Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для воспитателей «Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи»»
Мастер-класс для воспитателей.
Тема: «Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи»
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Взрослым (родителям и педагогам) важно не упустить наиболее благоприятный период в развитие ребенка, период в котором закладываются основы будущей успешности ребенка.
Чаще всего задержка речевого развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Сегодня при поступлении в школу ребенок должен обладать не только достаточно высоким уровнем восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, но и хорошо развитой ручной моторикой.
Общеизвестно: формирование каллиграфически правильного письма служит важным средством воспитания эстетического вкуса, волевых, интеллектуальных качеств младших школьников.
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» - считал известный русский психолог Л.С. Выготский.
Развитие «ручной умелости – одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Врачи утверждают, что у ребенка старшего дошкольного возраста очень слабо развиты мелкие мускулы пальцев и кисти руки, которые как раз необходимы для письма. В беседе с учителями начальных классов я выяснила, что наши дети не умеют сидеть за столами во время занятий, неправильно держат тетрадь, и карандаш, быстро устают, так как мышцы их рук не подготовлены к письму, слабо развиты; долго учатся различать страницы тетради и строчки на страницах.
Это мнение мне кажется справедливым. Слушая неоднократно пожелания учителей начальных классов, педагогам детского сада, изучив массу литературы по данной проблеме, пришла к выводу, что подготовка руки ребенка к письму до школы очень важное и интересное направление в коррекционном обучении детей.
В своей работе мы поставили следующие цели и задачи:
1.Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
произвольное внимание;
логическое мышление;
зрительное и слуховое восприятие;
память, речь детей;
умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Для развития движений руки детей, я советую использовать, как традиционные для детских садов формы работы, так и специальную систему занятий, рассчитанную на все время пребывания детей в группе, развивая не только руку, но и личность ребенка.
Эта система занятий включает в себя все направления в работе подготовки руки ребёнка к школьному письму через комплекс специальных упражнений.
Учитывая то, что каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и теми развития, работу следует вести в четырех направлениях.
I. Развитие руки.
1. Сформировать направленный захват орудия письма.
2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки.
3. Развивать мелкую моторику руки.
II. Подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
Воспитывать чувство ритма в движении.
Знакомить с разлиновкой.
III. Упражнение в аналитико-синтетической деятельности.
VI. Формирование элементарных графических умений.
Остановлюсь на каждом из четырех направлений.
Особого внимания заслуживает первое направление «Развития руки» в раннем дошкольном возрасте. Именно в этот период дети с речевым недоразвитием должны получить от педагогов систематическую коррекционную помощь, которая разовьет зрительно-двигательную координацию рук, подведет детей к развитию руки в старшем дошкольном возрасте и, как следствие, к обучению письму в школе.
Играя, ребенок совершенствует ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук. Приведу примеры дидактических игр, используемых на данном этапе.
Игры на формирование направленного захвата орудия письма:
«Поймай мяч» «Пляшем с погремушками».
Цель этих игр: учить хватать большие и маленькие предметы одной и двумя руками, учитывая их величину и форму, определять расстояние от себя до игрушки, направление движения в пространстве, развивать зрительно-двигательную координацию, действия обеих рук, брать мелкие предметы щепотью.
Игры на развитие соотносящих действий
Цель: учить совмещать предмет с отверстием (это и есть соотносящие действия), действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой; развивать внимание. Игры: «Заселим домики», «Цветная горка», «Пирамидки».
Игры на подражание движений рук
Цель: действовать по подражанию; развивать движения кистей рук и пальцев; развивать внимание; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре. Игры: «Гуси», «Зайчики», «Поезд», «Теневой театр».
Игры на развитие движений пальцев
Цель: учить хватанию щепотью; развивать мелкие движения пальцев каждой руки; развивать внимание, подражание; развивать координацию; формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; учить подражать действиям педагога. Игры: «Поезд», «Игра на детском пианино», «Мозаика», «Заборчик», «Гирлянды для елки», «Бусы для куклы», различные игры на застегивание и расстегивание пуговиц, игры с использованием шнурка ( «Собери фрукты в корзинку», «Построй домик», «Одень рыбку»), «Коврик для мамы».
