Мастер-класса на тему «Нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Мастер-класса на тему «Нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования, для развития творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класса на тему «Нетрадиционная техника рисования «Эбру»»
Мастер-класса на тему «Нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования, для развития творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представление о технике рисования Эбру;
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционной техникой рисования;
Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
Развивающие:
Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
Развивать желание экспериментировать в рисовании и передавать этот опыт детям.
Воспитательные :
Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Используемый материал: презентация по мастер-классу, стенд для рефлексии, буклеты, прозрачные лотки с загустителем, краски, палочки для рисования, баночки с красками, салфетки, листы а4, бабочки для рефлексии.
План:
1.Вступительное слово.
2. Рассказ о технике эбру.
3. Практическая часть.
4. Подведение итогов.
1. Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я рада вам представить мастер-класс, тема которого «Техника нетрадиционного рисования «Эбру», как средство развития творческих способностей дошкольников».
Мне очень хочется поделиться с вами своей находкой, заинтересовать «новой» техникой рисования, погрузить вас в волшебный мир эбру.
Самое главное – получить удовольствие от процесса рисования, не боятся выразить себя и увидеть прекрасное в том, что вы сотворили.
«…Творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое.»
Лев Семенович Выготский.
А сейчас давайте все возьмемся за руки и поделимся хорошим настроением. Начиная с меня передадим улыбку по нашей с вами цепочки, а теперь в обратную сторону, а теперь пустим нашу улыбку в зал.
А мне бы хотелось рассказать одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
- “Всё в твоих руках”.
Вот и у нас «все в наших руках». Присаживайтесь.
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. В последнее время очень популярными в развитии детей стали нетрадиционные виды рисования. Чем же хороши нетрадиционные техники? Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.
Сегодня я хочу рассказать вам о нетрадиционной технике рисования «ЭБРУ» и провести мастер - класс.
2. Рассказ о технике эбру.
Техника рисования эбру, с которой я вас сегодня познакомлю, также выигрышна в этом плане, она хороша тем, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое.
«ЭБРУ» - искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами. Сама вода помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять ее язык и научиться свободно «говорить» на нем. Эбру безгранично и неповторимо – нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание – цветов, оттенков, форм... Даже мастер-художник не знает, как будут «танцевать» краски на воде в каждом новом рисунке.
Искусство эбру зародилось примерно 2500 лет назад в Средней Азии (по некоторым данным , в Индии). В глубокой древности и в последующем распространилось на территорию Пакистана и Турции. В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага». В мире это искусство называют турецким мраморированием.
Однако, мраморные разводы – это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.
Рисование в технике ЭБРУ способствует:
Развитию интеллекта, мыслить нестандартно. Ребенку не навязываются определенные штампы, стереотипы. Он сам является творцом, подключается воображение, воспитывается индивидуальность.
Помогают успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников, т. к. манипуляции с водой завораживают.
Эбру развивает мелкую мускулатуру руки, усовершенствует глазомер, развивается зрительно-двигательная координация функций руки, что важно, как фактор подготовки руки к письму.
Данная техника полезна для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Ребята раскрепощаются начинают верить в свои силы.
В эбру самое ценное - это не сама картина, которую вы можете нарисовать, а то, что эту картину никто уже не сможет повторить.
«Мраморная» бумага использовалась для изготовления зонтиков, ламп, головных уборов, сумок, фонариков, драконов , а так же для написания текстов и документов.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага ( она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.
Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.
В начале, я расскажу, как работать в этой технике
Рисование Эбру начинается с Подготовки жидкости.
Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.
Подготовка красок
Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, так как она оседает.
Подготовка ИЗО материала.
Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага ( альбомная).
3. Практическая часть.
Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебный мир «Эбру».
На столах располагаются ёмкости с раствором для рисования, краски, кисти, шпажки, гребни, салфетки, бумага.
В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.
Рисование в этой технике.
Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды ( можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности. Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что - то другое)
Перенос рисунка на бумагу
Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.
Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике. Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.
4. Подведение итогов.
Вывод: Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.
Рефлексия
А сейчас я предлагаю вам взять в руки бабочку и посадить на полянку:
Те кому понравилась эта техника и кто будет применять ее в работе прикрепите бабочку на поляну с красными цветами.
А кому техника рисования понравилась, но он боится и не будет применять, прикрепите бабочку на полянку с белыми цветами.
Спасибо за внимание и помните: «Все в наших руках»!
Список литературы:
1. Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003. — 265с.
4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65.
6. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
7. Блог Алексея Пелевина статья Эбру-терапия на вооружении челябинских психологов.https://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2015/04/blog-post_27.html
8. Рисование на воде эбру. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей. Власова ИринаТимофеевна, http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-timofevna-vlasova/master-klas-pod-dozhdem-po-risovaniyu-kraskami-yebru-s-yelementami-aplikaci-s-poshagovym-foto.html