kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка игровой программы «Традиции и обычаи Липецкой области"в рамках городской воспитательной акции «Культурный код юного липчанина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе обучающиеся знакомятся с историей родного края, традициями чаепития на Руси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка игровой программы «Традиции и обычаи Липецкой области"в рамках городской воспитательной акции «Культурный код юного липчанина»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ»

ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА








Методическая разработка игровой программы

«Традициии и обычаи Липецкой области. Фестиваль «Краснинский самовар»

в рамках городской воспитательной акции

«Культурный код юного липчанина»



Продолжительность – 45 минут

Возраст обучающихся – 5 – 7 лет









Подготовила:

педагог дополнительного образования

Диогенова Инна Николаевна














г. Липецк, 2020 год


Пояснительная записка

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
 К.Паустовский. 

Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным образованием, выступает проблема становления у детей ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека.

Дошкольный и младший школьный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края.



Дата проведения: 08.10.2020 г.

Место проведения: ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова, кабинет №м 24.

Цель: формирование интереса к истории, традициям и обычаям родного города. чувство гордости за свой город.

Задачи:

  • познакомить с традициями и обычаями родного города;

  • познакомить с традициями чаепития на Руси;

  • познакомить с обычаями фестиваля чая Липецкой области;

  • совершенствовать память, внимание, логическое мышление;

  • развивать воображение и речевую активность;

  • формировать у обучающихся патриотические чувства по отношению к малой Родине.

Демонстрационный материал: слайды традиций чаепития на Руси, обычаи фестиваля «Краснинский самовар», пакетики чая, бутофорские кружки, «волшебный мешочек». Раздаточный материал: бутофорские блины, тарелки, кружки.


Ход программы:

1. Приветствие.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю -

Всех я вас приветствую!

2. Основная часть.

Здравствуйте, ребята! Расскажите мне, что такое Родина? (Это место, где человек родился и живет). Как называется город, в котором мы с вами живём? (г. Липецк) Ребята, сегодня я хочу отправиться вместе с вами в путешествие. Скажите, а на чем можно путешествовать? (На самолете, поезде, воздушном шаре, автомобиле, велосипеде, самокате, мотоцикле, автобусе и пр.) Правильно, ну а я предлагаю вам полететь на воздушном шаре. Давайте вспомним, как выглядит это средство передвижения? (Он большой, красивый, круглой формы, внизу имеется специальная корзина для пассажиров). Чем наполнен воздушный шар? (Воздухом). Давайте мы наполним купол нашего шара воздухом. (Обучающиеся выполняют дыхательное упражнение - интенсивно дуют ртом). А вы знаете, что попасть в корзину не просто. Первыми зайдут те из вас, кто назовёт свой домашний адрес (а остальные зайдут после них, все вместе). Ну вот и прекрасно, мы готовы к путешествию. А перемещаться мы будем по области города Липецка. Мы прилетели в Краснинский район города Липецка в деревню Щербаково где  проходит фестиваль традиционной народной культуры и русского гостеприимства «Краснинский самовар». Здесь можно узнать много интересного о чае, продегустировать новые сорта, знатоки раскроют секреты правильного заваривания и посвятят в тайны чайной церемонии. Гостей ждет выставка редких чайников и самоваров из частных коллекций, выставка-ярмарка натурального мёда, домашнего варенья, изделий народных художественных промыслов. Ребята, а вы любите чай? Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

(Педагог показывает иллюстрации чаепития в России).

Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

Как вы думайте, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).

Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара). В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.

Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры). Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья». (Обучающиеся встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего),дают ему платочек).

  • Игра «Бабушка Маланья»

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

Обучающиеся движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть! Это волшебный мешочек.

В нем что-то есть. Да здесь загадки для вас!

  • Загадки

1. Белый камешек растает,

Чай мой сладким сразу станет.

(Сахар)

2. Кольцо не простое,

Кольцо золотое

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объеденье. (баранка)

3. Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит… (Самовар)

Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).

Почему самовар так назвали? А что он варит? (воду) Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили. Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные. (Обучающиеся рассматривают изображения разных самоваров). Ребята давайте поговорим, какой чай у нас получится: если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем?

- Если с листьями жасмина?

- С веточками малины?

- С листьями клубники?

- С веточками вишни?

- Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?

- Если в чай добавить кусочки яблока?

- Цедру лимона?

- Кусочки персика?

- Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай?

  • Физкультминутка

А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие - бедняжки.

(«Пружинка», одна рука на поясе) .

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

(Кружимся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг руками).

А сейчас ребята я расскажу вам о полезности чая:

1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

2. Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

3. Черный, красный и зеленый

Рассыпной и листовой.

Чай – напиток бесподобный

Это скажет вам любой.

Хорошо, гостей встречая,

Посидеть за чашкой чая!

3. Итог.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Из чего любили пить чай?

- Что делали люди в праздники? (пели, играли, танцевали)

- Понравилось ли вам наш праздник?


Использованная литература:

1. Приобщение детей к истокам русской «народной культуры» -

СПБ.: Детство -Пресс, 2002

2. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и

социальной действительностью» - М: ЦГЛ, 2005

3. Журнал «Обруч».

4. Приобщение к миру взрослых: Игры-занятия по кулинарии для

детей/Под редакцией О. В. Дыбиной.М.:ТЦ Сфера, 2010 - 128 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Инна Николаевна Диогенова

Дата: 13.10.2020

Номер свидетельства: 559925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства