kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Использование в работе приемов нетрадиционного экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста посредством использования приемов нетрадиционного экспериментирования с объектами окружающей действительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование в работе приемов нетрадиционного экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста»»

Цель мастер-класса:

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста посредством использования приемов нетрадиционного экспериментирования с объектами окружающей действительности.


Задачи:

  1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей;

  2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мастер - класс проводится для педагогов ДОУ.

Продолжительность - 15 минут

Форма проведения:

5минут – вводная часть

10 минут - практическая деятельность

Конечный результат:

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в познавательно-экспериментальной деятельности.

Содержание мастер-класса:

1.Теоретическая часть «Использование в работе приемов нетрадиционного экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста» – 5 мин.

2.Практическая деятельность. – 10 мин.

Оборудование:

Опыт №1: пена для бритья, сода пищевая, широкая стеклянная ёмкость с высокими краями, ложка, резиновые перчатки.

Опыт №2: глубокая тарелка, стеклянный стакан, лимонная кислота, вода, ложка.

Опыт №3: три стеклянных стаканчика, вода, сахарный песок, краски трех цветов, 3 кисточки, 2 чайные ложки, 3 больших шприца, 1 высокий стеклянный стакан.

Опыт №4: высокая стеклянная ёмкость (банка), 3 стеклянных стаканчика,

2 пипетки, ложечка, пищевые красители (2разных), вода, масло растительное.




1.Вводная часть

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.             Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, но также и как средство для активизации и повышения эмоционально-чувственного восприятия детьми окружающего мира. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с предметами и явлениями окружающего мира к его пониманию.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;

  • развивается речь;

  • происходит накопление фонда умственных умений;

  • формируется самостоятельность;

  • развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности.

 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы - папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки - помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь- взрослый - умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.


2.Практическая часть.

Мы собрались в уютном кабинете,

Чтоб вспомнить, что в душе мы все же дети,

Для радости общения и моря впечатлений.

Что, как, зачем и почему – детишкам интересно,

Когда немного подрастут,  им станет все известно,

Ну, а пока о детворе от 3 и до 7,

Без взрослых на вопросы им, ответов не  найти,

Увидеть и услышать и маме рассказать,

А главное попробовать все сделать, и  понять….

 

Итак,  тема нашего мастер-класса:  «Детское экспериментирование»

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть к познанию мира?

- Как способствовать развитию творческого потенциала, инициативности, уверенности в своих силах?

- Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность малышей?

 На эти вопросы я долго искала ответы, изучала новые технологии, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. И пришла к выводу, что вторым по значимости ведущим видом деятельности (какой первый? - игра) является детское экспериментирование.


А сейчас я  предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где продемонстрирую Вам некоторые виды нетрадиционного экспериментирования,  элементы которых можно применять не только в совместной, но и в непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Мастер - класс


Первый опыт «Цветок на воде».


Для проведения этого опыта вам потребуется миска с водой, (можно использовать при работе с детьми небольшой таз)

И бумажные кувшинки (могут быть цветы различного варианта с закрученными к середине лепестками)

Ход опыта: Каждый возьмите по 1 кувшинке и опустите их на воду (чтобы немного ускорить процесс немного надавите на серединку цветка) и пронаблюдайте, что с ним произойдет. Да, цветок раскрылся. Это произошло потому, что бумага намокла и стала тяжелее. Если говорить научным языком, это произошло, так как вода, в силу, своей капиллярности проникает в пустые пространства между волокнами бумаги, заполняет их, бумага набухает и лепестки распускаются.

Детям опыт очень понравился, произошло «волшебство».


Второй опыт «Плавающая виноградинка»


Для проведения данного опыта вам потребуется газированная вода, стаканчик прозрачный, виноградинка.

Ход опыта: Возьмите пожалуйста минеральную воду наполните стаканчик чуть больше половины, как только вы наполните стакан водой, опустите в него виноградинку и понаблюдайте, что произойдет. Виноград падает вниз, т. к. он тяжелее воды, но на дне стакана его покрывают пузыри газа, которые делают его легче и выталкивают виноград на поверхность. На поверхности воды пузырики лопаются и виноград снова падает вниз. Этот процесс происходит пока вода не «выдохнется». Спасибо вам за участие, присаживайтесь на свои места.


