Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с особенностями развития «Я хочу владеть собой!»»
Мастер – класс
по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
с особенностями развития
«Я хочу владеть собой!».
Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму. Агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение. Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии, - одна из важнейших задач практической психологии образования. Проблема детской агрессивности - одна из значимых в образовательных учреждениях и в настоящее время очень актуальна в связи с ее распространенностью и дестабилизирующим влиянием.
Агрессивность современных детей носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон.
Повышенная агрессивность детей выступает как устойчивое качество личности. Многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего у малыша формируется враждебность к окружающему миру в виде длительных и частых негативных эмоций.
Игры с песком в группе используются на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с несформированной коммуникативной сферой.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам из 4-6 детей. Если имеется дело с агрессивными или гиперактивными детьми, то лучше не собирать группу более 3 человек, в этом случае психолог четвертый.
Эти занятия направлены на формирование у ребенка следующих умений:
организовать совместную игровую деятельность;
принимать и исполнять соответствующую роль;
«слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли;
гармонично и эффективно общаться с другими.
Задачи:
совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
развивать фантазию и образное мышление;
способность проявлению эмпатии;
побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
Упражнение «Коврик злости».
Цель: избавление от гнева.
Ход: используется обычный коврик с ярким, неоднородным верхним слоем. Ребенку предлагается снять обувь, наступить на коврик и вытирать об него ноги, пока не захочется улыбнуться.
Игра «Круг знакомств».
Цель: знакомство членов группы, выражение себя и своей индивидуальности в шутливо – ироничной ситуации.
Дети становятся в широкий круг, педагог одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов:
1) один из детей делает шаг к центру круга;
2) называет свое имя;
3) демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным;
4) назвав и показав себя, ребенок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг;
5) все остальные дети, по возможности, точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение.
6)После этого всю процедуру повторяют остальные дети.
2. Игра «Комплимент по кругу».
Цель: развитие чувства эмпатии, умения работать в команде. Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.
Дети стоят в кругу. Затем педагог говорит: «Ребята! Давайте будем передавать по кругу сердечко, делясь своей любовью и добротой!». Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…”Ребенок, передавая сердечко, должен сказать ласковые слова, комплименты своему соседу.
Игру лучше проводить в медленном темпе.
3. Упражнение «Песочный дождик»
Цель: развитие тактильного восприятия, умения проводить сравнение и обобщений предметов.
Дети идут к столам с песком и делают следующие упражнения:
трогают песок руками;
пересыпают его из одного кулака в другой;
рисуют песком на столе фигуры;
дуют на него ртом и трубочкой.
Игра «Два мяча». Детям раздается мяч – еж. Дети трогают и щупают его, сжимают и разжимают, делают массаж рук. Педагог спрашивает детей: «Этот мяч какой? Что вы чувствуете, когда держите его в руках? Вам нравится или нет? Давайте нарисуем на песке этим мячиком следы».
Дальше педагог показывает детям другой мяч, просит их проделать то же самое с этим мячом, задает вопросы.
Когда сравнение и обобщение двух мячей закончены, педагог просит детей изобразить дорожку от одного, колючего, к другому, гладкому мячу.
4. Релаксация «Воздушный шарик».
Цель: расслабление всего организма.
Дети ложатся на ковер, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные.
Играет тихая спокойная музыка.
Педагог настраивает детей на расслабление: «Дети, ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»
«Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие.
Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок.
Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.
Улыбнитесь своему шарику».
5. Рефлексия группового опыта.
Цель: подведение итогов, обсуждение полученных результатов и вручение подарков.