Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Особенности организации современного образовательного мероприятия по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 г. Белгорода
Мастер-класс
«Особенности организации современного образовательного мероприятия по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО»
Белгород,
2018 г.
Программа мастер-класса
«Особенности организации современного образовательного мероприятия по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО»
1-й шаг. Презентация опыта педагога
Основной идей мастер-класса является знакомство педагогов с игровыми методами в организации современного образовательного мероприятия по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием набора «Дары Фребеля» .
Большой толчок для развития творчества, любознательности нам дал набор «Дары Фребеля», а именно первый «дар»- мяч .
Для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте Фребель предложил шесть так называемых «даров». Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка. Первый дар, по мнению Фребеля, это мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. К каждому мячу прикрепляется ниточка. Обосновывая, почему первым «даром», первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик).Так как основная их среда и возможность познавать мир — это сенсор (то, что можно потрогать, понюхать, покатать, подержать в руках), то первыми нашими помощниками будут вязаные шерстяные мячики из модуля №1. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка.
«Дары Фребеля» с детьми младшего дошкольного возраста помогают развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки. Так же с их помощью закрепляется понятие «один и много».
Так, для малыша 3–4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с мячами, ребёнок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы. С набором «Дары Фребеля» ребёнок учится объединять объекты по сюжету.
Хотелось найти больше игр для младшего дошкольного возраста с набором «Дары Фребеля». Придумать задания, соединяющие набор «Дары Фребеля». с кубиками Никитина и блоками Дьенеша для решения задач по познавательному развитию детей дошкольного возраста.
2-й шаг. Представление системы
Основные игровые приемы работы, которые педагог будет демонстрировать слушателям с вязаными шерстяными мячиками из модуля №1 набора «Дары Фребеля». Это физминутки, игры – путешествия, игры – загадки, игры – беседы, игры – забавы, которые можно применять на занятиях по познавательному развитию, в самостоятельной деятельности, а также в других видах деятельности. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Для реализации такого подхода были разработаны для обучения детей дошкольного возраста игровые задания и различные дидактические игры с тем чтобы, используя их, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Современные педагогические игровые технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической игровой технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы
Педагог демонстрирует приемы эффективной работы с детьми. На этом этапе слушатели знакомятся с дидактическими играми, которые можно применять на занятиях по познавательному развитию, а также в самостоятельной деятельности.
1.Дидактическая игра-путешествие «Игра в снежки »
Как один из варианта игры с вязаные шерстяные мячиками из модуля №1, мы предлагаем детям поиграть в снежки. Сделав комочки из условного снега, мы рассказываем детям, что снег состоит из снежинок, снежинки. дружат, сцепляются между собой, становятся одним большим комком. Дети берут мячик в руки и начинают его катать, развивая тем самым мелкую моторику.
1,2,3,4 – мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем.
Три – уроним. И … сломаем!
Можно предложить со снежком отправиться в путешествие по лесу, по городу, по дороге . (Дети катают по поверхности (стол), между ладонями, по всей длине руки.) Обычно у детей это вызывает смех, способствуя снятию психоэмоционального напряжения, а также релаксации. Можно использовать игру на занятии , как физминутку.
2. Дидактическая игра-забава « Брось снежок»
Мы скатали, красивый снежок получился, показали друг другу. Что же дальше делать с ним? Что делают со снежками? Бросают! И мы бросаем снежки, рассказывая стихи:
Снег, снег, снег, снежок! Хватит сыпать, мой дружок! Все вокруг и так бело, Все дороги замело. Даже тропки не видать, Как же я пойду гулять?
Но вот ребята устали, и устали снежки. Что же с ними делать? Надо их покачать... Ребята ложатся на ковёр, закрывают глазки, берут свой снежок и начинают его баюкать. При этом можно петь песенку, мурлыкать её себе. А могут надеть мячик на руку и раскачивать как маятник.
3. Дидактическая игра «Попади в колечко»
Вот наш снежок успокоился, отдохнул и теперь мы можем устроить соревнование — попытаться попасть снежком в колечко. Маша будет бросать в желтое колечко, Даша в синее колечко и т. д. Закрепляем цвет
4. Дидактическая игра-забава « Защити снежок»
Подул ветер и снежки разлетелись и не могут найти друг друга? Что делать? Чтобы защитить снежок, нам нужно его оградить от ветра, и в этом нам помогут вот такие кирпичики (продолговатые блоки), они не имеют цвета, так как в этом возрасте очень важно, чтобы каждый предмет был заместителем, мог играть роль чего угодно. Важно, чтобы ребёнок закончил композицию и не оставил дырочку, чтобы домик со всех сторон был ровный и закрывал снежок.
Как вариант можно организовать коллективную форму работы, ведь дети в этом возрасте ещё не умеют играть друг с другом, они играют рядом, поэтому для них важно научиться играть вместе. Мы обязательно должны попробовать, что получилось, улетит ли наша снежинка, наклоняемся и дуем.
5. Дидактическая игра « Ориентировка в пространстве», которая учит детей ориентироваться в окружающей обстановке. Слушателям предлагается:
В правую руку шарик возьми
И перед грудью его потряси.
За спину спрячь и затылка коснись
Руки смени и другим улыбнись
С помощью таких дидактических игр с шерстяными мячиками, которые выполняют роль заместителей предметов, позволяют развивать детей в игре, дети учатся видеть форму, цвет.
4-й шаг. Моделирование.
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели в режиме продемонстрированной технологии
1.Дидактическая игра «Укрась елочку»- слушателям предлагается
к предстоящему Новому Году с помощью «Даров Фребеля» нарядить ёлку, сделать бусы из вязаных шерстяных мячиков из модуля №1, затем усложняем задание- украсить елочку по образцу.
2. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»- слушателям предлагается достать из мешочка любой шарик, определить цвет и подумать на что похоже. Усложнение- придумать словосочетание по цвету шарика: например- зеленое яблоко, красный помидор, синее море и т.д.
3. Самостоятельно предложить варианты по использованию спортивного оборудования. (Продев в кольцо несколько ниток, получить - цветок для мамы; закрепив на обруче нитки с шарами, получить - карусели. )
4. Самостоятельно придумать героев сказок, используя вязаные шерстяные мячики из модуля №1 «Дары Фребеля». (Это может быть колобок, Снеговик-Почтовик, Смешарики, гусеницы Вупсинь и Бупсинь.)
Обсуждение авторских моделей мастер-класса .
5-й шаг. Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности
Вывод: Таким образом, мы уверены, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Мы надеемся, что к нашему мнению присоединятся и другие педагоги.