Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «использование графических навыков в развитии речи у детей с овз"»
МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Карасева Т.В., воспитатель МБДОУ № 49 г. Апатиты
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.И.Павлов.
Важную роль в развитии речи и подготовке детей к школе играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.
Одним из видов подготовки руки дошкольника к письму является раскрашивание. Необходимое требование, которого, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.
При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети либо сильно нажимают на карандаш, либо не нажимают на него вовсе. От этого линии еле заметные, практически невидимые или слишком плотные. Это говорит о том, что у ребенка не развита мелкая пальцевая и кистевая моторика, нет координации движений кистью.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое).
Важно:
сначала даются упражнения для более крупных мышц;
начинают со статических движений (удержание позы);
динамические движения (кулак – ребро – ладонь);
движения с помощью пальцев.
Основные формы работы с детьми по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков - игры и упражнения, которые включены в занятия всех направлений развития. Используют:
Традиционные игры и упражнения (различные массажи, пальчиковые игры и т. д.)
Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений
Цель:
Развитие силы пальцев, быстроты и ритмичности их движений.
Противопоставление пальцев.
Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
Отведение — приведение пальцев.
Сжимание ластика разными пальцами.
Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.
Перекладывание мячей разного диаметра.
Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.
Перекатывание в пальцах карандаша.
Передача пальцами теннисного шарика.
Упражнения по штриховке по контуру, обводка.
Цель: развитие зрительно-моторных координаций.
Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию учебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять.
Рисование узоров, раскрашивание, штриховка, обводка по точкам и т.п.
Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование по шаблонам.
Игры с пальчиками с речевым сопровождением.
Цель: развитие движения руки, снятие мышечного напряжения в кисти, развитие чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.
Во время чтения стихотворения на каждое слово пальчики «здороваются», т.е. последовательно соединяются с большим пальцем в кольцо. Здесь использую два варианта: пальцы можно соединять в прямом и обратном порядке, можно чередовать.
Разучивать упражнения лучше индивидуально:
начинать с ведущей руки;
затем подключается другая рука;
обе руки одновременно;
упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь сопровождения убирается.
Упражнение «Нитяные узоры»
Цель: развитие тонких координированных движений пальцев рук, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, навыков самоконтроля, развитие произвольного внимания, умения работать сосредоточенно и аккуратно.
Для работы берутся толстые тяжелые нитки либо тонкие веревочки. Используются карточки-образцы, дети выполняют задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.
Тренировка правильного захвата ручки, ее удержания, тренировка силы нажима
Использование мини эспандера для пальцев.
Для этого понадобится изоляционный полипропиленовый шланг, нарезаем из него колечки толщиной 1,5 – 2 см, на срез приклеиваем губы получается «Говорилка» взяв ее за боковые стороны указательным и средним пальцем сверху и большим снизу – сжимающими движениями, мы можем имитировать разговор от имени героя или проговаривание стиха, потешки, мы не заметно для ребенка тренируем силу пальцев и формируем правильное пальцев , которое необходимо для правильного положения ручки или карандаша.
Использование копировальной бумаги для контроля силы нажима при рисовании и письме.
Берется планшет, 2 листа бумаги , между ними мы укладываем копировальную бумагу, на которой кладут картинку персонажа, например курочки, и предлагается ребенку накормить ее зернышками ( нарисовать на листе зернышки.
Важно: рука должна полностью лежать на столе
При рисовании карандаш в правильном положении, если ребенок отрывает предплечье от стола, необходимо его удерживать, помогая работать не всей рукой, а только кистью.
Нарисовав зернышки, вы можете предложить ребенку посмотреть: действительно ли он накормил курочку? Взяв нижний лист, вы увидели отпечаток зернышек, значит нажим достаточный, если ничего не видно или отпечаток еле заметный, предложите ребенку еще покормить, проделав все заново. Важно чтобы ребенок сам определил силу своего нажима и смог контролировать самостоятельно.
Копировальную бумагу можно изготовить самостоятельно, закрасив темным восковым мелком лист бумаги, что является еще одним способом тренировки моторики кисти.
Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определённом направлении.
Игра «От дома к дому». Задача ребёнка – точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и одной формы. Ребёнок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, а затем уже фломастером. Проводя линию, дети сопровождают действия словами: «От домика к домику». Игра «Кто быстрее – кто ровнее?» - точность и координация графических движений. Она может проходить как соревнование двух групп детей. У каждой команды доска, на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей – сменяя друг друга быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии. Игра «Парашютисты». В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов. Игра «Охотник и волк». На одном конце листа рисуется охотник с ружьём, на другом волк. Охотник должен «выстрелить и убить волка» (дуло ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги). Игра «Самолёт и облако». Ребёнку предлагается сделать одно облако «таким тёмным», чтобы самолёт через него совсем не было видно, а другое «светлым», чтобы самолёт через него был немножко виден.
В процессе рисования дети графически фиксируют движение, при котором
Одновременно учатся расслаблять руку от плечевого сустава к кисти, а также мышцы ладони и пальцев. В таких упражнениях мягким карандашом ребята изображают действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание), определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет её. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приёмов проведения линий. Вместе с тем рисование тесно связано с письмом и включает в себя много общих моментов в процессе рисования и письма:
формируется учебная поза ребёнка,
он овладевает графическими умениями,
учится точно соизмерять движения руки,
подчинять их зрительному контролю,
регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.
В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знаком (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.
Важно: Педагогов и родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и раскрашивании.
Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.
Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании.
Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра, или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку. Необходимо научить ребёнка не напрягать руки и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.