Данная разработка рекомендована воспитателям для работы по воспитанию патриотических чувст у детей старшего дошкольного возраста, так как дети должны знать историю своей страны и великих людей Казахстана. Интересная подача информации о жизни и творчестве известного композитора Курмангазы Сагырбаева, творческая работа воспитанников в командах, использование ИКТ и демонстрационного материала- все это ведет к ожидаемому результату.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мероприятие Великий Курмангазы Сагырбайулы»
Эпиграф:
Без памяти исторической – нет традиций,
Без традиций – нет культуры, Без воспитания – нет духовности, Без духовности – нет личности, Без личности – нет народа!
Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости и дети! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы вспомнить великого казахского композитора, кюйши Курмангазы Сагырбайулы. Мы познакомимся с его биографией и творчеством, окунемся в прекрасный мир музыки степи.
играет тихая музыка
Ведущая: А сейчас мы предлагаем вашему вниманию мультфильм студии «Казакфильм» «Ақсақ құлан», посмотрев его, вы познакомитесь с казахской легендой «Хромой кулан».
показ мультфильма по телевизору
Ведущая: Дети, понравилась вам легенда? ответы детей
Как она называется? ответы детей
О чем в ней рассказывается? ответы детей
Можно ли сказать, что домбра куйши спасла жизни людей? ответы детей
Ведущая: Домбра- это двухструнный, щипковый, музыкальный инструмент. Домбра имеет корпус грушевидной формы и очень длинный гриф, разделённый ладами. Струн — две. Давайте рассмотрим домбру. Интересно, что казахское название «домбра» образовано сочетанием двух слов: «дом» означает «звук», а «бра» — «настраивание струн». Рождение казахского народного инструмента начинается с выбора дерева, традиционно мастера вырубают корпус из древесины твёрдых пород — клёна, дуба, сосны. На первый взгляд казалось бы ничего особенного нет в домбре, но умелый человек сможет так сыграть на этом удивительном инструменте, что люди услышав звуки играющей домбры представляют степи и горы, озера и поля, джайляу.
Техника игры на домбре схожа с методами игры на других щипковых инструментах: левая рука музыканта свободно скользит по грифу (рукоятке), а при помощи пальцев правой руки, ударяющих по обеим струнам, извлекается звук. Певучие, бархатистые, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана, о тихих джайлау с мирно пасущимися стадами. Но стоит усилить звучание струн, и мелодия устремляемся вслед за табуном жеребцов, скачущих по пастбищу.
В степных напевах домбры можно уловить шелест трав и звон ручьёв, ликованье птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. В старину на домбре играли на пирах и перед боем для достижения соответствующего настроя. Подобно русским скоморохам, казахские народные сказители акыны ходили с домброй по базарам, ярмаркам и сёлам, исполняя одни кюи за другими. Всего за 2 — 4 минуты (время звучания одного кюя) с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствует тёплое, задушевное напутствие. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.
На сцену приглашают гостя, который сыграет на домбре кюй
Слайдовая презентация:
Ведущая: Один из основателей казахской музыки на домбре является Курмангазы, Вот на таком инструменте играл с малых лет Курмангазы.
Слайд 1 Курмангазы Сагырбаев родился в начале 19 века. Родина великого казахского композитора — урочище Жидели Букеевской орды.
Слайд 2 Курмангазы появился на свет в бедной юрте, в семье батрака Сагырбая. Слайд 3 Склонность мальчика к музыке была всеми замечена тогда, когда он только-только начинал самостоятельно ездить на лошади. За домбристами родного селения, за приезжими музыкантами юный Курмангазы мог ходить из юрты в юрту, часами не переставая слушать песни и кюи. На своей маленькой—по мальчишеской руке—домбре Курмангазы старался во что бы то ни стало сыграть услышанное.
Слайд 4 Отцовское сердце—сердце бедняка, не вылезавшего из беспросветной нужды, — разрывалось. Яркие способности сына не могли не радовать Сагырбая, тем более что дотоле роду кызыл-курт как-то не доводилось прославиться ни певцами, ни исполнителями народных мелодий. С другой стороны, бедность держала за горло и днем и ночью. Вот и приходилось повторять изо дня в день главное отцовское напутствие-предостережение: «Судьба музыканта—нищета»…
Слайд 5 Курмашу в шестилетнем возрасте чтобы помочь отцу пришлось податься в пастухи, и скитался он с овечьей отарой двенадцать лет, не получая ни гроша за свои труды. Сказать, что юноша старательно относился к своим пастушеским обязанностям было бы неправдой. Он забывал об отаре, потому что не расставался со своей домброй, всегда брал ее с собой.
Слайд 6 Мать Курмангазы — кстати, не в пример мужнину роду. У нее в предках хватало и кюйши, и певцов, и прославленных акынов, она всегда поддерживала музыкальные наклонности сына. Рассказывают, что первым заметил его необыкновенные способности замечательный кюйши Узак.
