Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»»
Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Цель: Создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.
Задачи:
Образовательные: Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.
Развивающие: Развитие коммуникативных умений родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником.
Воспитательные: Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.
Активизация словаря: Саморегуляция, когнитивные способности, замысел игры, творческий потенциал.
Предварительная работа: Консультация для родителей «Обучение решению задач на смекалку», «Развиваем в игре математические способности».
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, исследовательско -познавательная (интеллектуально-познавательная), конструирование.
Планируемый результат: У родителей сформированы знания к играм развивающие у детей познавательные процессы, проявляют интерес к данной проблеме. У родителей сформирована мотивация готовности детей к школе.
Оборудование: Экран, мультимедийная установка, бланки ответов для теста, листы бумаги в клетку, цветные карандаши, предметные картинки к игре «Потерянные вещи», игра-конструктор «Колумбово яйцо» на каждого родителя, бланки незаконченных предложений - упражнение «Школьное будущее моего ребенка», памятки для родителей: «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу», «Советы родителям будущих первоклассников», буклеты «Сложи квадрат» методика Никитиных.
Компетенции: Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности, обеспечивая развитие детей. Владение теорией и методиками познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста (знание вариативных образовательных программ, технологий, дополнительных средств развития детей, умение интегрировать содержание образовательной работы).
Ход Мастер класса
Вводная часть
Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на учёбу, а перечень трат увеличится не только на игрушки, одежду, но и на школьные принадлежности, форму.
В настоящее время, в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. То есть, с одной стороны, родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны, не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.
Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.
К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе.
Основная часть
Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры.
-Что такое замысел игры?
В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.
-Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал?
Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.
Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.
Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители. - Но для начала нашего мастер - класса предлагаю пройти тест
«Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка. 4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама. 6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!» Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
Результаты тестирования: до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; 10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика. 1 -необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 2 -нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 3 -предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями. 4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры. 5 - ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Сейчас хотелось бы Вам показать какие игры и упражнения мы используем в ДОУ с Вашими детьми (показ слайдов).
-Какие игры Вы знаете?
- Какие игры у Вас есть дома, в какие игры Вы играете дома совместно с детьми?
Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому.
Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат. Мы будем сами выполнять эти задания, т.е. - играть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. В конце нашей встречи Вам будут предложены памятки, тренировочные игры и упражнения.
Упражнение на развитие произвольного внимания:
Игра «10 квадратов»
Предложите ребенку лист бумаги в клетку и цветные карандаши. Дайте задание: нарисовать в ряд 10 квадратов. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка: «А теперь слушай очень внимательно. Я дам тебе еще одно задание, но произнесу его только один раз. Запомни, что надо будет рисовать и как. Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый квадраты». Если ребенок переспрашивает, пытается переспросить вас, не уточняйте, важно, чтобы он сделал так, как услышал сам.
Задание считается выполненным, если ребенок его безошибочно выполнил самостоятельно. В том случае, если ребенку потребовалась помощь повторите упражнение на следующий день, изменив условия (предложите нарисовать 10 треугольников или кругов и закрасить синим или желтым карандашом 2, 4, 7 фигуру).
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Дайте ребенку задание вычеркнуть в каком-либо тексте все буквы А, буквы И обвести в кружок, буквы Д подчеркнуть.
Д/игра: Разбери фигуры по признаку.
- Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
- На столе лежат разные геометрические фигуры, возьмите по одной фигуре и разделитесь по группам. По каким признакам можно разделить фигуры? (по форме, по цветам, по величине)
(родители берут по фигуре и делятся произвольно по группам, затем объясняют свои действия. Игра продолжается со сменой фигур 3-4 раза).
Игры с счётными палочками.
- Для чего нужны счётные палочки детям дошкольного и младшего школьного возраста?
- Так же из счётных палочек можно выложить различные фигуры и предметы. Давайте поиграем. Я буду вам называть фигуру, а Вы должны её выложить. Выложите 2 треугольника из 5 палочек, 2 прямоугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек.(показ фигур на слайдах)
- Скажите, что развивается у детей играя с счётными палочками?
Математическая игра-конструктор «Колумбово яйцо»
Предназначена для детей 3-8 лет. В нее можно играть, составляя из частей Колумбова Яйца забавные фигурки всевозможных предметов, птиц и зверей.
При этом нужно придерживаться простых правил.
1. Части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг другу. 2. В составленной фигурке должны быть использованы все части конструктора.
Игра имеет четыре уровня сложности. Предлагаю сложить по одной фигуре с каждого уровня по образцу (фигуры представлены на слайдах).
Игры на операции аналитического мышления. Словесные игры
Игра «Правая - левая»
Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга.
Описание игры.
Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку: правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.
- Давайте поиграем, будьте внимательны!
Игра «Да - нетка?»
Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.
Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Взрослый загадывает предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например: «Он живой или нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т. д. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями (игра с родителями, отгаданный предмет показываю на картинке).
Заключительная часть.
Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. • В школе мой ребенок будет… • Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что… • Когда моего ребенка укоряют, я… • Когда ребенок пойдет в первый класс… • Когда он получит пятерку, я… • Я думаю, что школа для моего ребенка…
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.
IV. Рефлексия.
- Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие. Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы: • Полезной ли была сегодняшняя встреча? • Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе? • Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе? • Ваши пожелания организаторам?