Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
МДОБУ «ЦРР Детский сад № 5 Лесозаводского городского округа»
Методическая разработка
«Детско-родительский клуб
как инновационная форма решения
задач музыкально-художественной
деятельности детей и родителей в
ДОУ»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Тарасова Ольга Анатольевна
г. Лесозаводск
2020 год
Данная методическая разработка посвящена вопросу организации совместной музыкально-художественной деятельности дошкольников и их родителей. Применение различных видов совместного музыкально-художественного творчества детей и родителей позволяет результативно развивать музыкальные и творческие способности дошкольников. Методическая разработка содержит несколько примеров выстроенных сценариев творческих встреч в детско-родительском клубе «Гармония», который работает в нашем дошкольном учреждении. Предлагаемая форма организации музыкально-художественной деятельности и методический материал может заинтересовать не только музыкальных руководителей, старших воспитателей и методистов детских садов, но и учителей музыки в начальных классах общеобразовательных школ.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………4
Сценарий творческой встречи «Осеннее приключение»
в рамках детско-родительского клуба «Гармония» для младшего дошкольного возраста..........................................................................................7
Сценарий творческой встречи «Озорные нотки»
в рамках детско-родительского клуба «Гармония» для старшего дошкольного возраста ……………………………...………………………….14
Диагностика уровня развития музыкальных способностей………………... 23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………......29
Приложение……………………………………………………………………..31
Введение
В основе деятельности нашего сада лежит Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Одной из отличительных особенностей Программы является направленность на нравственное воспитание дошкольников, поддержка традиционных ценностей, таких, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, а так же формирование традиционных гендерных представлений, воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Все вышеизложенные компоненты реализуются в работе детско-родительского клуба «Гармония». Клуб имеет своё перспективное планирование на учебный год. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкально-художественной деятельности детей особенно актуален в наши дни.
Целью деятельности детско-родительского клуба является решение задач музыкального образования детей и родителей в ДОУ, раскрытие перед родителями важных сторон музыкально-художественного развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного образования, развитие гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Задачи взаимодействия с родителями по музыкально-художественной деятельности:
вызвать интерес у детей и родителей к музыкально-художественной деятельности;
приобщать родителей к совместной музыкальной и творческой деятельности;
привлечь родителей к созданию условий для музыкально-художественной деятельности;
вызвать желание родителей участвовать в жизни МДОУ;
совершенствовать музыкально-художественные способности воспитанников;
перевести родителей от роли наблюдателя за действиями, к прямому включению в процесс музыкально-художественной деятельности в детском саду, к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшения взаимоотношения между детьми и взрослыми, перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу.
Ожидаемый результат деятельности детско-родительского клуба «Гармония»: приобщение детей и родителей к музыкально-художественной деятельности, установление партнѐрских отношений между участниками образовательного процесса в ДОУ.
Методическая разработка предлагает несколько примеров выстроенных сценариев творческих встреч дошкольников и родителей, организованных музыкальным руководителем ДОУ. Взаимодействие родителей и детей происходит в каждом разделе музыкально-художественной деятельности: слушание, музыкально-ритмические упражнения, пение и песенное творчество, музыкально-игровая творческая деятельность. Посредством совместного детско-родительского творчества в лучшей степени развиваются музыкальные, художественные и творческие способности дошкольника.
Сценарий творческой встречи «Осеннее приключение»
в рамках детско-родительского клуба «Гармония»
для младшего дошкольного возраста
Предложенный материал содержит различные виды музыкально-художественной деятельности, включая пальчиковую гимнастику и дидактическую игру на знание цветов, соответствующие разделам музыкально-художественной деятельности младших дошкольников.
Цель: формирование духовно-нравственных и гуманных чувств и отношений у детей младшего дошкольного возраста и их родителей в процессе музыкально-художественной и познавательной деятельности.
Задачи:
привитие интереса у детей и взрослых к совместной музыкальной деятельности;
создание благоприятной, теплой и душевной атмосферы;
развитие эмоциональной отзывчивости;
привлечение родителей к музыкальной жизни детского сада.
Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи (П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года», звуки шума ветра, мелодия «Листочки по ветру летят», русская народная песня «Во саду ли, в огороде», музыкальный фон для игр, английская народная песня «Потанцуй со мной дружок»), видеопроектор с экраном для презентации, яблоки для угощения, магнитная доска, вырезанные из цветной бумаги орешки и грибочки, яблоки трёх цветов и три ежа, листочки для каждого участника, крупы для игры: фасоль и горох, тарелочки; детские народные инструменты для оркестра.
Ход мероприятия
Дети и родители приглашаются в полукруг.
Музыкальный руководитель
Ребята, давайте поприветствуем друг друга, наших родителей и гостей.
Листья улетели Вслед за птичьей стаей. Я по рыжей осени День за днём скучаю.
Небо загрустило, Солнце унывает… Жаль, что осень тёплой Долго не бывает!
- О каком времени года говориться в стихотворении?
П.И. Чайковский «Осенняя песня» из альбома «Времена года»
Дети
осень
Музыкальный руководитель
Правильно, осень. Я предлагаю вам совершить небольшую прогулку в осенний лес.
На последнем слайде звучит шум ветра.
Муз. рук. поднимает с пола яблоко «прикатившееся» из леса.
Презентация «Осенние пейзажи»
Шум ветра
Музыкальный руководитель
Ребята, как вы думаете, откуда здесь взялось яблоко?
Дети
Кто-то его бросил?
Родители
Кто-то его потерял?
Музыкальный руководитель
Нам очень нужно найти хозяина яблочка. Для этого мы отправимся в осенний лес. А чтобы не скучать в дороге, ребята исполнят песню «Осень, осень к нам пришла»
Песня «Осень, осень к нам пришла» Ю. Михайленко
Осенний пейзаж
Музыкальный руководитель
Молодцы, ребята. Мы и не заметили, как оказались около большого дуба.
Кто же здесь живет?
Магнитная доска с нарисованным дубом и дуплом в нем.
Дети и родители
Белка
Слайд «Белочка»
Со стихотворением
Музыкальный руководитель
А вот чем она занимается, нам прочитает мама Аделины.
МамаАделины
Я сегодня утром ловко Шишек принесла в кладовку Да на остреньких сучочках Поразвесила грибочков...
Музыкальный руководитель
Да вот только сильный ветер все запасы у белочки перепутал в корзинках. Давайте поможем белочке развесить её запасы: на верхнюю веревочку - грибы, а на нижнюю – орешки. (привлекаются и дети и родители)
Магнитная доска: полоски- веревочки, орешки и грибы по числу участников, магнитики.
Игра «Развесь орешки и грибочки»
Музыкальный руководитель
Хорошо, славно потрудились. Как вы думаете, не белочка ли потеряла яблочко?
Дети и родители
Нет, её запасы на зиму: грибы и орехи.
Музыкальный руководитель
Посмотрите, Белочка нам оставила пожелание, попросим маму Лизы прочитать его.
Чудно музыка звучит,
тихо ветер шелестит, Вы листочками взмахните,
тоже танцевать начните. Эй, ребята, все вставайте
и свой танец начинайте!
Слайд «Пожелание»
Танец с листочками «Листья по ветру летят»
Слайд «Листопад»
Листочки для детей и родителей
Музыкальный руководитель
А теперь мы отправимся дальше по дорожке, поищем хозяина яблочка.
(физминутка, движения по содержанию текста)
По дорожке мы шагаем Топ-топ, ножки, топ! И в ладоши ударяем. Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! Ай да малыши! (присели) Ай да крепыши! (встали, руки вверх)
Слайд с тропинкой в лесу
Музыкальный руководитель
Посмотрите, напроказничал сильный ветер и в норке у мышки, разбросал все запасы фасоли и гороха. Давайте, скорее, поможем ей. Но сначала разомнем свои ручки.
Пальчиковая гимнастика
Мышка в норку пробралась,(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Слайд «Мышка около норки»
Игра «Собираем фасоль и горох » (чашки для каждой семьи и одна общая большая)
Музыкальный руководитель
Ребята, какие запасы на зиму у мышки?
Дети
Фасоль и горох.
Музыкальный руководитель
Есть ли тут яблочки?
Дети
Нет
Музыкальный руководитель
Посмотрите, Мышка нам отправила пожелание. Попросим маму Ульяны его прочитать:
Встаньте все скорее вместе,
Вот и маленький оркестр!
Заиграйте веселей,
Чтоб порадовать гостей!
Слайд «Пожелание»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» - шумовой оркестр детей и родителей.
Заставка народных узоров
Музыкальный руководитель
Что ж, отправляемся дальше в путь.
(физминутка, движения по содержанию текста)
Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!
Слайд «Тропинка»
Музыкальный руководитель
Посмотрите, ребята. Где мы оказались!
Слайд «Семья ежей с корзинкой яблок»
Родитель (мама Вани )
Ребята-ежата Осенним тёплым днём Выбрались погреться С папою ежом. Юные комочки, Глазки – угольки, Мордочки с хитринкой – Знать озорники.
Музыкальный руководитель
Ребята, посмотрите. Что у ежей в корзинке?
Дети
Яблоки
Музыкальный руководитель
Вот кто хозяин нашего яблочка! Только семейке ежей нужна помощь: каждый ёж несет на своей колючей спинке яблоки одного цвета. Мы с вами поможем им распределить яблочки.
Магнитная доска: из картона 3 ежа, яблоки трех цветов (красные, желтые, зеленые)
Дидактическая игра «Яблоки по цвету» (участвуют дети и родители)
Музыкальный фон - заставка
Музыкальный руководитель
Вот и помогли всем.
Семья ежей нам тоже оставила пожелание. Прочитает нам его мама Артема.
Становись скорей в кружок,
Потанцуй со мной дружок!
Шаг назад, шаг вперед
И на месте поворот!
Слайд «Пожелание»
Музыкальный руководитель
Ребята, что напоминают вам эти слова?
Дети
Танец
Музыкальный руководитель
Давайте пригласим наших мам с нами потанцевать. Я думаю, вам не трудно их будет научить.
Парный танец детей и родителей под английскую народную песню «Потанцуй со мной, дружок!»
Музыкальный руководитель
Какое замечательное осеннее приключение у нас получилось. Мы помогли жителям леса собрать запасы на зиму и нашли хозяина яблочка. Что же, ребята, вам понравилось, что понравилось нашим родителям? (ответы)
Слайд «Белочка, мышка, ежик»
Музыкальный руководитель
Благодарные жители леса оставили для ребят и родителей осенний подарок - корзинку с вкусными и полезными яблочками.
Спасибо вам!
Слайд «Осенний лес» музыкальный фон
Сценарий творческой встречи «Озорные нотки»
в рамках детско-родительского клуба «Гармония»
для старшего дошкольного возраста
Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы дошкольников в процессе совместной с родителями музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
развивать умение понимать смысл музыкального фрагмента (колокольный звон), определять его характер;
расширять диапазон детского голоса при помощи вокальных упражнений В.В. Емельянова;
поощрять сочинение простейших мелодий;
развивать умение ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, выразительно передавать в движении ритмический рисунок, музыкальный образ («Рисуем музыку весны»);
формировать взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
уточнить представления детей о первых признаках весны, первых весенних цветах;
обогащать и активизировать словарь детей (колокольный звон, трезвон, звонари, Царь-колокол);
развивать двигательную деятельность, пластику, гибкость, крупную и мелкую моторику рук.
Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи (А. Журбин «Прогулка», звук моря, колокольный звон для слушания, колокольный звон для исполнения трезвона, «Марш» Д. Кабалевский, И. Штраус «Вальс», С. Рахманинов «Итальянская полька», «Весенний вальс» Ф. Шопена, звуки весеннего леса и ручейков, минусовая фонограмма песни «Мы хотим, чтоб птицы пели» музыка Я. Жабко, слова Е. Каргановой), видеопроектор с экраном для презентации, колокольчики различной величины и металлофоны для исполнения трезвона.
Ход мероприятия:
Музыкальное приветствие
Звучит «Прогулка» А. Журбина, дети и родители произвольно заходят в зал.
Слайды
Слайд 1 титульник
музыка
Музыкальный руководитель
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Я очень рада вас видеть. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Я хочу всем вам подарить своё прекрасное настроение (делает жест от сердца).
А вы подарите его мне и друг другу.
Ну а теперь, улыбнитесь скорее!
