Ведущий Шихова Светлана Ивановна Уважаемые коллеги, добрый день, я рада приветствовать Вас на мастер-классе. Тема семьи является одной из самых важных для нас и наших детей. Не случайно в истории всех времен и народов семья и семейный лад всегда считались вершиной человеческого счастья. Семья – это дар жизни, благодаря которому каждый человек с момента рождения входит в мир и становится его уникальной и неповторимой частью. Если в семье мир и согласие, тишина и любовь, то от одного этого ребенок приобретает положительный духовный опыт. Согласитесь, очень важно, чтобы семья была дружной. В дружной семье каждый находит радость и утешение, здесь всегда стремятся быть вместе. Многим из нас близки воспоминания своего детства. Этот огонек родного очага согревает нас на всем жизненном пути, дает нам силы и защиту. Правда, говорят: На что и клад, коли в семье лад. Работая по книгам для развития по программе «Социокультурные истоки» мы знакомим детей и родителей с традициями русской семьи, с особенностями взаимоотношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Перед нами стоят задачи: 1.Освоение и осмысление социокультурной категорией «Семья», «Родной очаг». 2.Формирование у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. 3.Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком. Для педагога очень важно уметь работать с разными категориями участников образовательных отношений. Сегодня мы представим вам фрагмент занятия с родителями в рамках реализации программы «Социокультурные истоки». Выбор участников мастер-класса Все мы знаем о том, что в пословице, в кратком изречении, заложена народная мудрость. Жизненный опыт человечества очень велик. Но ценность пословиц в том, что в них отражается проверенный веками социокультурный опыт многих поколений, который существовал и будет существовать многие годы. Продолжите пословицу Вся семья вместе… так и душа на месте Не красна изба углами… а красна пирогами Кто родителей почитает… тот вовеки не погибает В гостях хорошо…. а дома лучше. В своем доме …. и стены помогают. В семье разлад…. так и дому не рад. Дерево держится корнями….. а человек семьей. Отца с матерью почитать…. горя не знать. При солнышке тепло…. при матери добро. Человек без семьи…. что дерево без плодов. Основная часть мастер-класса Ведущий Соболева Любовь Гурьевна Сегодня мы познакомимся с книгой «Дружная семья», в которой помещены произведения о дружной семье и задания к ним. + Книга «Дружная семья» является первой из четырех книг для развития детей 4-5 лет по программе «Истоки». Книга для развития состоит из 2 частей: «Дружная семья» и «Домашнее тепло». В первой части книги «Дружная семья» вы познакомите детей с рассказами: Я. Корсунской «Семья» на с. 11, Э. Шима «Брат и младшая сестра» на с. 18, Е. Пермяка «Первая рыбка» на с. 16 . + Давайте прочитаем рассказ «Первая рыбка» на стр.16. Прочитайте вопрос после текста. Ответьте на него. Возможно, ли сформировать у ваших детей положительный опыт на основе прочитанного? На с. 12 -13 помещены поэтические тексты о членах семьи, кто является самым дорогим для ребенка человеком. Во всех этих литературных произведениях запечатлен положительный опыт семейных отношений. + Пальчиковая игра «Семья», помещенная на с. 14, продолжая тему семьи, развивает мелкую моторику рук у детей. Поэтому в нее полезно играть не только в саду, но и дома. Давайте вместе поиграем. Так же в книге помещены народные игры «Где был, Иванушка?», «У дедушки Трифона», дети очень любят, с удовольствием играют в течение дня. + Предлагаю вам выполнить задание на с. 17. Давайте прочитаем его. Откройте с.21. Первая часть книги заканчивается страницей Альбома «Наша дружная семья», где вы вместе со своим ребенком нарисуете рисунок или выполните коллаж своей дружной семьи. Мы надеемся, что благодаря этой работе книга станет для вашего ребенка более близкой, любимой. 2 часть мастер-класса. Ведущий Агаева Надежда Сергеевна. На страницах с 22 по 25 второй части книги «Домашнее тепло» помещены стихотворения, в которых продолжается тема дружной семьи: в них показана традиция гостеприимства, проявление любви и заботы, чувства благодарности близким людям. Разучите вместе с ребенком, понравившееся стих-е и песню «К нам гости пришли» и «Самая хорошая» на с. 22-23. В детском саду мы также будем знакомить детей с этими текстами, закреплять их. + Обратите внимание на вопрос на с. 25 Прочитайте его. Помогите мне. Как бы вы ответили на этот вопрос своему ребенку? + Откройте с. 26. Давайте поразмышляем, что такое домашнее тепло? Дополните ряд высказываний. Работа по теме «Домашнее тепло» заканчивается оформлением страницы Альбома «Домашнее тепло», где ваш ребенок в детском саду или дома раскрасит рисунок к рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам» на с. 27. Обратите внимание на особенности оформления этой страницы. Иллюстраторы книги предлагают детям стать соавтором этой семейной страницы. Это позволит ребенку более эстетично выполнить работу, не выходя за контуры рисунка. Такая работа поможет воспитать у ребенка бережное отношение к передаче образа. Активное занятие. Ресурсный круг «Дружная семья» + Прочитайте «Слово к родителям» на с.3 + Как книга поможет более теплым и дружным отношениям в семье? Начнем с вас (влево), по кругу, передаем касанием плеча. Рефлексия. + С каким настроением Вы пойдете домой? + Я благодарю вас за работу, выражаю надежду на дальнейшее активное сотрудничество. Спасибо! Подведение итогов мастер-класса. Ведущий Шихова Светлана Ивановна На климат внутри семьи влияет множество факторов. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы Многие родители, находясь под прессом проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожных ожиданий. Однажды ко мне как психологу на занятие пришел мальчик, и я спросил его, когда последний раз родители говорили, что любят его. Он спокойно мне ответил, что вчера, и мама и папа. — А кто еще живет с вами? — спрашиваю я. — Бабушка и дедушка, — говорит мальчик. — А они давно признавались тебе в любви? — снова интересуюсь я. — Вчера... — отвечает он. — А что вчера было? — искренне удивляюсь я. — День рождения! К сожалению, так бывает, порой мы забываем о самом главном. «Я тебя люблю!» ведь именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей как можно чаще. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз. Так относитесь же к своим детям так же, как вы хотите, чтобы они относились к вам и к своим детям в своих будущих семьях! Уважаемые коллеги, на этом наш мастер-класс подошел к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. Мы желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. |