Оборудование: проектор, компьютер, листы А4 (по количеству родителей, ручки, цветные смайлики (весёлые и грустные)
Краткая аннотация к работе: данное родительское собрание сконструировано по типу урока открытия нового знания Технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Родительское собрание предназначено для родителей 5-6 классов (младший подростковый возраст). Ожидаемый результат: формирование представлений о приемах конструктивного общения с детьми.
Подготовительная работа перед родительским собранием :
• наблюдение за учащимися 5-6 классов с целью выявления тематики, стиля, формы общения;
• организация игр, позволяющих выявить уровень общения младших подростков и способствующих развитию навыков конструктивного общения;
• выборочное устное анкетирование учащихся по выявлению характерных особенностей общения в семье;
• оформление реплик учащихся «Родители пришли с работы, а я не убрал (ась) в комнате…», «Мама (папа) заняты важным делом, но мне срочно надо спросить…».
Ход мероприятия:
1. Мотивация к учебной деятельности
- Добрый день (вечер, уважаемые родители.
Сегодня эпиграфом к нашей встрече является цитата из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» : «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
- А как Вы понимаете счастье? Что должно быть в семье, чтобы она была счастливой? (Благополучие, достаток, когда все здоровы, когда понимают друг друга, когда в семье ценится мнение каждого, положение в обществе, статус и др.).
- Действительно, счастье состоит из большого количества составляющих, и порой нам трудно определить, счастливы ли мы и почему. По исследованиям американского психолога Барбары Керр понятие счастливой семьи не связано ни с экономическим статусом семьи, ни с положением в обществе, ни с религиозной или этнической принадлежностью членов семьи. Во всех счастливых семьях есть традиция собираться вечером за ужином для общения. Такие семейные ужины дают чувство семейной сплоченности. Даже если за ужином обсуждается крайне неприятная ситуация, у членов семьи остается уверенность, что вместе можно преодолеть все проблемы.
- Давайте вспомним х/ф «Доживем до понедельника». Что говорит один из главных героев о счастье?
Просмотр сюжета из художественного фильма «Доживём до понедельника», когда один из героев озвучивает фразу «Счастье – это когда тебя понимают».
- Как вы считаете, актуально ли мнение героя фильма сегодня? (Да, актуально. Действительно за ежедневной суетой мы иногда забываем о самом главном. Да, самое главное для семьи – взаимопонимание).
- От кого в первую очередь зависит, есть ли в семье взаимопонимание? (От всех членов семьи. От родителей, потому что они старше и мудрее. От мамы, потому что мама старается всех примирить, если возникают какие-то разногласия).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
- Мысленно проанализируйте, пожалуйста, ситуации, которые возникали в вашей семье, связанные с общением : бывало ли так, что в неоднозначной ситуации вы выслушали мнение вашего ребенка и согласились с ним? (Да, не часто, но бывает. Стараемся все проблемы проговаривать, но он даже слушать не хочет)
- На столах у вас лежат смайлики: «грустные» и «счастливые». Мы предлагаем вам выбрать смайлик и прикрепить его на стендовую доску слева.
«Грустного» смайлика выбирают те родители, которые считают: «У меня время от времени возникают проблемы с ребёнком, и я не знаю, как выйти из подобных ситуаций. Мы не всегда друг друга понимаем».
«Весёлого» смайлика выбирают те родители, которые уверены «У меня бывают проблемы с ребёнком, но я знаю, как выйти из подобных ситуаций».
- Мы с вами видим, что определённые проблемы возникают в каждой семье, но вот правильно решить избежать их может не каждый родитель.
- Какую цель мы с вами поставим перед собой сегодня? (Научиться решать проблемы в общении. Научиться понимать своего ребенка. Научиться выслушивать мнение ребенка).
- Может быть, вы сами назовете тему нашей встречи? (Общение родителей с детьми. Взаимопонимание в семье).
- Вы абсолютно правы. Тема родительского собрания - «Конструктивное общение родителей с детьми». Наша цель сегодня – приобрести навыки конструктивного общения с нашими детьми, то есть научиться выслушивать мнение своего ребенка, принимать его точку зрения, выражать свое мнение так, чтобы и ребенок вас понял). Предлагаем вам сегодня побыть в роли учеников и выполнить несколько упражнений, которые помогут научиться конструктивному общению.
