: Молодцы ребята! Хорошо у вас получается!

Следующий приём – «Шуршание». Листочек оставим в правой руке и сделаем им волнообразные движения. (педагог показывает детям) Звук, издаваемый листком бумаги, напоминает шуршание, как вы думаете какого животного?

Дети: Это шуршит мышка.

Педагог: Правильно.

Следующий приём – «Стирка». Двумя руками делаем движения, похожие на стирку белья.


Пусть звучат сегодня в зале музыка и смех

Наш оркестр «БУМАЖНЫЙ», конечно, лучше всех!

Листочки наши шуршат, скрипят, стучат-

И наши результаты Вас точно удивят!

«Бумажный оркестр» (Дети стоят в 2х линиях)

Цель игры: развитие танцевально - ритмических движений экспериментирование на музыкальных занятиях, развитие быстроты смены движений.


Педагог: Хороший получился у нас оркестр, необычный. А теперь нам пора отправляться обратно домой. Давайте встанем со стульчиков, возьмём с собой волшебный листок и построим большой круг в центре нашего зала. Отправляемся домой под весёлую песенку.


1. Мы с листочками шагали, выше ноги поднимали,

Раз, два, раз, два – выше ноги поднимали.

(Дети держат листок бумаги перед собой)


2. Быстро ты сомни листок, попади-ка в цель дружок.

Раз, два, раз, два – попади-ка в цель дружок.

(Дети комкают лист бумаги и бросают в корзину)

Звучит проигрыш.

3. На места садись дружок, наш закончился урок.

Раз, два, раз, два – наш закончился урок.

(Дети садятся на свои места)


Педагог: Ребята, я думаю, что вам понравилось путешествие в волшебную страну Вообразилию. Нашему другу - Ветерку я напишу ответ и расскажу в письме о нашем необычном путешествии с простым листком бумаги.

Посмотрите, у меня в руках есть необычная коробочка, куда я спрятала имя самого талантливого, внимательного, музыкального и творческого ребёнка. (Дети заглядывают в коробочку с «сюрпризом»).

До свидания друзья! До новых встреч!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гомаюрова Татьяна Петровна

Дата: 26.03.2023

Номер свидетельства: 628406


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства