kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитодизайна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить педагогов с одним из направлений флористики – фитодизайном, способами  cоздания композиций, флористических коллажей из цветов и природных материалов для оформления интерьера детского сада. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитодизайна»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад»







Мастер-класс для педагогов

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитодизайна»







Пустобаева Надежда Александровна,

воспитатель I квалификационной категории



Цель: Познакомить педагогов с одним из направлений флористики – фитодизайном, способами создания композиций, флористических коллажей из цветов и природных материалов для оформления интерьера детского сада.

Материалы:

  • рамка со стеклом с приготовленным фоном (размер рамки произвольный);

  • природные материалы;

  • клей «Момент-Кристалл», ПВА;

  • лист бумаги (черновик);

  • салфетка из ткани;

  • ножницы;

  • простой карандаш;

  • лист бумаги формат А-4.


Теоретическая часть

Практикой дошкольного воспитания накоплен богатый опыт работы по составлению художественных композиций из природных материалов.

Дошкольников необходимо научить ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты, использовать наиболее рациональные способы достижения результата, доводить работу до конца, давать оценку, следить за порядком на рабочем месте.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнить аранжировку в 2-х направлениях:

1 направление – плоскостное, включает фитокомпозиции, гербарии, флористические коллажи.

2 направление – объемно-пространственное, включает игрушки-сувениры и художественные изделия из природных материалов, произведения флористики (икебана), детскую бижутерию, аранжировки кукольного и игрового интерьера, детских спектаклей, оформление зала к празднику, композиции из живых цветов и сухоцветов.

Плоскостное направление

Детям дошкольного возраста доступно выполнение флористических коллажей. Сюжетом коллажа могут быть пейзаж, портрет, изображение животных, птиц, насекомых. Композиция флористического коллажа может быть построена на конкретном сюжете или без сюжета.

На начальном этапе дети выполняют такие работы, в которых листочки остаются листочками, травинки – травинками. Внимательно рассматривая их форму, окраску дети учатся составлять выразительные композиции. Всякий природный элемент имеет свою особенную форму, окраску, фактуру, поэтому и образы получаются разные. В своей работе использую такой прием: беру листочки, по-разному их поворачиваю, а дети говорят, на что они похожи в разных положениях. Затем показываю, как можно усилить образ, подобрав детали из других природных форм.

Составление композиции – творческий процесс. Важно научить воспринимать засушенный материал, видеть в нем образы. Не выразительных и бесцветных растений нет. Каждое из них, даже самое незаметное, имеет свои неповторимые особенности.

Дети с удовольствием занимаются аппликацией из природного материала, т.к. наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения.

В то же время ребенку приходится сосредоточить внимание на точности и аккуратности движений во время действий с хрупким и ломким материалом, что особенно положительно сказывается на развитие мелкой моторики рук.

Учет возрастных особенностей требует обязательного использования наглядности в виде красочных образцов, поэтапных схем, создание игровых ситуаций, наличие мотивации задания и обязательного практического применения детских работ в оформлении интерьера или в качестве сувениров.

Объемно-пространственное направление

Во время экскурсий я обращаю внимание детей на красоту природы в разные времена года (листопад, разнотравье, радуга, иней на ветках) особенно на красоту того, что дети обычно не замечают: узор листьев над головой и под ногами, причудливый корень, интересную изогнутость ветвей. Дети сами собирают природный материал для создания сюжетных и декоративных композиций, учитывая, что при их создании материал надо будет сочетать с лепкой и росписью. Постепенно дети начинают понимать, что корневища, коряги, спилы веток особенно красиво смотрятся с сухими цветами; обращают внимание на корни, напоминающие фигурки животных и людей. Составляя фитоаранжировки и букеты, дети учатся передавать в композициях грусть, радость. Стараюсь наглядно показать, как красивы маленькие корзиночки из бересты, прутьев ивы, украшенные живыми и сухими цветами, веточками, мелкими шишками, плодами рябины, листьями.

