Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Ритмодекламация для дошкольников"»
Мастер-класс для педагогов
«Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста»
У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. У одного «каша во рту», не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать их и правильно расставить. Другой - тянет слова, предложения, речь нечеткая. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом и должна помочь ритмика или приём ритмодекламации, который предлагает один из авторов программы «Радуга»
И. Галянт.
Что - же такое ритмодекламация? В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии.Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом, а ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.
Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.
Но он не просто двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический рисунок. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Вопрос воспитателям: Как вы думаете, коллеги, какие виды творческой деятельности относятся к ритмодекламации?
Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:
2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации): Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
3.Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и тд.)
Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности.
4.Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и тд.)
Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.
Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Ритмические игры И. Галянт
Музыкальные игры:
В музыкальных играх идёт передача ярких художественных образов, вызывая у ребёнка живой интерес, побуждая активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.
Гном, гном
Он придёт совсем неслышно в дом, дом. (руки домиком)
Как зовут его, не знаешь? Гном, гном.(пожать плечами)
Он, наверно, очень добрый? Да, да.(кивнуть головой)
У него такая борода. Борода(показать бороду)
Он расскажет тихо сказку нам, нам.(руки к груди)
Я ему медовый пряник дам, дам,(отдающие движения)
А потом станцуем гопачок-чок.(каблучок)
Он такой забавный старичок.Старичок.(показать старичка с палочкой)
И на зонтике волшебном вдаль, даль(руку ко лбу,смотреть в даль)
Улетит он, а прощаться жаль, жаль.(потирать глаза)
Я не буду больше плакать, нет, нет.(покачать указ.пальцем вправо,влево)
Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой)
Белый мишка»
Белый мишка шел по снегу, «топать» мячиком по одной руке
Сам с собой он вел беседу: «топать» по другой руке
«Ры-ры, ру-ру, (катать мячик в ладошках)
Много снега наберу!
Налеплю комочков ( сжимать мячик двумя руками)
Беленьких снежочков.
Буду-буду их катать. (Катать в руках)
А потом кидать!»
(Кидают вверх мячики несколько раз под музыкальный проигрыш.
Игра-самомассаж начинается сначала.
«Скачите палочки»
Вы скачите, палочки,Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,Один раз стукнуть двумя палочками по полу.
Прискакали на лужок.Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.
Правой ножкой: топ, топ, Стучать палочкой в правой руке по полу.
Левой ножкой: топ, топ.Стучать палочкой в левой руке по полу.
На лавочку сели, песенку запели.Поставить обе палочки на колени и качать.