Мы предлагаем вам сейчас подумать и ответить «Каким Вы хотите видеть своего ребёнка» (Упражнение «Мой ребёнок». Слайд № 3.
- Что мы видим в этой ситуации? Какие взаимоотношения? (Мама обвиняет, дочь спорит и дерзит)
- Хорошо ли себя чувствует ребенок? (нет, но и мама себя чувствует не очень хорошо)
- Результат ЧЕГО мы с вами наблюдаем? (Того, что мы не замечаем, как часто обижаем друг друга, даже когда хотим сделать, как лучше).
- Под крышкой стула у каждого из Вас находится сюрприз. Возьмите его, прочитайте. Мы предлагаем вам решить одну семейную ситуацию (1-2 минуты). «Ребёнок пришёл домой. Показывает Вам дневник и говорит: «Учитель меня не любит, придирается и ставит двойки». Как вы построите диалог с ребенком? Что вы ему скажете? (Родители предлагают свои варианты разговора с ребенком).
- Спасибо за ваши ответы. Вы обратили внимание, какие они разные? Почему так получилось? (Дети у всех разные. И мы все разные)
- А есть такие родители, кто сразу не нашелся, что ответить ребенку? Почему Вы не смогли принять решение? (Затрудняюсь, что сказать в такой ситуации. Я же не знаю точно: мой ребенок говорит правду или лукавит).
- Мы слышали, что часть родителей предложила свои варианты решения данной ситуации. Вы уверены, что абсолютно правы? А может быть, можно было по-другому построить диалог с вашим ребенком? (Да, возможно, но в голову сразу пришли эти слова).
3. Выявление причины затруднения
- Уважаемые родители, какой вывод мы сделаем из предыдущего упражнения? (Мы не всегда находим нужный слова, иногда обижаем ребенка. Мы не знаем, а, значит, не умеем конструктивно общаться).
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Хотели бы Вы научиться конструктивно общаться со своим ребёнком? Что для этого нужно сделать? (Хотим… Надо получить определённые знания… Надо почитать спец. литературу… Можно получить определённую информацию (консультацию) у психолога)
- Сегодня на нашей встрече присутствует школьный педагог-психолог. Татьяна
Александровна познакомит вас с приёмами конструктивного общения с детьми.
- Прежде чем передать слово Татьяне Александровне, давайте определимся с планом наших действий. Что мы должны сделать, чтобы научиться конструктивному общению? (Поскольку пригласили психолога, мы внимательно послушаем ее информацию).
- Хорошо, а этого будет достаточно, или нам все-таки нужно потренироваться? (Наверное, нужно).
- Замечательно, значит, мы выполним с вами несколько упражнений. А чем обычно завершается изучение нового знания? Мы что-то выучили, отработали в упражнениях, а затем? (Применили).
- Вы совершенно правы. Посмотрите на наш план работы. Соответствует ли он тому плану, который составили вы? (Да, соответствует, только сформулирован другими словами).
- Тогда приступим к работе? (Да)
(Слайд № 4. План работы)
5. Реализация построенного проекта
- Следующую часть нашей встречи проведет педагог-психолог Т. А. Васильева.
Выступление психолога.
- Уважаемые родители, то, что родители и дети не всегда друг друга понимают – это вполне обычная ситуация. Вечная проблема «отцов» и «детей» возникала во все времена. Но это не значит, что мы можем не обращать на нее внимания. Мы, как взрослые, мудрые, опытные люди, должны пытаться ее решить для того, чтобы создать комфортные условия для жизни и развития наших детей.
Существует достаточно большое количество приемов конструктивного общения. Сегодня мы познакомимся с психологической техникой «Я-высказывания» (Слайд № 5).
- Вспомните упражнение, которое вы сегодня выполняли. Когда в проблемной ситуации вы обращались к ребенку: «Ты поступил, почему ты так сделал, и. т. д.) Как вы думаете, судя по названию, на что опирается данный прием? (На выражение своего мнения).