И сегодня весь день будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щечки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки тоже мы потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
Сегодня, нам очень пригодится хорошее настроение и помощь друг друга, потому что мы с вами отправляемся на поиски озорных радужных ноток.
Посмотрите, что случилось с веселой радугой. Она стала бесцветной и скучной. Озорные ноты пропали сами и забрали все цвета у радуги.
Слайд 2 Доброе утро
Слайд 3 бесцветная радуга
Музыкальный руководитель
Мы отправляемся на музыкальный Остров хорошего настроения. На этот остров мы поплывём на корабле. Сначала нам нужно собрать в дорогу чемоданы.
Чемоданы собираем (кладут ладошку на ладошку)
И в кораблик загружаем.
Пассажиры суетятся (делают «моталочку»),
На сидения садятся. (хлопают в ладоши.)
Уплываем, уплываем (машут правой, затем левой рукой, прощаются)…
Телеграммы посылаем. (стучат кулачком правой руки по ладони левой.)
Вот причал ( поднимают руки вверх)
– Кораблик ждёт… (Опускают руки на колени.)
Мы поехали! Вперёд!
(все садятся в импровизированный кораблик )
Слайд 4 корабль море
Звук моря
Звучит колокольный звон
Слайд 5 колокола
Колокольный звон
Муз. рук.
Что вы слышите? Остров встречает нас колокольным звоном. Мы подплываем. Музыка приглашает нас выйти из корабля. Ребята, а какая по характеру эта музыка? (Ответы детей.) Правильно, а ещё она торжественная и мелодичная.
Существует одна легенда о колоколе. Её нам расскажет мама Вероники.
Слайд 6 прилагательные появляются по очереди на слайде по щелчку
1 громкая
2 важная
3спокойна
4торжест
5 красивая
Фон -Колокольный звон
Мама
Вероники
В давние времена в Москву везли огромный колокол. Но по дороге он упал и раскололся на множество осколков. Мастера-умельцы сделали из осколков колокола. Колокола бывают по размеру от совсем маленьких до огромных.
Самый большой колокол находится в Москве, в Кремле, он называется Царь-колокол. Посмотрите, какой он огромный.
Слайд 7 колокола разных размеров
Слайд 8 царь-колокол
Муз. Рук.
А где вы слышали звучание колоколов? (Ответы детей.) Правильно, они звучат в церквях, монастырях. Если радостно звучат сразу несколько колоколов, то мелодия называется трезвон. Давайте запомним это слово.
Мы можем стать звонарями прямо сейчас – и вы, и я. Предлагаю взять колокольчики и сыграть трезвон.
Слайд 9
колокола
Исполняется детьми и родителями «трезвон » под музыкальное сопровождение.
трезвон
Муз. Рук.
А мы продолжаем свой путь – дальше пойдём пешком. Музыка вам подскажет, как нужно двигаться: быстро, медленно, весело, легко или плавно.
Слайд 10
Дорога
Марш
Вальс
полька
Музыкально-дидактическая игра «Музыка и движение»
Марш Д.Кабалевский, И. Штраус «Вальс», С. Рахманинов «Итальянская полька». Дети в паре с родителями двигаются в соответствии с музыкальным сопровождением.
Муз. Рук.
Посмотрите, какая прекрасная весенняя поляна встретилась на нашем пути.
Мне очень хочется вместе с вами нарисовать весеннюю музыкальную картину. Но у нас нет ни красок, ни карандашей. Что нам поможет? (Ответы детей.) Правильно, наши волшебные руки, голова, наше тело. А ещё художниками нам помогут стать музыкальные звуки. Давайте попросим весенние краски у природы: (ритмопластика: показывает и говорит ребенок)
голубую – у неба, (прямые руки вверх)
белую – у облака. (рисуем круги прямыми руками)
зелёную – у первых листочков; (вращение кистями рук)
жёлтую – у одуванчиков; (сдуваем по очереди пыльцу с ладошек)
синюю – у речки; (прямые руки вниз)
оранжевую – у солнышка; (разведенные руки вверх)
красную – у первых тюльпанов. (сформировать ладошками цветок)
Слайд 11
Картины весны
Слайд 12 1небо по щелчку
2облака
3 листочки
4 одуванчи
5 речка
6 солнышк
7 тюльпан
Фон тихий до сосулек.