Игры на развитие кистей рук
Цель: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук; развивать положительное отношение к игре. Игры «Кто ловкий?», «Поймай мячик», «Веселый клоун».
С 5-ти лет работа над развитием руки становится более разнообразной, многоплановой и основана на проведенной ранее работе.
1 направление.
1. Для развития щепоти используются: пальчиковые игры
( особенно для большого и указательного пальцев рук – игра «Урожай»); упражнения с карандашом и шариками; игровые упражнения «Посолим суп», «Рубим капусту», которые проводятся на основе короткой истории, дополненной словами и движениями. Очень любят дети упражнения, направленные на формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки. Напряжение (для удержания орудия письма в руке) и быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляю в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в работе с иголкой, ножницами. Одновременно формируется и щепоть руки. В работе со штампом в начале учу детей правильно захватывать штамп и правильно распределять мышечный тонус. Им предлагаются картинки с широким полем деятельности ("Малина для медвежат", "Снег идёт").
2. Упражнения в правильном распределении мышечной нагрузки (быстрое чередование силового напряжения и расслабления):
- работа с карандашами – штампами (формируем правильный захват – щепоть), работа нацелена на быструю смену мускулатуры рук;
- работа с ножницами. Главное правило, не бояться давать ножницы детям. На начальном этапе не рекомендуется требовать от ребенка вырезать по контуру, а начать с коллажей;
- обрывание листа бумаги. Произвольное или по контуру. Бумагу нужно рвать не просто так, а направить усилия ребенка в нужное русло, например, аппликация;
- раскрашивание.
3. Развитие мелкой моторики рук.
Существует масса форм работы:
- игра «Чудесный мешочек» - развивает тактильные ощущения.
- ниткопись.
- пуговицы, мозаика, бисер.
- бисерография.
- «Бумажные комки» - работа с салфетками
Этот вид деятельности благотворно влияет на развитие более крупной мускулатуры руки (ладони), на ловкость рук, смену мышечного тонуса. Эти качества очень важны и необходимы для последующего обучения письму.
2 направление.
Подготовка к технике письма
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие у детей чувства ритма в движении (упражнения : «Бордюры», редкая, густая штриховки),
- знакомство с разлиновкой (использование различных тетрадей),
- упражнения в проведении вертикальных и горизонтальных линий (тренируем руку ребенка и приучаем ее к работе в заданном направлении),
- упражнения в аналитико-синтетической деятельности (работа с изображениями предметов в виде линий или геометрических фигур),
- формирование элементарных графических умений (работа в тетрадях «от простого к сложному»).
Главное требование в этой работе: рука ребенка всегда движется слева направо и сверху вниз.
Для повышения интереса детей к логопедическим занятиям я использую нетрадиционное оборудование
На современном этапе я столкнулась с тем, что в наше время появляется все больше детей, нуждающихся в индивидуальной помощи специалиста.
Причиной этому, по моему мнению, является обилие во многих домах компьютеров, которые, с одной стороны, развивают детей в некоторой степени, но, с другой - не способствуют развитию двигательной активности и интеллектуальных способностей. Бесконтрольное проведение времени детьми перед монитором, часто очень агрессивные игры являются причиной гиподинамии и ограниченности творческих интересов ребенка, неумение держать карандаш, регулировать силу нажима. Именно эта проблема подтолкнула меня к изучению выбранной мной темы и углубленной работы в этом направлении.
Работая не один год в данном направлении, я пришла к выводу, что такая работа приносит положительные результаты.
Подготовка руки к письму – это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, и других этапов в том направлении развивается память, внимание, логическое мышление. В процессе подготовки руки к письму ребенок наблюдает, осознает, передает свои впечатления о познавательном, высказывает свое отношение к тому, что он изобразил.
В результате проведенной работы у детей наблюдается совершенствование мелкой мускулатуры рук, что способствует скорейшему устранению дефектов речи, расслаблению мышечных зажимов. Преодолеваются нарушения в координации движений мелкой мускулатуры рук и пальцев. Мальчики и девочки свободно ориентируются на листе бумаги, развивая согласованность рук, а сложный процесс к обучению письму стал интересным и занимательным.