Педагог.Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моего мастер –класса «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста». И сегодня я предлагаю вам окунуться в волшебный мир пальчиковых игр.
Предлагаю Вам поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните, раз пять1,2,3,4,5. (хлопают в ладоши)
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший
И ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
Приветствие кончилось, можно начать.
Педагог.Коллеги, скажите пожалуйста, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию).
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – это прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!
Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Как говорил советский педагог Василий Александрович Сухомлинский
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с рождения.
Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В нашем случае с раннего дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика– это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям.
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Существуют следующие виды пальчиковых игр:
-Пальчиковые игры с предметами;
-активные игры со стихотворным сопровождением;
-игры- манипуляции;
-пальчиковые игры с элементами самомассажа;
-пальчиковые кинезиологические игры;
-пальчиковые игры на основе сказок.
Педагог. Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры. Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
Для начала давайте разогреем ручки.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Растирание пальцев - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём».
Пальчиковые игры с предметами (предложить воспитателям поиграть с предложенным дидактическим материалом)
Игра «Прищепки»
Педагог. Предлагает педагогам разгадать загадки.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю. (Рыба)(Воспитатель показывает бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста).
Педагог. Чего не хватает нашей рыбке. Давайте починим ее с помощью прищепок. (педагог прикрепляет прищепки на место плавников и хвоста).
Ночью спрячется оно -
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьется радостное. (Солнце). Чего не хватает нашему солнышку?(прикрепляют желтые прищепки вместо лучиков).
Он в лесу живет под елкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец. (Ёжик)
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
Пальчиковая игра с крупной мозаикой «Башмачки»
Берём крупную мозаику (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
2. Активные игры со стихотворным сопровождением.
«Теремок»
Туки – ток, туки – ток (Ставим кулачок на кулачок).
Мы построим теремок (Делаем «крышу» над головой).
Будем в доме дружно жить, (Соединяем ладошки)
Сказки слушать, не тужить(Покачиваем головой из стороны в сторону).
В жаркой печке сварим кашу(Помешиваем воображаемую кашу).
Молочком напоим кошку, (Водим по ладошке одной руки указательным пальцем другой, кошка лакает язычком)
Воробьям насыплем крошек (пальцы собираем в щепотку и делаем движения, будто солим).
В гости всех к себе зовем
В наш красивый добрый дом.(Широко раскрываем руки и поворачиваемся направо и налево).
3. Игры- манипуляции
«Семья»
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!(сжать пальцы рук вместе)
«Мальчик-пальчик, где ты был?»
Мальчик-пальчик, где ты был?(большой палец)
С этим братцем в лес ходил!(указательный)
С этим братцем щи варил! (средний)
С этим братцем кашу ел!(безымянный)
С этим братцем песню пел!(мизинец)
4. Пальчиковые игры с элементами самомассажа (шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики). Предлагаю вам проиграть одну из таких игр как с карандашом.
«Скалка»
Мы пирог испечь решили (Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу.
Ловко тесто замесили. (Карандаш в горизонтальном положении между ладонями).
Хорошенько раскатаем,(Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам).
В печку жаркую поставим.
Также можно использовать массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику).
«Испечем мы каравай»
Месим, месим тесто (сжимаем массажный мяч в правой руке)
Есть в печи место (перекладываем в левую руку и сжимаем)
Испечем мы каравай (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекладывай, валяй (катаем мяч ладошками)
Массаж рук грецким орехом(Катаем орех между ладонями)
Прокачу я свой орех
По ладоням снизу-вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
6. Пальчиковые кинезиологические игрыили по другому их называют «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Кошка»- последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
7. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать,(хлопают в ладоши)
Будем сказки называть
Три медведя,
Теремок,
Колобок- румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят,
Этим сказкам каждый рад!(поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши).
Педагог.Также можно использовать для развития мелкой моторики пособие Вадима Вячеславовича Воскобовича. Перед вами кораблик Плюх – плюх,
- Что есть у всех корабликов? (корма, палуба, верёвки, нос, мачты, флажки).
Сегодня отправляемся в плавание на кораблике «Плюх-плюх".
Игровая ситуация «Я – такой же, как флажок, угадай меня, дружок».
Предлагаю педагогам надеть на пальчики флажки разного цвета,(например, одному педагогу на пальчик правой руки жёлтый флажок, а левой – зелёный; другому педагогу – других цветов (красный на пальчик правой руки, синий – левой рукии т.д.).
Педагог. Снимаю с кораблика флажок определенного цвета и показываю. У кого есть на пальчике флажок такого же цвета тот:
- подпрыгивает (красный)
- шагает (синий)
- хлопает в ладоши (желтый)
- выполняет бег на месте (зеленый) или выполняет какое-то другое движение. И так до последнего флажка на корабле.Следующая игровая ситуация.
«Цветная дорожка» Кораблик «Плюх-плюх» захлестнула волна, и все флажки намокли, «Сушить флажки!» - даёт команду капитан Гусь. Снимаем все флажки и надеваем их на шнурок двумя способами: через маленькое металлическое отверстие или через сам флажок, двумя пальчиками. Можно сделать нарядную гирлянду.
«Цветные кораблики». У нас будет три корабля,каждый корабль определенного цвета, педагогам предлагается собрать флажки, педагог берет флажок при этом громко называет цвет и надевает ее на нужный корабль, который он выбрал.
Следующее пособиедля развития мелкой моторики, шнуровка,«Шнур Малыш», «Ромашка». Мы можем продевать шнурки в дырочки игрового поля, шнур может: огибать кнопку, нырять и выныривать, закручиваться вокруг нее. Также можем использовать сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. д.).
Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.Также можно рисовать на подносе с манной крупой пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака.
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Я благодарю вас за внимание и вашу активность! И призываю всех использовать пальчиковые игры в работе с детьми: в режимных моментах и образовательной деятельности. Но и в заключении, я прошу желающих тоже поделиться своим личным опытом и показать свою пальчиковую игру!