Слайд 7 Курмангазы уже минуло 18 лет, но он всё ещё пасет стада. Обуреваемый гневом против хозяина, он бросил байское стадо, взял скакуна и уехал из родного аула.
Слайд 8 Началась скитальческая жизнь бродячего кюиши. Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях, день за днём развивает своё мастерство.
По-разному поведано в легендарных историях о дальнейшей жизни Курмангазы Сагырбаева, много легенд и загадок в его биографии, но вывод один — в конце концов юноша расстался с кнутом и отарой и пустился по степи в качестве странствующего музыканта.
Вскоре Курмангазы становится известен в степи, его повсюду приглашают, он обретает признание.
Слайд 9 Умер Курмангазы Сагырбаев в 1896 году, похоронен в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России.
К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы.
Курмангазы прожил трудную жизнь, но его музыка, его композиции популярны сегодня не только в Казахстане , они звучат по всему миру. Великий композитор хотел, чтобы казахский народ жил мирно и свободно, был богатым и счастливым. В своей музыке Курмангазы воспевал независимость и свободу, мечты казахского народа.
Казахский народ помнит великого Курмангазы:
1934 год — создан Казахский Академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы.
С 1945 года Казахская национальная консерватория в г. Алма-Ата носит имя Курмангазы.
В 1960-х годах именем Курмангазы были названы улицы в Алма-Ате и Астрахани, а затем в Уральске и Атырау.
В 1965 году учреждена Государственная премия Казахской ССР имени Курмангазы.
В 1967 году композитор Евгений Брусиловский написал симфонию «Курмангазы» (Государственная премия Казахстана, 1967).
В 1993 году в первом выпуске национальной валюты независимого Казахстана была выпущена банкнота достоинством 5 тенге с изображением Курмангазы.
В 1997 году в селе Алтынжар Володарского района Астраханской области, на месте его погребения был построен мавзолей, в 2003 году при совместном участии России и Казахстана было начато строительство культурного комплекса и современного здания музея, и ныне новый комплекс представляет собой архитектурный ансамбль из трёх зданий, имитирующих большие белые юрты, и огромный гостиничный комплекс. Здесь же открыта музыкальная школа домбристов.
В 1998 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Курмангазы.
4 июля 2000 года был открыт памятник Курмангазы в Атырау[3].
В декабре 2008 года в Астрахани был установлен бронзовый конный памятник Курмангазы[4]. Памятник Курмангазы стал подарком правительства Республики Казахстан к 450-летнему юбилею Астрахани. Он представляет собой скульптуру лошади, на которой сидит Курмангазы с домброй в левой руке..
В апреле 2012 года памятник Курмангазы был установлен у здания Казахской национальной консерватории в Алма-Ате, носящей его имя.
Мы гордимся, что являемся потомками такого легендарного композитора Курмангазы Сагырбайулы.
Ведущая: а сейчас мы предлагаем вам, дети, разделиться на 2 команды
под кюй Курмангазы, дети выбирают из коржына домбры желтого и оранжевого цветов и рассаживаются по командам: желтые- команда «Алатау», оранжевые- команда «Сарыарка»
Ведущая: каждая команда сегодня оформит альбом «Курмангазы Сагырбайулы». Мы будем задавать вопросы, а команды отвечая на них, должны найти соответствующие иллюстрации и приклеить их в альбом.
конверт 1 (портреты 5 штук)
Найдите портрет великого композитора Курмангазы Сагырбайулы.
конверт 2 (каз муз инструменты 6 штук)
Найдите казахский музыкальный инструмент, на котором виртуозно играл великий композитор Курмангазы Сагырбайулы.
конверт 3 (природа, казахская степь 8 штук)
Что воспевал и что хотел донести людям в своих композициях великий композитор Курмангазы Сагырбайулы?
конверт 4 (память о Курмангазы 5 штук)
Выберите памятник великого композитора Курмангазы Сагырбайулы, почтовую марку и денежную бонкноту с изображением Курмангазы.
Ведущая: А теперь мы приглашаем команду «Алатау» на сцену со своим альбомом
(дети рассказывают о содержании альбома)
Ведущая: А теперь мы приглашаем команду «Сарыарка» на сцену с альбомом
(дети рассказывают о содержании альбома)
Ведущая: А сейчас встречайте казахский танец «Адай»
исполняется казахский танец «Адай»
Ведущая: Завершая нашу встречу, нам хочется вспомнить слова знаменитого кюйши "Дорога певца - вместе с народом, впереди его!". Эти слова Курмангазы воспринимаются ныне, как творческое завещание знаменитого музыканта своему народу. И в память о нашем мероприятии примите книжки раскраски.