В процессе художественного творчества с природным материалом дети выполняют изображения разных животных, не сложные объемные композиции, флористические коллажи и размещают в центре природы.

Эти композиции могут носить миниатюрный характер. Создание таких объемно – художественных композиций из растений одно из средств развития детского дизайна из природных материалов.

Составляя композицию из сухих цветов, необходимо помнить о соразмерности: огромный букет в напольной вазе неуместен в маленькой комнате!

Для пышного букета выбирается простая ваза, строгая по форме и цвету. В нарядных вазах ставят более скромные растения, оттеняющие красоту сосуда. Для темного помещения подбирают светлые и яркие растения. Сухие цветы и соцветия можно слегка подкрашивать акриловыми или гуашевыми красками. Для создания объемных композиций из сухих растений рекомендуется иметь оазисы – легкий пористый материал.

Почувствовать выразительные свойства природных материалов детям помогут несложные игровые упражнения, дидактические игры:

 «Какая! Какое! Какой!». Дети встают в круг, передавая из рук в руки какой либо природный объект. Например, передавая орех, дети определяют его словами – «круглый», «маленький», «шероховатый», «твердый», «коричневый».

«На что похоже?». Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Шляпка желудя похожа на чашечку, ухо медвежонка, крошечный зонтик, шляпку гриба, и т.п.; колосок – на дерево, перышко птицы, метелочку, косичку, лисий хвост, конскую гриву.

Задача всей работы заключается в том, чтобы научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой. «Природа полна волшебных тайн» - пожалуй, это главное, что дети должны осознать. Надо только научиться ее рассматривать и размышлять над увиденным.

Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с фитодизайном.

Традиционно бытующая методика обучения фитодизайну строится на подражательной основе. Детей учат воспроизводить образцы, отражающие в основном структуру образа, что характерно прежде всего для технического моделирования. При этом совсем не используется специфика самого природного материала - богатство его форм, цвета, фактуры, его многофункциональность, позволяющая не только отображать, но и выражать своё отношение, т.е. строить художественный образ, что особенно значимо для развития детского воображения и творчества.

Исходя из этого, к числу первичных целей относятся:

формирование и совершенствование навыков художественного творчества, раскрытие творческого потенциала ребенка с использованием техники составления аранжировок, развитие у детей творческих способностей с помощью применения в работе действий с символическими средствами.

В процессе работы по данной теме определила для себя следующие задачи:

  1. Расширять знания дошкольников об основных видах фитодизайна.

  2. Знакомить с содержанием объемно-пространственных композиций.

  3. Познакомить дошкольников со способами декорирования предметов быта, групповых помещений.

  4. Познакомить с приемами флористики.

  5. Учить создавать художественные композиции из сухоцветов, декоративных веток, ракушек, семян, шишек и т.д.

  6. Познакомить с техникой флористического коллажа. Учить сочетать природный материал с бумагой, пластилином, тканью, декоративными элементами.

В процессе художественного творчества из природного материала, может лежать овладение обобщенными способами и приёмами построения художественного образа с опорой на наглядность и детский опыт.

Большую помощь оказывают схемы. Глядя на схему, ребенок понимает, какие листочки надо взять, как расположить. Природные формы изображаются схематично: цветок- в форме круга, листья- в форме овала, стебли- линией. По мере овладения умениями и навыками дошкольники выполняют поделки на разные темы: «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «Сказочные герои», «Птицы» и т.д. Постепенно в творчестве детей появляются не только преметные изображения, но и сюжетные картины. Например: «Кот и мышки», «Рыбки в аквариуме».

Дети могут составлять букетики их живых и засушенных цветов, создавать подвесные композиции, декоративные венки.

Например: тонкие ветки ивы перевязывают, собрав в кольцо, и украшают сухоцветами, шишками, веточками сосны, ягодами. Все зависит от воображения и наличия материала.

