Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс:"Волшебный мир оригами"»
Мастер-класс для педагогов «Волшебный мир - оригами»
Цель: развитие творческого потенциала педагогов в использовании техники бумагосложения в работе с детьми
Задачи:
Познакомить с историей развития, с базовыми формами и условными обозначениями техники оригами
Создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса
Оказать практическую помощь в изготовлении цветка в технике Кусудама
Материалы и оборудование:
Презентация «Волшебный мир - оригами»
Лекция + практическая работа
Офисная цветная бумага, клей
Проектор, экран, ноутбук
Образец готового изделия
Ход мастер-класса
1. Уважаемые коллеги, разрешите представить тему моего мастер-класса «Волшебный мир-оригами». Сегодня я познакомлю Вас с историей возникновения оригами и его разновидностями. А в процессе практической части мастер-класса вы освоите азы техники Кусудама, и изготовите цветок в данной технике.
Презентация «Волшебный мир –оригами».
Орига́ми— древнее искусство складывания фигурок из бумаги. «Ори» в переводе с японского - «складывать», «Ками» – бумага.
Две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами.
Но считается, что искусство оригами зародилось в Японии и оно даже старше, чем бумага. Первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды.
Знаменитый японский мастер оригами Акира Йошизава придумал «азбуку оригами». Это условные знаки и базовые формы .
Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги, познакомиться с условными обозначениями, основными приемами складывания и базовыми формами , которыми пользуются оригамисты всего мира, овладеть складыванием классических моделей. Умение складывать базовые формы позволит быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.
Общие правила при обучении технике оригами.
1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
6. Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.
7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Существуют следующие виды оригами :
Классическое оригами
Если говорить о классическом оригами, то в нем используется один квадратный равномерно прокрашенный листочек бумаги без ножниц и клея. Из него собирают разнообразные фигуры — это традиционные самолетики, кораблики, журавлики, лягушечки, цветочки, мордочки животных.
Модульное оригами. Является одним из самых популярных и трудоемких техник складывания фигур из бумаги. Его используют при создании большой, объемной фигуры, состоящей из нескольких блоков или, так называемых, модулей. Вначале складываются несколько составляющих из одинакового или разного размера бумаги, а потом они просто вкладываются друг в друга, превращаясь в законченную композицию. Сила трения не дает всей конструкции распасться. Ярким примером модульного оригами является объемный шар, который часто используют в праздничном декоре, и наверняка знаком многим.
Складывание по развертке
Развертка или паттерн – это тип диаграммы оригами, который представляет собой модель с чертежом, где изображены все складочки готового изделия. Складывать по развертке намного сложнее, чем по традиционным схемам, но этот метод дает не только информацию, каким же образом сложить модель, но и то, как она была задумана. Развертки часто используются при разработке каких-то новых моделей.
Мокрое складывание. Виды техник оригами не обходятся без метода, разработанного Акирой Есидзявой, предусматривающим использование смоченной с помощью воды бумаги. Мокрое складывание широко используется для создания фигурок представителей флоры и фауны. Смоченная бумага позволяет сделать линии более плавными и выразительными, а также придать им некую жесткость. Для данного вида творчества подходит специальная бумага, при изготовлении которой добавляется водорастворимый клей.
Киригами. Это единственный вид оригами, при котором допускается использование ножниц. Его применяют для создания красивых открыток с объемными элементами.
Монегами. Фигурки этого стиля выполняются из денежных купюр.
Что такое техника кусудамы ?Виды модульного оригами часто путают с техникой кусудамы, которая также подразумевает создание объемной круглой фигуры из модулей. Разница в том, что при модульном оригами, составные части шара вставляются друг в друга, а в кусудаме склеиваются или сшиваются.
Значение оригами для развития ребенка-дошкольника.
Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств личности огромно.Большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка, так как оригами:
- учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.
- развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук.
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
- формирует предметные представления: при складывании фигурок животных или растений дети учатся находить характерные особенности и детали того или иного цветка, птицы, животного.
- развивает абстрактное и образное мышление, пространственное воображение.
- развивает аналитико-конструктивное мышление.
- учит ориентироваться на плоскости листа бумаги.
- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- способствует концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей
- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.
- способствует формированию добрых чувств к близким и дает возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.
- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
- позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности.
2.Практическая часть.
Кусудами – в переводе «лечебный шар», широко используется в Восточных странах, как оберег. Изготовить собственноручно кусудами можно с помощью цветной бумаги и клея. Для начала вам необходимо взять квадратики цветной бумаги размером 10х10. Начинаем изготавливать первый цветок из 5 лепестков, следуйте пошаговым действиям.
1. Согните бумажный квадратик пополам так, чтобы получить аккуратный треугольник. Точность движений – залог отменного результата, поэтому не спешите!
2. Загните левый и правый углы полученного треугольника к верхушке, чтобы получился ромб.
3. Сложите получившиеся треугольные «створки» пополам, как показано на рисунке.
4. Раскройте створки и разгладьте их.
5. Загните верхние уголки «створок» кусудамы на себя таким образом, чтобы они сравнялись с краями бумаги.
6. Далее загните треугольники обратно по той складке, которая была сделана прежде, и склейте наружные треугольники между собой.
7 . Теперь сделайте 5 лепестков и склейте их друг с другом по кругу, чтобы получился цветок. Не торопитесь, дайте клею хорошо «схватиться». Если вы все сделали правильно, ваш пятилистник будет такой же, как на картинке ниже.
10. Готовые цветы склеиваются между собой.
3.Подведение итогов.
- Мастер-класс подошёл к концу. Надеюсь что данный мастер класс был для вас интерес и полезен в вашей работе с детьми.
- В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!