- Познакомьтесь с алгоритмом действий в технике «Я-высказывания» (Слайд № 6). (Родители вместе с психологом обсуждают алгоритм действий)
- Попробуйте каждое действие выразить одним ключевым словом, чтобы лучше запомнить алгоритм. (Событие. Чувство. Объяснение. Варианты решений) (Слайд № 7).
- Давайте несколько подробнее разберем каждый пункт.
(Ведется обсуждение с родителями по слайдам :
Слайд № 8.
«События
Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение
Когда я вижу, что.
Когда это происходит.
Когда ты сказал…»
Когда я сталкиваюсь с тем, что…»
Слайд № 9.
«Чувства
Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации
Я чувствую.
Я огорчаюсь.
Я не знаю, как реагировать.
Я переживаю…»
Слайд № 10.
«Объяснение
Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания
Потому что я не люблю…
Потому что я тебя люблю…
Потому что мне важно…
Мне бы хотелось.»
Слайд № 11.
«Варианты
Представить, как можно больше альтернативных вариантов
Возможно, тебе стоит поступить так.
В следующий раз сделай.
Предлагаю….
Я могу тебе чем-то помочь?
Я могу помочь…
Я собираюсь…
Я буду рада…»).
Эталон, представленный на слайдах 5 – 9, раздается каждому из родителей
6. Первичное закрепление
Классный руководитель.
_ Спасибо Татьяне Александровне. Мы попросим ее не уходить и помочь нам при дальнейшем обсуждении вопросов.
- Мы предлагаем Вам, уважаемые родители, ещё раз вернуться к той ситуации, которую мы с вами пробовали решить и пересмотреть её с позиции психологической техники «Я - высказывание» (Слайд № 12) и решить ее с помощью полученного эталона.
- Кто хотел бы озвучить решение данной ситуации? (Родители дают ответы)
- Как вы считаете, такой ответ будет более конструктивным? В каком случае ребенок лучше вас поймет – если вы построите диалог с ним так, как предлагали в начале нашей встречи, или в технике «Я-высказывания»? (Родители обсуждают).
- Давайте ещё раз проговорим возможные варианты приёма «Я - высказывания»
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Уважаемы родители, напоминаю вам наш план работы. Мы выполнили первый пункт: познакомились с техникой «Я-высказывания». Второй пункт нашего плана – потренироваться в применении данной техники. Предлагаю Вам рассмотреть ситуации, возникающие между родителями и детьми и решить их, применяя эталон.
Ситуация 1.
Вы устали и плохо себя чувствуете, а к вашему ребенку пришли друзья, и они громко слушают музыку.
Ситуация 2.
Вы поручили ребенку прибраться и помыть посуду, а он проиграл в компьютер и не выполнил Ваше поручение.
Ситуация 3.
Ваш семейный бюджет сейчас пуст, а ребенок требует новую вещь.
Сравните самостоятельно ваши решения с подробным образцом.
- Как Вы считаете, смогли ли Вы конструктивно выстроить общение с ребёнком в данных ситуациях?
- Применяли ли Вы при решении данных ситуаций психологический приём «Я – высказывания?»
- Помог ли данный приём выстроить общение конструктивно?
8. Включение в систему знаний
Мы предлагаем Вам вспомнить одну из конфликтных ситуаций с Вашим ребёнком, разобрать с соседом-родителем и обыграть, владея навыками конструктивного общения (2-3 пары по желанию обыгрывают свои ситуации показательно).
9. Рефлексия деятельности
Поделитесь своими впечатлениями о нашей сегодняшней встрече (Анкета).
1. Что показалось интересным?
2. Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?
3. Что вас удивило?
4. Что оказалось полезным лично для вас?
Уважаемые родители, мы благодарны вам, что вы нашли время и пришли сегодня на нашу встречу. Огромное всем спасибо за совместную работу.
И в конце мы предлагаем вам ещё раз выбрать смайлика и повесить на доску справа.
«Грустного» смайлика выбирают те родители, которые уверены «У меня возникают проблемы с ребёнком, и я не знаю, как выйти из подобных ситуаций». «Весёлого» смайлика выбирают те родители, которые уверены «У меня бывают проблемы с ребёнком, но я знаю, как выйти из подобных ситуаций».