Работа с природным материалом очень важна для дошкольников:

  • развивается мелкая моторика, восприятие, мышление, внимание, интеллект и творческая активность, что способствует успешному обучению в школе;

  • пополняются знания и трудовые умения, что положительно влияет на формирование основ личности.

О форме организации творческой деятельности.

Основная форма организации обучения детей – интегрированные и комплексные мероприятия, в которые включены сведения об особенностях, свойствах и возможностях природных материалов, способах их обработки различными инструментами. На этих занятиях дети учатся подбирать природный материал нужной формы, цвета, структуры, овладевают приемами создания композиции, навыками мыслительного анализа.

Наряду с традиционными видами творческой деятельности я использую:

  • Занятия – путешествия, которые предполагают познавательную деятельность детей направленную на поиск, обработку природных материалов, знакомство с природными материалами.

  • На занятии – сказке детям предлагается перевоплотиться в образы сказочных героев. Попадая в сказку, дети изготавливают для сказочных героев подарки, овладевая приемами составления композиции, подбирая цвета и способы расположения деталей аранжировки.

Цвет – одно из важнейших, художественных средств аранжировки – создает настроение и раскрывает задуманную тему. Чрезвычайно выразительны, деликатны монохромные (одноцветные) композиции.

Красивы и сочетания контрастных композиций, в которых природные материалы подбираются на контрасте по отношению к фону.

Фон - немаловажное средство художественной выразительности – может выделить или, наоборот, погасить композицию. Окраска цветов и листьев диктует выбор тона. Не надо бояться экспериментировать с тем исходным материалом, который есть под рукой. Стоит лишь внимательно присмотреться и соотнести с растительным материалом.

При организации художественно- творческой деятельности с природным материалом я использую следующие приемы:

  • зрительный (картинки, иллюстрации, книги), слуховой (музыка, небольшие литературные тексты);

  • приход в гости к детям сказочных персонажей

  • использование загадок, потешек, чтение произведений художественной литературы.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», то есть так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно.

В своей работе широко использую такую форму, как проведение мастер – классов для детей. Знакомлю со спецификой работы флориста-дизайнера. Организовываю экспозиции фитодизайна в изостудии. Подобные выставки могут посетить дошкольники всех возрастов.

Пытаюсь создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста детей.

Большую радость и огромный интерес вызывают у детей выставки, и конкурсы: «Самый лучший букет для мамы», «Палитра разнотравья», «Осеннее настроение», «Мои друзья животные» и т.д.

Работа с родителями

Художественно-творческой деятельностью дети могут заниматься и дома, поэтому большое значение я придаю работе с родителями: провожу консультации по вопросам организации этой деятельности (что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте, как развивать детское творчество), делюсь опытом своей работы. В начале учебного года вместе с родителями проводился конкурс на лучшую семейную поделку и композицию из сухоцветов, была организована совместная прогулка в лесопарк с целью сбора природного материала. Все это способствует активизации родителей, формированию у них осознанного отношения к художественной деятельности детей. Родители подключились к деятельности, связанной с аранжировками. Они собирают книги, альбомы, журналы по флористике и фитодизайну.

Дети любят всё, что сделано их собственными руками, поэтому очень важно, чтобы детские поделки использовались в разных целях: ими можно украшать свой дом или использовать в качестве подарков своим друзьям, родным.

Каждый ребёнок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для художественно – творческой деятельности с использованием природных материалов, мы помогаем ребёнку понять окружающий мир и своё место в этом мире.

Практическая часть

Уважаемые коллеги предлагаю Вам проявить свои творческие способности в изготовлении флористического коллажа.

В процессе творчества проводятся индивидуальные консультации по технике изготовления.

Заключительная часть

Организация выставки флористических коллажей, коллективное фото.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Пустобаева Надежда Александровна

Дата: 02.10.2016

Номер свидетельства: 347130


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства