Проект на неделю для второй младшей группы "Матрёшкина сказка". Цель проекта: воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской игрушки матрёшки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Матрёшкина сказка"»
ПРОЕКТ «МАТРЁШКИНА СКАЗКА» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 2
Карбаинова М.С.
Актуальность проблемы и темы исследования. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка 3-х лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей чувства патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на решение, которого направлен проект: как появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
«Игрушка «Матрёшка-небалушка» - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Цель проекта: воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки.
Задачи проекта:
- приобщать детей к народному декоративно- прикладному искусству;
- знакомить с народной игрушкой (матрешкой);
- формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
- привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма);
- способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности;
- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах;
- осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях и в процессе НОД;
- воспитывать любовь к своей стране, своему народу и его традициям;
- развивать продуктивную деятельность и творческие способности;
- обогащать эмоциональную сферу.
Предмет проекта: народная игрушка Матрешка
Вид проекта: творческий, групповой.
Тип проекта: красткосрочный.
Участники: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года.
Продукт детской деятельности: детские рисунки, музыкальная игра-развлечение.
Сроки реализации: 1 неделя.
Цель: систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке.
1 день. Познание. (формирование целостной картины мира.)
Тема: «Знакомство с матрешками»
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Выделяя особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами, учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую мускулатуру мышц, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка, строительный материал.
Чтение песенки-потешки «Как у нашей у матрешки»
Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой.
Как у нашей у Матрешеньки,
Сад зеленый, дом хорошенький,
Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.
Балалайка звенит, заливается
А матрешенька глядит, улыбается.
2 день
Коммуникация (развитие речи).
Тема: Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»
Цели: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Настольный театр«Матрешки».
Цель: учить детей проговаривать знакомые потешки, закреплять знания о цветах и оттенках, привлекать малышей к игровым действиям.
Цели: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на силуэт сарафана, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
Дидактическая игра: «Собери матрешку».
Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;
Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.
Материал: три разборные матрешки.
Ах, матрешечки- матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с вами дети
В нашей группе поиграть.
Щечки яркие, платочки,
По подолу цветки.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
(Н. Горчакова)
В прятки с нами поиграй,
Нас скорее собирай,
Если будешь ошибаться,
Мы не будем закрываться.
(С. Резщикова)
4 день
Музыкальное.
Программное содержание: средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.
Мы – матрешки крошки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Как у нас (2 р)
Чистые ладошки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Как у нас (2 р)
Новые сапожки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Поиграем, поиграем
На своих гармошках.
Мы матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Потанцуем, потанцуем
Под свои гармошки. Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.
Показывают ноготок
Показывают свои ладошки.
Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.
Показывают ноготок
Выставляют ножки, ручки на пояс.
Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону.
Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.
Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.
Всё! (кланяются разводя руки в стороны)
Лепка. Тема «Хоровод матрешек»
Совместная работа воспитателя с детьми.
Задача: вызвать у детей интерес к образу, желание вылепить матрешек, научить детей скатывать из пластилина шарики среднего размера, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин желтого цвета, разделенные на кусочки, дощечки, слепленные воспитателем тела матрешек, игрушка матрешка.
Предварительная работа: игры с матрешками, лепка в свободное от занятий время.
Методические приемы: сюрпризный момент (приход матрешки, обращение внимание на выражение лица (она веселая, улыбается, хочет плясать, создание проблемной ситуации, объяснение воспитателя из каких частей состоит матрешка, показ лепки круглой головы, за самостоятельные работы детей, индивидуальная работа, в конце занятия всех матрешек устанавливаем в один хоровод, обыгрывание поделок.
5 день
Игра «Хитрые матрешки»
Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.
Материал: деревянная матрешка с вкладышами.
З. Медведева «Матрешка»
У меня матрешка есть,
Новая игрушка.
В желтом сарафанчике,
Славная толстушка.
А её откроешь-
В ней сидит вторая,
Вся в зеленом,
Как весной травка молодая…
А вторую отвернешь-
Там еще матрешка.
Там матрешка - вовсе крошка.
То-любимая матрешка.
Вся она, как маков цвет:
Сарафан на ней надет
Алый как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку –
Красную матрешку. Воспитатель открывает игрушку.
Воспитатель снимает следующую верхушку.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толстая, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой, будет третья во второй!
Половинку отвинти, плотную, притертую.
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь её, да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней живет шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть по больше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.
- Сколь вас? – у них мы просим.
И ответят куклы – восемь!
(с. Маршак)
Игра с одной или двумя матрешками «Матрешка, ты где?»
Цель: формировать умение затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу.
Материал: деревянная составная матрешка (можно постепенно усложнять игру, включив вторую матрешку – вкладыш.
Дети сидят на стульях, составленных в полукруг. Воспитатель показывает матрешку, просить детей положить детей за спину и ждать. Мерным шагом обходить вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает:
Хожу, брожу, матрешку в руках держу
Разберу пополам, деткам в ручки дам
Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям и шепчет:
-Ты тихонечко сиди, ничего не говори
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Неожиданно говорит:
-Матрешка, ты где? Покажись!
Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка, выходят и соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз.
Чтение художественной литературы в процессе реализации проекта.