Муз.рук.
Какие вы молодцы! У вас очень послушные, музыкальные ручки. Замечательные картины у вас получились! Какое настроение было у музыки? Какой характер? (отвечают и родители и дети: ласковый, добрый, нежный, светлый.)
Слайд 13 с прилагательными по щелчку
1красивая
2ласковая
3нежная
4светлая
5добрая
6 мелодич
фон
Муз.рук
А что ещё происходит весной? (Ответы детей.) Правильно, тают сосульки. Вот так (жест рукой сверху вниз): кап, кап, кап, буль, буль, плюх!
Дети и родители присаживаются на ковёр и смотрят видеофрагмент под музыку Ф. Шопена.
Журчат весёлые маленькие ручейки. (Дети делают языком «булькающие» движения интонируют сверху вниз.)
А теперь родители пожурчат, как большие ручейки. Ручейки вливаются в речки. (Делают «булькающие» движения языком слева-направо.)
Прилетели букашки – з-з-з-з-з , жуки – ж-ж-ж-ж-ж . Запели птицы (дети и родители поют по-разному: чикчирик, ку-ку, кар-кар)
Слайд 20 ручьи
полянки
птицы
Муз.рук.
Я вижу: вдали виднеются горы. Подойдём поближе и посмотрим (дети и родители встают)
Мы будем подниматься в гору и спускаться. Горы мы нарисуем голосом. Поможем себе рукой (изображают рукой поступенное движение вверх и вниз)
Попевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» (от «до» до «соль») (исполняют дети и родители)
На пути встретилась гора «А», следующая гора «О», «У» (исполняются те же попевки на гласные звуки)
Слайд 21 горы
Мама Ибрагима
Ребята, а вы знаете кто такой – композитор? (ответы детей)
Человек, который сочиняет музыку. Давайте и мы с вами сочиним наши песенки на слог «ля». Спойте нам свои песенки смелее. (Дети и родители исполняют свои импровизации-песенки)
Муз.рук.
Как чудесно на музыкальном острове! Посмотрите, что произошло с нашей музыкальной радугой! Она снова красивая и разноцветная, у каждого цвета есть своя нотка. Всего их семь. Вот и нашлись озорные нотки, а мы споем для всех песню о весне.
Слайд 22
Радуга цветная
Дети исполняют песню «Мы хотим, чтоб птицы пели» муз. Я. Жабко, сл. Е. Каргановой.
мнемотаблица
Слайд 23 – 1 куплет
Слайд 24 – 2 куплет
Слайд 25 – 3 куплет
песня
Муз.рук.
Пришла пора прощаться с музыкальным островом. Нас ждёт корабль. (Под звучание весёлой музыки дети занимают места на «корабле».)
Ребята, скажите: какое у вас настроение? Можете сказать, что у вас сегодня счастливый день? Что вам сегодня особенно запомнилось? (Ответы детей.)
Да, мы пели, танцевали, были звонарями, познакомились с легендой о большом колоколе, узнали, что такое трезвон, рисовали движениями картину весны и даже были композиторами.
Слайд 26
Музыка моря
Муз. Рук.
Вот мы и приплыли. Выйдем на берег. Я очень рада, что мы подружились. Давайте попрощаемся. Положите ладошки на мою руку.
Вот закончилась игра.
До свидания!
Ура!
Ребята, я хочу подарить вам диск с замечательной музыкой. Вы будете слушать её вместе с воспитателями.
Я желаю вам здоровья и добра!
Слайд 27
радуга и до новых встреч!
Диагностика уровня развития музыкальных способностей
Диагностика уровня музыкального развития детей дошкольного возраста является важной составляющей работы музыкального руководителя в ДОУ.
Наша цель – выявить динамику развития аспектов музыкально-художественной деятельности в результате совместной музыкально-художественной деятельности детей и родителей. Систематическая проверка музыкальных способностей и навыков музыкальной деятельности дошкольников дает возможность педагогу проследить динамику музыкального развития каждого ребенка и группы в целом и, при необходимости, уделить больше внимания тем детям, у которых наблюдается отставание по каким-либо позициям. Ежегодные диагностические исследования позволяют музыкальному руководителю выявить недочеты и собственной педагогической деятельности, скорректировать ее в нужном направлении. Таким образом, нет необходимости доказывать значимость этого вида профессиональной деятельности музыкального руководителя, ее направленности на совершенствование музыкально-образовательного процесса.
Степень развития музыкальных способностей и творческого потенциала мы определяли по методике Ветлугиной Н.А.
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку:
- Что ты больше всего любишь делать: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему?
- Слушание ребенком двух незнакомых музыкальных произведений, давая им название - «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского.
Предложить ребенку рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.
Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется.
2. Звуковысотный слух;
Музыкальный руководитель показывает птицу и птенчика и сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов (звуки терции - ми-соль; в пределах квинты). Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голосок звучал?
Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий.
3. Чувство ритма:
Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (петух, цыпленок, курица) и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняются, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю».
4. Динамический слух:
Ребенку показывают картинки-аккордеоны и поясняют, что каждый аккордеон звучит по-разному: большому аккордеону соответствует умеренно громкое звучание; среднему - громкое звучание; маленькому - тихое звучание.
Теперь послушай, скажи и покажи, какой аккордеон звучит? (Последовательность - умеренно громко, громко, тихо).
5. Тембровый слух;
Ребенку показывают и называют музыкальные инструменты. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком-то инструменте за ширмой или включать запись, а ты послушаешь, посмотришь, покажешь и назовешь тот, на котором я буду играть».
Последовательность: фортепиано, скрипка, балалайка, аккордеон, флейта (инструменты частично знакомые детям).
6. Пение:
Предложить ребенку спеть любимую детскую песню (свою или разучиваемую в детском саду).
7. Музыкальное мышление;
А) репродуктивное, перцептивное - ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения (по программе старшей группы), определить жанр (марш, танец, песня), назвать композитора, рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения (под музыку).
Б) продуктивное творческое мышление - сочинить «свою» песню или танец, либо марш, т.е. ребенок может спеть или станцевать, или сыграть на металлофоне (по своему желанию).
8. Музыкальная память;
Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем ребенку предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка).
9. Музыкально-ритмические движения:
Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; полуприседание с выставлением ноги на пятку).
10. Игра на детских музыкальных инструментах:
Предложить ребенку подыграть на металлофоне простейшую мелодию (н-р: «Небо синее», муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова или др. на усмотрение музыкального руководителя - в соответствии с программой).
Наравне с развитием музыкальных способностей данная методика помогает прослеживать уровень проявления творческого потенциала дошкольников. Уровни подразделяются на низкий, средний и высокий. В соответствии с содержанием данной методической разработки прилагаются две диагностические карты согласно возрасту участников мероприятий.
Сводная сравнительная диагностическая карта психолого-педагогической работы по музыкально-художественной деятельности
детей младшего дошкольного возраста за период
сентябрь 2018- декабрь 2018
№
группа
Уровни развития музыкальных способностей и творческого потенциала
Высокий
Средний
Низкий
сентябрь
декабрь
сентябрь
декабрь
сентябрь
декабрь
чел
%
чел
%
чел
%
чел
%
чел
%
чел
%
1
Вторая младшая
группа «Семицветик»
(18 человек)
4
22
5
28
12
67
12
67
2
11
1
5
Сводная сравнительная диагностическая карта психолого-педагогической работы по музыкально-художественной деятельности детей
старшего дошкольного возраста за январь 2020
№
группа
Уровни развития музыкальных способностей и творческого потенциала
Высокий
Средний
Низкий
январь
май
январь
май
январь
май
чел
%
чел
%
чел
%
чел
%
чел
%
чел
%
1
Старшая группа «Почемучки»
(19 человек)
4
21
6
31,5
13
68
12
63
2
11
1
5,5
Согласно выявленным результатам мониторинга мы можем сделать вывод о положительной динамике развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка старшего дошкольного возраста. Следовательно, в рамках детско-родительского клуба «Гармония», созданы необходимые условия для реализации музыкальной образовательной деятельности и проявления творчества дошкольников.
Заключение
Важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников является новые формы сотрудничества музыкального руководителя с родителями. Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. С этой целью был организован детско-родительский клуб «Гармония», который акцентирует внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением.
Получая положительный эмоциональный заряд в совместной с родителями деятельности, ребенок открывается навстречу добру и красоте. Этому способствуют совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность отношений. Совместное творчество дарит детям теплоту дружественного общения, уважения друг к другу, сплочение в успешном достижении цели. Подобные мероприятия, объединяющие детей и родителей, воспитывают у детей уважение к старшим. Взрослые же видят детей с неожиданной для них стороны и стремятся к развитию их творческих способностей. В их отношениях возникает содружество и взаимопомощь. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Список литературы:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Настольная книга музыкального руководителя. Автор-составитель И.П. Равчеева.
Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. З.Роот
Программа «Гармония» Авторы К.Тарасова, Т. Нестеренко, Т. Рубан
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.
Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников.
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Автор-составитель О.Н.Арсеневская.
Организация, проведение и формы музыкальных игр. Автор-составитель И.П.Равчеева
Барсукова Н.Г., Вершинина Н.Б., Суворова В.М., Фролова Н.Г. «Музыка в детском саду» Планирование, тематические и комплексные занятия.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.
Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. З.Роот
Зацепина М.Б., Т.В.Антонова « Праздники и развлечения в детском саду»
Захарова С.Н. «Праздники в детском саду»
Тематические праздники и развлечения. Старшая группа. Автор-составитель О.Н.Арсеневская.
Подшибякина С.Ю. «Хоровод круглый год»(инсценировки, песни и танцы для дошкольников)
Лапшина Г.А. «Календарные и народные праздники в детском саду» Осень – зима.
Открытие детско-родительского клуба по музыкально-художественной деятельности «Гармония»
Стендовая информация (папка-передвижка)
1 О клубе
2 Для чего нам нужен клуб?
3 Родители о клубе
(Пожелания и предложения)
Беседа на тему «Музыка вокруг нас»
Песенное творчество «Веселые распевалочки»
Слушание «Музыкальная осень»
(П.И. Чайковский «Времена года»)
«Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной
«Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина
Октябрь
Творческая встреча «Музыка осени»
Цель: создать условия и положительный эмоциональный настрой для творческого развития детей в процессе совместной деятельности с родителями, повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального развития детей дошкольного возраста
Слушание: П.И. Чайковский «Октябрь»
Пение: «Ах, какая осень!» муз. И сл. З. Роот ,«Хорошо в деревне жить» Волшебный микрофон
Рус. нар. песня «На горе-горе, петухи поют»
Игра со звуком: «Волшебная коробочка».
Шумовой оркестр.
«Разноцветная игра» сл. Л. Рубальской, муз. Б. Савельева
Ноябрь
О музыке и не только…
Анкетирование «Ваш ребёнок любит петь?»
Стендовая информация «Музыкотерапия»
Дыхательная гимнастика «Вьюга», ритмопластика «Не боимся мы мороза», логоритмика «Снеговики и сосульки», звуковые упражнения по Емельянову.
Декабрь
Музыкальная семья
Лэпбук «Играем, танцуем, поем – очень весело живем!»
Оркестр народных инструментов
Народные подвижные игры
Народные хороводные игры
Январь
Развлечение квест-игра «Озорные нотки»
Цель: создать условия развития творческого потенциала дошкольников в процессе неформального общения с родителями.
Основы музыкальной грамоты, слушание П.И. Чайковский балет «Щелкунчик», С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк», Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада», музыкально-дидактические игры «Назови инструмент», «Найди пару»
Февраль
Танцуй, танцуй
Буклет «Зарождение танца»
«Удивительный мир танца»
Музыкально-ритмические движения в народном и классическом стиле. Рус. нар. мелодия «Виноград в саду цветет», И. Штраус «Весенние голоса»
С. Рахманинов «Полька»
Март
Журчат ручьи, слепят лучи
Стендовая консультация «Музыка – душа моя», «Музыка народов Поволжья»
Веснянки, весенние обычаи и обряды.
Апрель
Музыкальный калейдоскоп «Весенние фантазии»
Цель: приобщение детей и родителей к музыкальному искусству, формирование нравственности и гуманных чувств через сотрудничество.
Музыкальные игры «Весенние голоса»,
Чичиков «Весенняя капель», А. Ермолов «Веселая песенка», «Моя семья»