Третий опыт «Плавающий мандарин»


Ход опыта: Нам потребуется 2 мандарина (один чищеный, второй, нечищеный, 2 больших пластиковых стакана до половины наполненных водой.

В 1 стакан опустите неочищенный мандарин, что произошло? (плавает) Попробуйте на него немного надавить, утонул (Нет). Даже если очень постараться мандарин в кожуре не утонет. Давайте теперь посмотрим, что произойдет с очищенным мандарином. Опустите мандарин во второй стакан, что вы видите? (Утонул).

Два одинаковых мандарина, но один утонул, а другой – нет.

Очищенный мандарин тонет потому, что он тяжелее воды, которую вытесняет. Кожура мандарина плотная, не пропускает воду, под ней много пустот заполненных воздухом, которые выталкивают мандарин на поверхность воды.

Сказка,

которая называется  «Удивительная прогулка Колобка…..»


Однажды Колобок решил пойти погулять. Спрыгнул он с окошка и покатился. Катится Колобок, катится…, и вдруг стало ему так грустно одному. Задумался Колобок: «Вот был бы братец у меня, вдвоем веселее. Как там бабка делала?… помела, поскребла…»


Опыт №1

Поместите в стеклянную ёмкость с высокими краями пену для бритья, добавьте пищевую соду, перемешайте, из полученной массы слепите колобок.


Колобок: Ух, ты! Здорово! Только ты братец бледноват, Снежок какой-то!

И покатились два братца по дорожке. Оказались они на берегу ручья, через который перекинут узенький мостик.


Колобок: Будь внимателен, Снежок, можно с мостика упасть.

Но Снежок не удержался, поскользнулся, упал с мостика в ручей и растаял.


Опыт №2

Поместите «снежок» в стакан с водным раствором лимонной кислоты. Стакан предварительно поставьте в глубокую тарелку.


Огорчился Колобок. Идет, плачет, по сторонам не смотрит. Вдруг, свет необычный увидел Колобок. Да это же радуга в небе!

Колобок: Как красиво! Вот бы эту радугу бабе с дедом показать!


Опыт №3

 Три стаканчика с водой: в первом – чистая вода, во второй добавьте 1 чайную ложку сахарного песка, в третий – 2 ложки, перемешайте. Закрасьте воду в стаканчиках разным цветом (красный, желтый, зеленый). При помощи большого шприца наберите воду из первого стаканчика и поместите её в высокий стакан. Наберите воду из второго стаканчика, опустите шприц до дна стакана и аккуратно влейте, затем из третьего стаканчика.


Колобок: Ура! Радуга в стакане!

И покатился Колобок домой. А бабушка с дедушкой его в окошко увидали и так обрадовались, что решили устроить праздничный салют.


Опыт №4

Растворить пищевые красители в небольшом количестве воды. Полученные растворы капать при помощи пипетки в стаканчик с растительным маслом, перемешать ложкой. Полученную смесь вылить в высокую емкость с водой (банку).


Вот такая удивительная прогулка получилась у Колобка.



 Подводим итоги – приборы для постановки опытов

- увеличительное стекло;

-колбочки;

-камни, песок, глина, грунт

-разная тара для опытов (не стеклянная)

-деревянные, пластмассовые, железные предметы;

-трубочки для коктейля;

-коллекция природных материалов (шишки, каштаны)

-емкости для воды.

-весы.

-вата

-губки

-магниты

-зеркала для игр с солнечным зайчиком

- мыльные пузыри

-игрушки из разного материала, кусочки ткани

-тематические альбомы

-Игрушка обязательна! В младшем возрасте проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя (зайчик –любознайчик , утенок-удивленок, медвежонок-почемучка).


Спасибо вам за внимание, надеюсь, проведенные опыты пригодятся вам в вашей работе.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Осокина Людмила Петровна

Дата: 03.02.2024

Номер свидетельства: 645098


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства